АБРАМОВСКИЙ, Георгий Константинович (1929–2002)

Кафедра истории русской музыки
Профессор

АБРАМОВСКИЙ, Георгий Константинович (2 ноября 1929, Воронеж – 16 декабря 2002, Санкт-Петербург, Никольское кладбище) — музыковед-историк, педагог, исследователь, лектор. Заслуженный работник высшей школы РФ (1998). Доктор искусствоведения (2000). Профессор (1983). Награжден знаком «Житель блокадного Ленинграда» (1989) и медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1995).

С 7 лет обучался игре на фортепиано у профессора Консерватории А. А. Розановой. Окончил Музыкальную школу-семилетку при Консерватории (1943–1946) и три курса Музыкального училища при Консерватории по двум специальностям: фортепиано (кл. В. Л. Михелиса и А. Д. Логовинского) и теоретико-композиторского отделения (1946–1949). В Консерватории также учился на двух факультетах: фортепианном (кл. А. Д. Логовинского) и теоретико-композиторском (1949–1954). Удостоен Стипендии имени Сталина (III–V курсы, 1951–1954). Окончил аспирантуру кафедры истории русской музыки (1954–1957, кл. проф. М. С. Друскина).

Работал лектором Филармонического отдела Всероссийского гастрольно-концертного объединения (1953), Лекционного бюро (1954–1957), Всесоюзного общества «Знание» (1956–1980-е). Прочел более 100 лекций в Ленинграде и других городах.

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (в некоторых источниках — музыкальной литературы) в Ленинградском музыкально-педагогическом училище № 3 (1958–1961; в некоторых источниках с 1947). Член Научно-методического совета при Главном управлении учебных и научных учреждений Министерства культуры РСФСР (1980-е).

В Консерватории: преподаватель (1957–1958, 1961–1968), доцент (1968), профессор (1983–2002, не утвержд.), профессор-консультант (2002) кафедры истории русской музыки. Кандидат искусствоведения (1963). Читал лекции на факультете повышения квалификации Консерватории и в Институте усовершенствования учителей (1974–1990-е). Заместитель председателя Методического совета теоретико-композиторского факультета Консерватории (1977–1981). Заместитель председателя правления вузовской организации — общества «Знание» (1980 – после 1985). С 1982 участвовал в работе Научно-методического совета Консерватории.

Читал лекции по истории русской музыки XIX – начала XX вв. исполнителям, композиторам, музыковедам. Разработал и вел на историко-теоретическом факультете курс архивно-библиографической практики; написанная им программа была опубликована Методическим кабинетом МК СССР (1981). В личном деле Абрамовского упоминается его неизданная методическая работа: «Курс лекций по архивно-библиографической практике: (пособие в помощь студентам-музыковедам)» (1969).

Под руководством Абрамовского подготовлено более 20 дипломных работ и 1 кандидатская диссертация. Среди учеников — М. Н. Щербакова, М. И. Алейников. Руководил исследовательской работой стажеров из Франции, Канады, Великобритании, США. Регулярно оказывал методическую помощь Средней специальной музыкальной школе и Музыкальному училищу при Консерватории (1970–1980-е).

Автор работ по истории русской музыки XVIII–XX вв., методических разработок и пособий в области источниковедения. В 1950–1960-е занимался проблемами современной отечественной музыки, прежде всего, творчества Д. Б. Кабалевского, а также — С. М. Слонимского и А. А. Николаева.

Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: «Творчество Д. Кабалевского в послевоенный период» (1961, научный руководитель М. С. Друскин). Основной круг научных интересов с конца 1960-х — история русской оперы XVIII и 1-й трети XIX вв., композиторское наследие А. Н. Серова и других русских композиторов. Центральное место в научном наследии занимает докторская диссертация — монография «Оперное творчество А. Н. Серова» (1999) — одно из первых в отечественной музыкально-исторической науке фундаментальных источниковедческих и историко-стилевых исследований всего оперного наследия Серова, в котором Абрамовский раскрывает роль композитора в истории русского музыкального театра, освещает вопросы генезиса его творчества и совершенных им художественных открытий.

Библиография

Сочинения: Основные музыкально-драматургические образы опер Д. Кабалевского «Семья Тараса» и «Никита Вершинин» // Очерки по истории и теории музыки / Ленинградская государственная консерватория; под ред. М. С. Друскина и Ю. Н. Тюлина. Л., 1958. С. 155–177; Д. Кабалевский. М., 1960. 42 с. (В помощь слушателям народных университетов культуры); Симфония о нашем современнике: (по поводу Четвертой симфонии Д. Кабалевского) // Совесткая музыка. 1960. № 9. С. 31–34; Творчество Д. Кабалевского в послевоенный период: дис. ... канд. иск. Рукопись. 1961. 224 с.; Творчество Д. Б. Кабалевского в послевоенный период (1945–1960): автореф. дис. … канд. иск. / Ленинградская государственная консерватория. Л., 1962. 23 с.; Черты стиля Д. Кабалевского // Вопросы современной музыки. Л., 1963. С. 84–107; Виолончельный концерт и фортепианные сонаты Д. Кабалевского. М., 1963. 28 с. (Библиотека слушателя концертов); Кабалевский Дмитрий. Четвертая симфония // Советская симфония за 50 лет. Л., 1967. С. 120–127; Николаев Алексей. Первая симфония // Там же. С. 240–246; Слонимский Сергей. Симфония // Там же. С. 336–343; Русская опера XVIII века: в помощь студентам-заочникам ист.-теорет. ф-тов / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. Метод. кабинет по заоч. муз. образованию; Ленингр. гос. консерватория. Каф. истории музыки. М., 1968. 34 с.; Русская опера первой трети XIX века / Ленингр. гос. консерватория. М., 1971. 77 с. (В помощь педагогу-музыканту); [Г. К. Абрамовского с 1958 по 1963] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 12; Опера Серова «Рогнеда» // Советская музыка. 1976. № 12. С. 92–101; Архивно-библиографическая практика: прогр. для муз. вузов по специальности № 2208 «музыковедение» / М-во культуры СССР. Всесоюз. метод. кабинет по учеб. заведениям искусств и культуры. М., 1982. 14 с.; Оперы А. Серова «Мельничиха в Марли» и «Майская ночь» (к истории вопроса) // Стилевые особенности русской музыки XIX–XX веков: сб. науч. тр. / М-во культуры РСФСР; Ленингр. гос. консерватория. им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1983. С. 33–58; 100 опер: история создания. Сюжет. Музыка / ред.-сост. М. Друскин; [авторы ст.: Г. Абрамовский и др.]. Изд. 8-е. Л., 1987; Библиография в помощь научной работе музыковеда: метод. разработки для слушателей ф-та повышения квалификации и студентов-музыковедов / Ленингр. гос. консерватория. Каф. истории рус. и сов. музыки; сост. Г. К. Абрамовский. Л., 1989; Указатель музыковедческой литературы по истории русской музыки до 1917 года: для спец. курсов музыковедч. отд-ний теорет.-композит. фак. СПб., 1994. 76 с. (в соавт. с М.К. Михайловым); Прелюдия-кантата А. Глазунова, сочиненная к 50-летию Петербургской консерватории // Петербургский музыкальный архив: сб. ст. и материалов / С.-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Науч. муз. б-ка. Отд. рукописей и редких изд. Вып. 1. СПб., 1997. С. 148–153; А. Рубинштейн и А. Серов // А. Г. Рубинштейн: сб. ст. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1997. С. 47–61; 111 опер: справ.-путеводитель / ред.-сост. А. Кенигсберг; ред. Л. Михеева; [авт. коллектив: Г. Абрамовский и др.]. СПб., 1998; Оперное творчество А. Н. Серова. СПб., 1998. 172 с.; Оперное творчество А. Н. Серова: автореф. дис. … д-ра иск. / М-во культуры РФ; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 1999. 36 с.; Предисловие // Михайлов М. К. О русской музыке: исследования, воспоминания / [отв. ред. З. М. Гусейнова; сост. А. Н. Крюков; ред. и автор предисл. Г. К. Абрамовский]. СПб., 1999. С. 5–8; [Воспоминания о М. К. Михайлове в разделе «Об авторе этой книги…»] // Там же. С. 159–161; Серов и Чайковский // П. И. Чайковский: энциклопедия / гл. ред. Л. З. Корабельникова.

Литература: Абрамовский Георгий Константинович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 12; Ковнацкая Л. Г. Вернуть Стравинского на Родину, вернуть — Родине // Музыкальная академия. 1995. № 4/5. С. 195–229. [На с. 199–201, 221, 227 — текст выступления Г. К. Абрамовского в защиту книги М. С. Друскина «Игорь Стравинский: личность, творчество, взгляды»; краткие сведения об А.]; Щербакова М. Н. Вечер памяти Георгия Константиновича Абрамовского // Musicus. 2008. № 1 (10). С. 50–51. URL: http://old.conservatory.ru/files/50-51_musicus_10.pdf; Абрамовский Георгий Константинович // Зиновьева Л. П. От самого истока: (от ЛМПУ до СПбМПК № 3). СПб., 2008. С. 247–248. (Преподаватели. Музыкально-теоретический отдел (ПЦК)).

Иконография

Абрамовский, Георгий Константинович (1929–2002). Фото без года. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Фото 2002 г. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК; Г. К. Абрамовский во время лекции с музыкальными иллюстрациями в собственном исполнении // Щербакова М. Н. Вечер памяти Георгия Константиновича Абрамовского // Musicus. 2008. № 1 (10). С. 50–51. URL: http://old.conservatory.ru/files/50-51_musicus_10.pdf.

Архивные источники

Личная карточка Г. К. Абрамовского. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих, уволенных в 2002. Л. 13–19; Личное дело Г. К. Абрамовского. Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих, профессорско-преподавательского состава и студентов за 1935–1956. Д. 12. Л. 81–105; Личное дело Г. К. Абрамовского. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава за 2002. Л. 1–86.

М. И. Алейников, 2012