Музыка в глобальном супермаркете культуры: спешить ли за покупками?

Музыка в глобальном супермаркете культуры: спешить ли за покупками?

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Настасья Хрущева, постмодерн и метамодерн, осцилляция, возвращение аффекта, новый дилетантизм, минимализм.

Автор: Наталья Дегтярева

Сведения об авторе: НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА ДЕГТЯРЕВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1126-412X
SPIN-code: 3744-3381
e-mail: natad-49@mail.ru

Доктор искусствоведения (2011), профессор кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 7.07.2020

Дата публикации: 15.09.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.007

Аннотация

В рецензируемой монографии Н. А. Хрущевой «Метамодерн в музыке и вокруг нее», вышедшей в 2020 году, освещается широкий круг вопросов, связанных с искусством, философией и эстетикой эпохи четвертой промышленной революции и тотального интернета. Автор рассматривает новые виды художественной коммуникации и выстраивает вертикальные смысловые связи между разными уровнями современной культуры, расширяя контекст эстетической реальности и включая в ее орбиту как профессиональные арт-объекты, так и вирусные интернет-мемы социальных сетей. Изучаются взаимоотношения постмодерна и метамодерна — двух стадий культуры конца XX – начала XXI века, механизмы передачи, сохранения и превращения информации, обеспечивающие с одной стороны преемственность, с другой — различия в структуре двух культурных парадигм. В этом ракурсе рассматриваются многочисленные оппозиции: ирония постмодерна и стремление к прямому высказыванию метамодерна, цитирование текстов и цитирование смыслов, профессионализм и новый дилетантизм, художник и творящий обыватель etc. Выявляются специфические черты метамодерна в музыке — возвращение тональности, возвращение мелодии, возвращение песни. Не претендуя ни на истину в последней инстанции, ни на окончательность выводов, Н. Хрущева предлагает свое видение современной культурной ситуации, и развернутая в ее монографии картина эпохи привлекает своей органичностью, целостностью, смелостью концепции.

Для цитирования: Дегтярева Н. И. Музыка в глобальном супермаркете культуры: спешить ли за покупками? // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 3. С. 124–131. DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.007.

Music in the Global Culture Supermarket: Is There a Rush to Shop?

Keywords: Nastasya Khroustcheva, postmodern and metamodern, oscillation, return of affect, new amateurism, minimalism.

Author: Natalia I. Degtyareva

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1126-412X
SPIN-code: 3744-3381
e-mail: natad-49@mail.ru

Doctor of Art History (2011), Professor of Department of Western Music History at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 7.07.2020

Published on: 15.05.2020

Abstract

The reviewed monograph of Nastasya Khroustcheva “Metamodern in Music and Around It”, published in 2020, covers a wide range of issues related to the art, philosophy and aesthetics of the era of the fourth industrial revolution and the total Internet. The author considers new forms of artistic communication and builds vertical semantic connections between different levels of modern culture, expanding the context of aesthetic reality and including in its orbit both professional art objects and viral Internet memes of social networks. Relationships between postmodern and metamodern, two stages of culture of the late 20th – early 21th century, are studied, as well as the mechanisms of transmission, storage and transformation of information that ensure continuity on the one hand, and differences on the other, in the structure of two cultural paradigms. From this perspective, numerous oppositions are considered: postmodern irony and the pursuit of direct expression of the metamodern, citation of texts and citation of meanings, professionalism and new amateurism, artist and creative Everyman etc. The specific features of metamodern in music are revealed — the return of tonality, the return of a melody, the return of a song. Without claiming either the ultimate truth or the final conclusions, N. Khrushcheva offers her vision of the contemporary cultural situation; the picture of the era unfolded in her monograph attracts with its inherence, integrity and boldness of the concept.

For citation: Degtyareva, Natalia I. “Music in the Global Culture Supermarket: Is There a Rush to Shop?” In Opera musicologica, vol. 12, no. 3 (2020), pp. 124–131 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.007.