ОССОВСКИЙ, Александр Вячеславович (1871–1957)

Кафедра истории русской музыки
Профессор

ОССОВСКИЙ (лит. псевдонимы — А. В. Ос-ский, А. В. О., А. О.), Александр Вячеславович (19/31 марта 1871, Кишинёв Бессарабской губ. Российской империи, ныне Молдавия – 31 июля 1957, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Литераторские мостки Волкова (ныне Волковского) кладб.) — выдающийся представитель музыкознания Санкт-Петербурга, критик, редактор, переводчик, лектор, педагог, историк музыки, организатор музыкальной жизни, науки и образования. Член-корреспондент АН СССР (1943). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1946). Профессор (1946).

Санкт-Петербургской консерватории отдал около 40 лет (с небольшими перерывами).

Музыкальное образование получил как скрипач, обучаясь в музыкальном училище Саратова, совершенствуясь в Москве у известного педагога В. В. Безекирского, состоя концертмейстером и солистом в оркестре Московского университета. Заветной мечтой молодого Оссовского было стать учеником Н. А. Римского-Корсакова. Он осуществил ее, обучаясь в Консерватории (1896–1898) и частным образом (1900–1902), а затем Римский-Корсаков ввел его в свое ближайшее окружение.

Ко времени приглашения в Консерваторию в 1915 Оссовский уже был достаточно известен в музыкальных кругах Санкт-Петербурга, куда переехал из Москвы в 1894 по окончании юридического факультета Московского университета (1893).

В 1894 дебютировал как музыкальный критик в «Русской музыкальной газете» и журнале «Артист». С 1902 печатался в «Известиях Петербургского общества музыкальных собраний», в 1904–1909 заведовал музыкальным отделом газеты «Слово», публиковался также в журналах «Музыка», «Аполлон» и др. периодических изданиях. В 1910–1914 вел музыкальный отдел в «Русской энциклопедии» и в «Кратком русском энциклопедическом словаре». Был одним из организаторов, а в 1915–1917 членом редколлегии журнала «Музыкальный современник». В 1905–1917 — член дирекции «Концертов А. И. Зилоти» (к программам которых писал аннотации); выступал как лектор в Бесплатных народных концертах (в зале Санкт-Петербургской городской думы и на Путиловском заводе), был заместителем председателя Попечительного совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, учрежденного М. П. Беляевым (1907–1914). Член совета Российского музыкального издательства (1910–1918), член правления Фонда помощи русским музыкантам (1914–1918), председатель театрально-музыкального сектора общества «Свобода и культура». Одновременно с музыкальной деятельностью в 1894–1917 служил в Санкт-Петербурге в министерстве юстиции.

За годы, прошедшие с дебюта в «Русской музыкальной газете», Оссовский сложился как интереснейшая творческая личность, занявшая по праву место в ряду видных музыкальных критиков своего поколения, таких, как В. Г. Каратыгин, К. А. Энгель, Коломийцов. Оссовский развивал традиции русской мысли о музыке (своими наставниками он считал В. Ф. Одоевского и А. Н. Серова), а из зарубежных ученых выделял Комбарье и Тьерсо. Диапазон его интересов простирался от Ж. Ф. Рамо и А. Вивальди до К. Дебюсси и А. Шёнберга. Особое внимание он уделял русской музыке — ее прошлому и ее современному состоянию, ее связям с зарубежной музыкой. Среди его работ этого периода отметим брошюры об А. К. Глазунове и М. П. Беляеве.

В Консерватории: профессор (1915–1918, 1921–1952) истории музыки; проректор (1922–1929), заведующий каф. всеобщей истории музыки (1935–1945), заведующий каф. истории русской музыки (1945–1952), проректор.

Начав читать в Консерватории курс истории музыки и музыкальной эстетики, Оссовский в годы, последовавшие за Перовой мировой войной и Октябрьской революцией, взял отпуск и в 1919–1921 работал в Киевской и Одесской консерваториях. Вернувшись в Петроград и вновь войдя в Консерваторию, он был избран Художественным советом в Правление, а через год стал проректором, занимая эту должность до 1929 года.

В 1920-е продолжалась блестящая эпоха директорства А. К. Глазунова и, в то же время, это были годы хозяйственной разрухи, когда Консерваторию нужно было сохранить и наметить новые пути ее развития, реорганизации, реформ. Оссовский ответил на эти требования времени. Он преобразил преподавание общих музыкально-исторических разделов так называемой «энциклопедии», дававших самое элементарное представление об истории музыки. Как в чтение лекций, так и в научно-творческую работу, ее планирование он внес дыхание большой науки, прогрессивную методику, университетский подход. Это позволило вскоре (1925) открыть музыковедческую специальность, а также сказалось на уровне преподавания курсов для исполнителей. Оссовский сумел привлечь в Консерваторию лучшие музыковедческие силы — Б. В. Асафьева, В. Г. Каратыгина. Считая в этот период Консерваторию основным своим делом, Оссовский, тем не менее, не ограничивался ею, активно участвуя в музыкальной жизни Ленинграда. В 1920-е годы он совмещал проректорство в Консерватории с работой в Ленинградском университете (1921–1923, проф.), Ленинградском научно-исследовательском институте театра и музыки, Ленинградской филармонии (в 1921–1923 — помощник директора, в 1923–1925 — директор), Эрмитаже, лекциями на различных площадках города.

После отъезда Глазунова за границу (1928), Оссовский около года продолжал выполнять обязанности проректора, а потом был вынужден уйти с этой должности, не выдержав развернувшейся газетной травли и наскоков Пролеткульта, упрекавших его в дворянском происхождении. Но Оссовский-педагог не мог существовать без Консерватории, как и она без него. В 1931 его вновь приглашают в Консерваторию возглавить каф. всеобщей истории музыки. Одновременно с этими обязанностями он состоял директором художественной части Филармонии (1933–1937).

В первой половине 1930-х Оссовский идет к главному итогу своей преподавательской деятельности — курсам лекций как по русской, так и по зарубежной истории музыки от древнейших времен до современности. Эти курсы стенографировались, и Оссовский в перспективе хотел издать их. Но помешали разного рода обстоятельства. Даже сейчас, спустя три четверти века после выхода разного рода многотомных историй музыки и фундаментальных монографических исследований, эти курсы поражают колоссальным охватом материала, тщательностью проработки фактов, прозорливыми историческими сопоставлениями. И вместе с тем, особо отметим педагогическую упорядоченность, ясность изложения, великолепный литературный язык лекций. В них Оссовский открывал целые неизвестные пласты музыкальной культуры. В русской музыке это — скоморохи, Владимиро-Суздальская Русь, доглинкинский период развития оперы, музыкальная эстетика XVIII в., творчество Римского-Корсакова. В зарубежной музыке он показал, наряду с традиционно привлекающей внимание исследователей немецкой и итальянской музыкальной культурой, значение музыкальной культуры Франции, Испании. Оссовский инициировал ряд ценных переводных книг по истории французской музыки. Вопреки насаждавшейся в то время теории об «особом пути» русской музыки, Оссовский рассматривал развитие русской и зарубежной музыки в едином процессе. Он впервые в своих курсах ввел в педагогическую практику изучение таких стилей как импрессионизм, экспрессионизм, «новая деловитость».

В середине 1930-х складывается научная школа Оссовского. В ней выделяются Г. Т. Филенко, В. Н. Александрова, Е. Ф. Бронфин. Принципы школы оказывали влияние на учеников Асафьева (С. Н. Богоявленского), Р. И. Грубера. Асафьев признавался в том, что совместная работа с Оссовским доставляла ему огромное творческое удовлетворение и многому научила. Оссовский пользуется безграничным авторитетом. Откликаясь на просьбы коллег и по служебной необходимости, он дает различные характеристики, отзывы, много оппонирует.

После 1937 Оссовский, продолжая работать в Консерватории, принимает предложение занять в Ленинградском научно-исследовательском институте театра и музыки должность заместителя директора, а в 1943–1952 — директора института. Оссовский выдвигает перед учеными института целую программу изучения русской музыки, которая постепенно реализовывалась в конце 1930-х и особенно — после Великой Отечественной войны.

В годы блокады Оссовский не покидал Ленинград, трудясь в институте и Консерватории, где он не переставал работать, несмотря на голод, холод, опасности военных лет (часть студентов и педагогов Консерватории не была эвакуирована в Ташкент и продолжала заниматься). Консерватория и институт были в те годы одними из немногих центров научной и педагогической жизни города. В годы войны Оссовский работал над исследованием «Музыкальная эстетика в России в XVIII столетии», готовил брошюру «Мировое значение русской музыкальной классики». На торжественном заседании, посвященном 100-летию со дня рождения Римского-Корсакова, проводившемся в Москве, он сделал основной доклад.

После войны Оссовский работал и в Консерватории, и в институте. В эти годы, когда на искусство и литературу обрушились беспочвенные обвинения в «космополитизме», «формализме», он прочитал доклад «Русская музыка между двух революций» (1946), где полемизировал с пресловутой формулой Горького о «позорном десятилетии в истории русской интеллигенции». Оссовский сохраняет научные кадры института. Он направляет деятельность ученых на изучение русской классики: Глазунова, Римского-Корсакова, Глинки и тем самым выводит «из-под огня» критики В. М. Богданова-Березовского, А. А. Гозенпуда, Л. Н. Раабена, Ю. А. Кремлёва, М. С. Друскина (вынужденного уйти тогда из Консерватории), составивших позднее гордость исторической музыкальной науки.

Оссовский официально завершил работу в Консерватории в 1952. Последние годы он обдумывал и писал большую книгу «Встречи на жизненном пути», к сожалению, оставшуюся незавершенной (фрагменты ее частично опубликованы). С кончиной Оссовского ушла целая эпоха, но не прервалась «связь времен». Представители его школы работали до конца 1990-х, а ученики учеников Оссовского подхватили их научно-педагогическую эстафету. Принципы музыкально-исторической школы Оссовского приобретают со временем всю большую и большую ценность.

Библиография

Основные сочинения: О старинной музыке. К приезду парижского «Общества концертов на старинных инструментах». СПб., 1906. 20 с.; И. С. Бах. [Его жизнь и творчество. СПб., 1907.] 11 с.; А. К. Глазунов. Его жизнь и творчество, 1882–1907. СПб., 1907. 52 с.; М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело. СПб., 1910. 24 с.; Н. А. Римский-Корсаков и русская культура // Советская музыка. Кн. 3. М., 1945; Б. В. Асафьев // Советская музыка. Кн. 4. М., 1945; Мировое значение русской классической музыки: стеногр. публ. лекции, прочит. в 1948 г. в Ленинграде. Л., 1948. 28 с.; Драматургия оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» // М. И. Глинка. Исследования и материалы / под ред. А. В. Оссовского. Л.; М., 1950. С. 7–71; Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961. 403 с.; Воспоминания. Исследования. Л., 1968. 440 с.; Музыкально-критические статьи, 1894–1912. Л., 1971. 373 с.; [Соч. А. В. Оссовского] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиогр. словарь. Т. 2. М., 1974. С. 263–264.

Основная литература: Бронфин Е. А. В. Оссовский. Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960. 64 с.

Нотография

Романсы и песни: для голоса с фп.: op. 1. М.; Лейпциг, 1901. 19 с.; Романсы и песни: для голоса с фп.: op. 2. М.; Лейпциг, 1901. 19 с.

В. В. Смирнов, 2009