ЛАРОШ, Герман Августович (Herman Laroche) (1845–1904)

Кафедра теории музыки
Профессор

ЛАРОШ (Laroche, Ла Рош, лит. псевдонимы: L., Л., P., F. L., Л. Нелюбов), Герман Августович (Евстратьевич) (13/25 мая 1845, Санкт-Петербург – 5/18 октября 1904 или 7/20[?] октября 1904, там же) — музыкальный и литературный критик, теоретик, композитор, педагог. Профессор (1871).

Родился в семье преподавателя французского языка. С 6 лет учился игре на фортепиано дома. В детстве вместе с матерью переехал в Москву. Проявил способности к импровизации. Занимался музыкальным самообразованием, изучая музыкальную теорию по учебникам А. Б. Маркса и Ю. Арнольда. Брал уроки фортепиано и теории музыки у А. И. Дюбюка. Под его руководством сочинял фортепианные сонаты, струнный квартет и фуги (1860–1862).

По совету видного деятеля Русского музыкального общества В. А. Кологривова поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию; учился (1862–1866) как стипендиат Московского отделения Русского музыкального общества (РМО) у Н. И. Зарембы (гармония и контрапункт), Г. Ф. Штиля (орган), А. А. Герке (фортепиано). Окончил Консерваторию как композитор — кл. сочинения и инструментовки А. Г. Рубинштейна. На выпускной экзамен представил первую часть своей симфонии, получив звание свободного художника. Симфоническое аллегро было исполнено под управлением Н. Г. Рубинштейна в концерте РМО в Москве (1866).

В годы учения проявил незаурядный композиторский дар, самобытность ума и необычайную эрудицию. Дебютировал в качестве критика статьей «Заметки по поводу лекций о музыке г. Серова» за подписью «Ученик консерватории» (журнал «Северная пчела», 1864).

Был сокурсником и близким другом П. И. Чайковского. Одним из первых оценил исключительность его таланта, и в течение всей жизни пропагандировал его творчество в печати.

Возвратился в Москву в качестве профессора Московской консерватории по кл. теории и истории музыки (1867–1870, 1883–1886). С 1867 начал регулярную музыкально-критическую деятельность, являясь постоянным рецензентом газет: «Современная летопись», «Московские ведомости». Опубликовал в журнале «Русский вестник» цикл статей «Глинка и его значение в истории музыки» (1867, № 10; 1868, № 1, 9, 10). Изданный впоследствии отдельной книгой (1868), этот фундаментальный труд впервые глубоко обосновал концепцию творчества М. И. Глинки в контексте развития русской и западноевропейской музыки.

За годы публицистической деятельности (1867–1901) создал летопись музыкально-общественной жизни своего времени, написав более 500 статей. Выступал с рецензиями на концерты и оперные спектакли, давал оценки новым произведениям русских композиторов, размышлял о музыкальных деятелях прошлого и настоящего, путях развития национальных школ, современных творческих направлениях.

Публиковался во всех ведущих органах российской периодической печати: «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время», «Новости», «Moskauer deutsche Zeitung», «Северный вестник», «Музыкальный сезон», «Музыкальный листок», «Музыкальное обозрение», «Музыкальный и театральный вестник», «Ежегодник императорских театров», «Театральная газета» и других.

Первым в России начал пропаганду западноевропейской музыки добаховского периода. Выступал за демократизацию искусства, создание широкой сети музыкально-образовательных учреждений и музыкальных издательств.

Полемизируя с «кучкистами» Ц. А. Кюи и В. В. Стасовым по ключевым вопросам музыкальной жизни и творчества, отстаивал необходимость профессиональной музыкантской выучки, академического консерваторского образования, основанного на изучении технологии и истории развития музыкальных стилей. Во многом разделял эстетические идеи Э. Ганслика, отрицавшего дилетантизм в музыке. Перевел на русский язык и написал предисловие к книге Ганслика «О музыкально-прекрасном» (1895).

В своих статьях исследовал широкий спектр музыкально-педагогических проблем: «Историческое изучение музыки» (1867), «Мысли о музыкальном образовании в России» (1869), «Мысли о системе гармонии и ее применении в педагогике» (1871), «Исторический метод преподавания теорий музыки» (1872), «О правильности в музыке» (1874) и другие.

Писал полемические статьи по вопросам русской и зарубежной художественной литературы (более 107, псевдонимы: L., Л., P., IV, F. L., Л. Нелюбов), вызывавшие большой интерес в литературной среде, в том числе у А. И. Тургенева и И. А. Гончарова.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор гармонии и контрапункта (1871–1873[?]), музыкальной формы, теории и истории музыки, сольфеджио (1873–1875, 1878/1879). Уволился по болезни. Среди учеников по истории музыки — Н. А. Губерт, А. К. Лядов, Л. А. Саккетти.

Композиторское наследие Лароша немногочисленно: увертюра к опере «Кармозина» (по пьесе А. Мюссе), увертюра, инструментованная П. И. Чайковским, Симфоническое аллегро, марш к пьесе В. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в инструментовке А. К. Глазунова и несколько романсов на стихи А. А. Фета.

Ларошу посвящена ранняя фортепианная пьеса П. И. Чайковского на тему песни «Возле речки, возле моста» (1862), романс «Пойми хоть раз» (ст. А. А. Фета) и Тема с вариациями, op. 19.

С. И. Танеев посвятил памяти Лароша свой труд «Подвижной контрапункт строгого стиля».

Библиография

Сочинения: На память о П. И. Чайковском / Ларош Г. А., Кашкин Н. Д. М., 1894. 62 с.; Исторический метод преподавания теорий музыки; Фетис-отец как музыкальный историк. СПб., 1894. 160 с.; Чайковский как драматический композитор // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1893/1894 г. Прилож. 1. С. 80–182. Прим.: см. также отд. оттиск 1895 г.; Из моих воспоминаний. П. И. Чайковский в консерватории // Северный вестник. 1897. № 9, 10; Собрание музыкально-критических статей. Т. 1. М., 1913. 396 с.; Избранные статьи о Глинке. М., 1953. 197 с.; Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 1: М. И. Глинка. Л., 1974. 232 с.; Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2: П. И. Чайковский. Л., 1975. 368 с.; Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 3: Опера и оперный театр. Л., 1976. 376 с.; Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 4: Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. Л., 1977. 320 с.; Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 5: Музыка и литература. Л., 1978. 355 с.

Литература: Финдейзен Н. Герман Августович Ларош. // Русская музыкальная газета. 1904. № 48. Стб. 941–945; Памяти Г. А. Лароша: [некролог] // Нувеллист. 1905. № 1. С. 9; Кашкин Н. Д. Воспоминания о Г. А. Лароше // Ларош Г. А. Собрание музыкально-критических статей. Т. 1. М., 1913. С. 26–42; Чайковский П. И. Г. А. Ларош // Ларош Г. А. Собрание музыкально-критических статей. Т. 1. М., 1913. С. 5–25; Шуппер Д. С. Г. А. Ларош: дис. … канд. иск. Л., 1946. 150 с.; Сабинина М. Ларош и Чайковский: (К 50-летию со дня смерти Г. Лароша) // Советская музыка. 1954. № 10. С. 67–76; Кремлёв Ю. Г. А. Ларош: [гл. третья] // Кремлёв Ю. Русская мысль о музыке: очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. 3: 1881–1894. Л., 1966. С. 129–188; Ливанова Т. Н. Г. А. Ларош // Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 4. М., 1973. С. 139–146; Гозенпуд А. Герман Августович Ларош: [вступ. ст.] // Ларош Г. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 1: М. И. Глинка. Л., 1974. С. 5–32; Бернандт Г. В. Ларош и Чайковский: [вступ. ст.] // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 2: П. И. Чайковский. Л., 1975. С. 5–22; Бернандт Г. Ларош — несколько штрихов к портрету // Советская музыка. 1975. № 1. С. 110–115; Ливанова Т. Н. Ларош Герман Августович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 161–163. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4280/Ларош; Гозенпуд А. А. Ларош — оперный критик: [вступ. ст.] // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 3: Опера и оперный театр. Л., 1976. С. 5–18; Гозенпуд А. А. Г. А. Ларош — музыкально-литературный критик: [вступ. ст.] // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 5: Музыка и литература. Л., 1978. С. 5–18; Дианова Л. «Автобиография» Г. А. Лароша (материалы к биографии и портрету ученого) // П. И. Чайковский. Исследования и материалы: сборник студенческих работ / сост. С. В. Фролов; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1997. С. 76–101.

Архивные источники

Дело о приглашении Г. Е.[sic!] Лароша преподавателем гармонии и контрапункта за 1871–1882 гг. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 88. 41 л.; [Приглашение Г. А. Ларошу от М. Азанчевского принять на себя преподавание в Консерватории гармонии и контрапункта от 14. 07. 1871] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 9. Д. 88. С. 1 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); [Докладная записка о передаче Г. А. Ларошу учеников класса А. С. Фаминцына, октябрь 1872]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 65. С. 12 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); [Поручение, данное Г. А. Ларошу Советом профессоров Консерватории в связи с его поездкой на Венскую Всемирную выставку, июнь 1873]. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 9. Д. 88. С. 5 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протокол заседания Совета профессоров от 29. 11. 1878. [Ларош Г. А.] ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 101. С. 69. (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).


М. И. Алейников, Н. Б. Селиверстова, 2013