КАРАТЫГИН, Вячеслав Гаврилович (1875–1925)

Кафедра истории русской музыки
Профессор

КАРАТЫГИН, Вячеслав Гаврилович (5/17 сентября 1875, Павловск – 23 октября 1925, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыкальный критик, композитор, общественно-музыкальный деятель. Профессор (1919).

Выпускник естественного отделения физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета (1898). Работал химиком на пороховом заводе (1898–1907). Параллельно брал уроки теории музыки и композиции у композитора Н. А. Соколова (1897–1902).

В этот период сблизился с Беляевским кружком. Вместе с В. Ф. Нувелем, Л. В. Николаевым и И. И. Крыжановским, стал организатором кружка «Вечера современной музыки» (1901–1912). Освещал в прессе наиболее значительные концертные программы, в которых впервые исполнялись многие неизвестные в России произведения М. Равеля, К. Дебюсси, А. Шёнберга, М. Регера и других европейских композиторов. На Вечерах современной музыки состоялись дебюты И. Ф. Стравинского (1907), С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского (1908), а также премьерный показ оперы М. П. Мусоргского «Женитьба» (всего 56 концертов).

Преподавал историю и теорию музыки на Музыкально-драматических курсах Е. П. Рапгофа (1915), в Николаевском сиротском институте (1915–1918). Читал курсы истории, теории, эстетики, акустики, естествознания, математики в Государственном институте музыкального просвещения, в Техникуме музыкального просвещения (ТеМП), Первом музыкальном техникуме имени М. И. Глинки, во Втором государственном музыкальном техникуме, в Музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова и других Петроградских учебных заведениях.

В Консерватории: преподаватель теории и истории музыки (1916), профессор кафедры истории музыки (1919–1925).

Действительный член Петроградского Института истории искусств (1919). Член Художественного совета Петроградской филармонии. Председатель редколлегии музыкального издательства «Тритон». Сотрудничал со многими журналами и газетами: «Золотое руно» (1906–1907), «Речь» (1907–1917), «Правда жизни» и «Наша газета» (1908–1909), «Аполлон» (1909–1914), «Ежегодник императорских театров» (1909–1914), «Театр и искусство» (1909–1915), «Северные записки» (1913–1916), «Современное слово» (1914–1915), «Музыкальный современник» (1915–1917), «Наш век» (1917–1918), «Жизнь искусства» (1921–1924) и другими.

Автор более 1000 статей и очерков, посвященных разнообразным вопросам музыкального искусства: истории и теории, эстетики и психологии, источниковедения и музыкальной критики. Состоял в дружеских и творческих контактах с немецкими музыковедами К. Геншелем (Karl Gentschel) и К. Вольфуртом (Kurt Wolfurt), французским музыкальным критиком и историком М. Кальвакоресси, композиторами М. Регером и А. Шёнбергом.

Внес значительный вклад в изучение творчества русских композиторов-классиков. Подготовил к печати неизданные произведения М. П. Мусоргского (отрывки из опер «Саламбо» и «Сорочинская ярмарка», ряд фортепианных пьес и романсов). Пропагандировал творчество современных композиторов — А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса и других.

Автор романсов, фортепианных и скрипичных пьес, ряда обработок русских народных песен. Писал музыку к драматическим спектаклям: «Черные маски» и «Анатэма» Л. Н. Андреева, «Гибель дома Эшеров» Э. По, «Саломея» О. Уайльда, «Франческа да Римини» Д, Аннуцио (театр В. Ф. Комиссаржевской), «Заложники жизни» Ф. К. Сологуба и «Стойкий принц» П. Кальдерона (Александринский театр), «Обряд русской свадьбы» (совместно с В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, Экспериментальный театр).

Библиография

Сочинения: Полный список сочинений и других музыкальных работ Н. А. Римского-Корсакова // Ежегодник Императорских театров. 1909. С. 72–76; Скрябин и молодые московские композиторы // Аполлон. 1912. № 5. С. 25–38; Петербургские концерты и «Электра» // Аполлон. 1913. № 4. С. 51–55; М. Регер // Хроника журнала Музыкальный современник. 1916. № 22. С. 52–57; «Хованщина» и ее авторы. // Музыкальный современник. 1917. № 5–6. С. 192–218; В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность. Статьи. Материалы. Л., 1927. 262 с.; Избранные статьи. М.; Л., 1965. 352 с.; Музыкант-импрессионист (к постановке «Пелеаса и Мелизанды» Дебюсси) // Зарубежная музыка XX века. М., 1975. С. 60–66; О Шёнберге; Новейшие течения в западноевропейской музыке (из статьи) // Зарубежная музыка XX века. М., 1975. С. 143–148; О музыкальной критике // Критика и музыкознание. Л., 1975. С. 263–278; Забытый классик русской критики // Музыкальная жизнь. 1988. № 9. С. 21–23. (Фрагменты его статей и рецензии); Э. А. Купер как дирижер театральный // Купер Э. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1988. С. 42–44; О слушании музыки / предисл. В. Ф. Шишмарева // Музыкальная жизнь. 1996. № 11–12. С. 33–38; Музыка А. К. Глазунова к пьесе «Царь Иудейский» // Мифы и миры Александра Глазунова: сб. науч. ст. СПб., 2002. С. 38–44; Восторг творчества: К 130-летию со дня рождения Александра Скрябина // Музыкальная жизнь. 2002. № 1. С. 27–31. (Фрагменты ст. В. Г. Каратыгина, посвящ. А. Н. Скрябину).

Литература: Оссовский А. В. В. Г. Каратыгин. Светлой памяти друга // Музыкальная летопись: статьи и материалы / под ред. А. Н. Римского-Корсакова. Сб. 3. Л.; М., 1925. С. 161–164; Кремлев Ю. А. В. Каратыгин — музыкальный критик // Каратыгин В. Г. Избранные статьи. М.; Л., 1965. С. 3–20; Келдыш Ю. В. Каратыгин Вячеслав Гаврилович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 715–717. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3435; Ливанова Т. Н. В. Г. Каратыгин и его наследие // Ливанова Т. Н. Статьи. Воспоминания. М., 1989. С. 181–185; Ларченко О. А. Проблема музыкального исполнительства в критике В. Г. Каратыгина // Из истории музыкальной жизни России (XIX–XX век): сб. науч. трудов. М., 1992. С. 64–81; Гусейнова З. М. Архивные материалы В. Г. Каратыгина в РИИИ // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 90–91.

Г. А. Некрасова, Н. Б. Селиверстова, 2014