ВЕНЯВСКИЙ, Генрик (Henryk Wieniawski) (1835–1880)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

ВЕНЯВСКИЙ (Wieniawski), Генрик (Henryk, Генрих Иосифович) (10 июля 1835, Люблин, Царство (Королевство) Польское в составе Российской империи, ныне Республика Польша – 31 марта / 12 апреля 1880, Москва; захоронен в Варшаве на Повознковском кладб.) — польский скрипач-виртуоз, композитор, педагог. Профессор (1862).

Игре на скрипке начал учиться с 6-ти лет у известных люблинских педагогов Я. Горнзела, а затем С. Сервачиньского; делал большие успехи. Через полтора года виртуозно исполнял концерты Й. Майзедера и Л. Берио на домашних концертах.

В 8 лет поступил в Парижскую консерваторию (1843, кл. скрипки А. Клавеля, ассистента профессора Л. Ж. Массара, затем в кл. Массара, 1844–1848). Был стипендиатом русского правительства. В 1846 на выпускном конкурсе получил первую премию, Большую золотую медаль и скрипку работы Гварнери (подарок Императора Николая I).

Посещал классы гармонии и контрапункта, чувствуя склонность к композиции. В 1846 появились первые сочинения — Вариации на тему мазурки, Ария с вариациями на оригинальную тему, Романс и др., среди которых — совместные сочинения с младшим братом Юзефом, учащимся Парижской консерватории по кл. фортепиано. Окончил Парижскую консерваторию по кл. композиции у И. Колет, получив первую премию (1849–1850).

Первые совместные с братом гастроли прошли в России, с которой прочно связана вся творческая жизнь скрипача. Концертируя по городам России и Западной Европы, завоевал славу крупнейшего виртуоза своего времени и вошел в круг лучших музыкантов эпохи, сотрудничая с Ф. Листом, Г. Бюловым, К. Таузигом, Ф. Лаубом, Й. Иоахимом и другими.

Яркий представитель романтического стиля. Виртуозный размах, ритмическая сила, полет фантазии сочетались в его игре с задушевной напевностью. По техническому совершенству, разнообразию красок и страстности исполнения игру Венявского сравнивали с Н. Паганини. Поклонниками искусства Венявского были Ф. Шопен, А. Мицкевич, С. Монюшко, К. Липиньский.

Владел разнообразным репертуаром, исполняя сочинения Н. Паганини, Г. Эрнста, Вьетана, Д. Б. Виотти, Д. Тартини, Г. Берлиоза, Ш. Берио, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. С. Баха, Э. Грига, А. Г. Рубинштейна, П. Роде и других, в том числе — собственные сочинения, обогатившие скрипичный репертуар, особенно в области скрипичной жанровой пьесы и художественного этюда. Концерты, полонезы, мазурки и другие пьесы Венявского отмечены национальной характерностью польского инструментального стиля.

В 1859 на гастролях в Лондоне познакомился и подружился с А. Рубинштейном. Принял приглашение на место придворного солиста в Санкт-Петербурге (1860). Прожил в России до 1872 года, создав здесь лучшие свои сочинения, в том числе — 2-й скрипичный концерт ре-минор и «Легенду», а также мазурки, полонезы, этюды-каприсы.

Солист Императорских театров Санкт-Петербурга, концертмейстер Симфонического оркестра Русского музыкального общества. Выступал как солист, ансамблист и дирижер. Руководитель и 1-я скрипка струнного Квартета Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1860–1862), в котором вместе с ним играли К. Шуберт, К. Ю. Давыдов (влч.), И. Х. Пиккель (нем. Johann Wilhelm Zacharias Pickel, 2-я скр.), и И. Вейкман (альт). Постоянный участник музыкальных собраний в доме А. Рубинштейна и в салоне Виельгорских. Помимо музыкантов, в круг его общения входили Н. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков и другие русские писатели, которые посещали дом его дяди, известного книгоиздателя М. О. Вольфа.

Не прерывал концертной деятельности и гастролей за границей. Выступал с А. Н. Есиповой (фп.), Н. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым, П. А. Пабстом, Д. Арто, П. Луккой.

В Санкт-Петербургской консерватории: преподаватель музыкальных классов (1860–1862), профессор кл. скрипки и камерного ансамбля (1862–1868). Член выборного Совета профессоров. Адъюнкты — А. К. Тераевич (1862–1864), И. Рааб (1863/1864–?).

Педагогическая деятельность Венявского определялась его исполнительскими принципами. Стремился воспитывать учеников на разнообразном репертуаре. Часто использовал метод показа на уроке. Демонстрировал разнообразные способы исполнения трудных пассажей, штрихов. Воздействовал на учеников воодушевлением и артистичностью собственного исполнения.

Оставил яркий след в развитии русской скрипичной школы. Многие из его учеников стали видными деятелями русской музыкальной культуры. Среди них — Д. А. Панов, возглавивший «Русский квартет», К. Н. Пушилов, К. Альтани (впоследствии известный дирижер), П. А. Краснокутский.

Покинул Санкт-Петербургскую консерваторию вслед за А. Рубинштейном, посвятив себя целиком концертной деятельности. Совместно с А. Рубинштейном совершил турне по Америке (1872–1874). Участвовал в Русских концертах на Всемирной Парижской выставке (1877).

Был профессором Брюссельской консерватории (1874–1877), заменяя А. Вьетана, ученики — Э. Изаи, Н. В. Галкин, Л. Лихтенберг, И. Шнитцлер и другие.

Умер во время гастролей в Москве от сердечной недостаточности.

С 1935 проводится Международный конкурс скрипачей имени Г. Венявского, основателем и первым руководителем которого стал его племянник Адам Тадеуш Венявский.

В 2001 Республика Польша выпустила памятную монету номиналом в 10 злотых. В память о Венявском в фойе Малого зала имени А. К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории установлена мемориальная доска.

Нотография

Список изданных произведений Генрика Венявского // Ямпольский И. Генрик Венявский. М., 1956. С. 39–40; Произведения Г. Венявского (изданные и неизданные) // Григорьев В. Генрик Венявский. М., 1966. С. 116–118; Репертуар Г. Венявского // Там же. С. 115–116; Ямпольский И. М. [Соч. Г. Венявского] // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 737. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1533/Венявский.

Библиография

Основная литература: Венявский Г. О. Биографический эскиз // Рус. муз. вестник. 1880. № 2. С. 1; Венявский Г. О. Биографический эскиз // Русский музыкальный вестник. 1880. № 3. С. 1–2; Бессель В. В. Генрик Фадеевич Венявский (из неизвестных воспоминаний В. В. Бесселя) // Финдейзен Н. Ф. В. В. Бессель. СПб., 1909. С. 181–185; Ямпольский И. Генрик Венявский: (к 100-летию со дня рождения) // Советская музыка. 1935. № 12. С. 69–74; Алексеева Е., Бортникова Е., Флишман Б. Венявский в России // Советская музыка. 1953. № 1. С. 81–84; Ямпольский И. Генрик Венявский. М., 1955. 40 с.; Гинзбург Л. Памяти Г. Венявского // Музыкальная жизнь. 1961. № 6. С. 7; Городинский В. Поэт музыки // Городинский В. Избранные статьи. М., 1963. С. 255–258; Дубровская Н. Собрание сочинений Генрика Венявского // Муз. жизнь. 1963. № 18. С. 20; Чекальский Э. Волшебная скрипка: повесть о Генрике Венявском / ред. и предисл. И. Белзы. Варшава, 1963. 353 с.; Григорьев В. Генрик Венявский. М., 1966. 118 с.; Раабен Л. Генрик Венявский // Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей. М.; Л., 1967. С. 10–125; Гинзбург Л. Г. Венявский // Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. М., 1971. С. 349–389; Ямпольский И. М. Венявский Генрик // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 736–737. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1533/ВенявскийРабей Вл. Живая душа скрипки : к 150-летию со дня рождения Генрика Венявского // Музыкальная жизнь. 1985. № 15. С. 20–21; Гуревич Л. Н. Генрик Венявский — знакомый и незнакомый // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе, 1862–2002. СПб., 2002. С. 227–230; Собакина О. В. Братья Венявские // Собакина О. В. Портреты польских музыкантов: очерки по истории польской музыкальной культуры. СПб., 2010. С. 69–81.

Иконография

Венявский (Wieniawski), Генрик (Генрих Иосифович) (1835–1880). Фотопортрет (фрагмент). Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Н. Б. Селиверстова, 2012