53.05.01 «Искусство концертного исполнительства». Оркестровые инструменты

Общие требования:

  • Музыкальная подготовка
  • Аттестат о среднем общем образовании / диплом о среднем профессиональном образовании
  • Минимальный возраст: 18 лет

Вступительные испытания:

1. Творческое испытание (очно/дистанционно)​​
2. Русский язык как иностранный (очно/дистанционно)

 

КОНЦЕРТНЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1. Творческое испытание представляет собой исполнение программы.

Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

Скрипка

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего.
  2. Две части из сонаты или партиты И.С.Баха для скрипки соло (одну – медленную, другую – быструю).
  3. I или II и III части концерта следующих авторов: Ф.Мендельсон, Г. Венявский (№2), Г. Конюс, Д. Кабалевский, В.А.Моцарт, А. Вьетан, А.Хачатурян и др.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

Альт

  1. Каприс или этюд по выбору поступающего. Например: этюд Б. Кампаньоли, Й. Палашко (соч.55), М. Тэриана.
  2. Две части из полифонического произведения (одну – медленную, другую – быструю) по выбору поступающего.
  3. I или II и III части концерта либо сонаты. Например: концерты Г.Ф. Генделя, Й. Гайдна, сонаты И. Брамса, А. Онеггера.
  4. Произведение малой формы русского либо зарубежного композитора – И. Хандошкина, М. Глинки, Р. Шумана, Д. Мийо, С. Слонимского, Вл. Цытовича и др.
  5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

Виолончель

  1. Этюд по выбору поступающего.
  2. Прелюдия или две танцевальные части из сюит для виолончели соло И.С. Баха.
  3. Произведение крупной формы.
  4. Пьесу по выбору поступающего.
  5. Кроме того, поступающий должен играть гаммы с двойными нотами и арпеджио по выбору комиссии.

Контрабас

  1. Два этюда на различные виды техники. Например: этюды из сборников Ф. Зимандля (9 этюдов), Й. Грабе (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части из старинной сюиты (А. Ариости, И.Э. Гальяр, А. Марчелло, Г.Ф. Гендель).
  3. Одну часть концерта (В. Пихль, Г.К. Гайзель, С. Кусевицкий и др.).
  4. Кроме того, поступающий должен играть двух- и трехоктавные гаммы, трезвучия и квартсекстаккорды.

Арфа

  1. Один этюд. Например: этюды из сборников Ш.О. де Берио (концертный этюд), В. Поссе, М. Трунье.
  2. Одну пьесу отечественного или зарубежного композитора.
  3. Одну пьесу в классическом стиле.
  4. Одну часть концерта или произведение виртуозного характера.
  5. Обязательное произведение: А. Глазунов, Соло из балета «Раймонда».

 

КОНЦЕРТНЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Исполнение программы

Поступающие должны показать на вступительном испытании знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:

Флейта

  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Г.Ф. Телеман, К. Стамиц, В.А. Моцарт.
  3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Гобой

  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ф.В. Ферлинг (1-я тетрадь); Н. Назаров (2-я тетрадь).
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
  3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Кларнет

  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: С. Розанов – из «Школы для кларнета»; А. Штарк – 5 этюдов.
  2. Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: К. Вебер. Концертино; Концерты №№ 1,2; Х.А. Габлер. Концерты.
  3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Фагот

  1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например:  Ю. Вейсенборн (2-я тетрадь); Л. Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
  2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: В.А. Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; К. Вебер. Концерт фа мажор; К. Сен-Санс. Соната соль мажор.
  3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Саксофон

  1. Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Е. Андреев. Сборник избранных этюдов; В. Иванов. 26 этюдов; М. Мюль. 18 этюдов; А. Ривчун. 40 этюдов; Ф.В. Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
  2. Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Р. Бутри. Дивертисмент; А. Глазунов. Концерт; Ж. Демерсман. Фантазия; Г. Калинкович. Концерт-каприччио; Д. Мийо. Сюита "Скарамуш".
  3. Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Э. Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; А. Томази. Интродукция и танец; А. Ривчун. Концертный этюд; А. Эшпай. Концертная миниатюра.

Валторна

  1. Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
  2. Произведение крупной формы. Например: В.А. Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Р. Штраус. Концерт № 1; Р. Глиэр. Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.
  3. Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.

Труба

  1. Обязательные произведения: В. Брандт. Этюд № 1; В. Вурм. Этюд № 4.
  2. Две пьесы различного характера или концерт любого автора.

Тромбон

  1. Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
  2. Обязательные произведения: А. Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
  3. Концерт любого автора или две пьесы различного характера.

Туба

  1. Обязательные произведения: Вл. Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
  2. Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора.

Ударные инструменты

1. Исполнения гаммы до 7 знаков. Гамма исполняется в две октавы. Сначала вверх, затем вниз.

a) Исполнение основного звукоряда гаммы двойными ударами («двойками»).

b) Исполнение основного звукоряда гаммы одиночными ударами.

c) Исполнение разложенного трезвучия двойными ударами («двойками»).

d) Исполнение разложенного трезвучия одиночными ударами.

e) Исполнение арпеджированного трезвучия одиночными ударами сначала вверх, затем вниз.

Порядок исполнения минорной гаммы:

1. Гармонический минор («двойки», затем одиночные удары)

2. Мелодический минор («двойки», затем одиночные удары)

3. Затем по порядку от пункта «с)»

Желательный темп исполнения гаммы: четверть = 100 – 130

Гамма исполняется шестнадцатыми длительностями.

Все разделы исполнения гаммы следуют один за другим в заданном темпе без остановок и перерывов.

2. Исполнение произведения с аккомпанементом или без.

Примерный уровень сложности произведения:

- Г. Черненко Этюд-Каприс «Винегрет»

- Д. Шостакович Концерт для скрипки №1 (a-moll) op.77 часть IV «Бурлеска»

- С. Прокофьев Концерт для скрипки №1 (d-dur) op.19 часть II «Скерцо»

- И. Стравинский «Русский танец» из балета «Петрушка».

3. Чтение с листа.

Вибрафон:

1. Исполнение произведение 4, 5 или 6 палочками.

Примерный уровень сложности произведения:

- Н. Живкович «Suomineito»

- В. Гришин «Маленький принц»

- Д. Фридман «Wind»

- И.С. Бах Соната для скрипки №1 BWV 1001. Fuga.

Малый барабан:

1. Исполнение дроби в различных нюансах:

a) Начало исполнения – Fortissimo («держать» дробь в этом нюансе примерно 10 секунд)

b) Плавное diminuendo до pianissimo («держать» дробь в этом нюансе примерно 10 секунд)

c) Плавное crescendo до Fortissimo

d) Закончить дробь ударом.

2. Исполнение подготовленного этюда из списка на выбор абитуриента:

- В.Е. Осадчук «Этюды для малого барабана» выпуск I. Этюды: 76, 77, 79, 84, 94

- Митчел Петерс. «Advanced snare drum studies» Этюды: 1, 2, 3

3. Рудиментальные навыки. Исполнение 5 и 7 ударов дроби в различных пульсациях. Примеры приведены в приложении.

4. Оркестровые трудности. Исполняется один фрагмент на выбор комиссии.

- Д. Шостакович Симфония №7 «Ленинградская» часть I. Начало: ц.19

- М. Равель «Болеро».

- Н.А. Римский – Корсаков «Шехеразада» часть III. Начало фрагмента: буква «D», конец фрагмента: буква «Е»

- С. Прокофьев «Поручик Киже». Начало фрагмента: цифра 1, конец фрагмента: цифра 2

5. Чтение с листа.

Литавры:

1. Настройка заданной ноты по камертону

2. Тремоло по отдельно заданным комиссией нюансам

3. Исполнение подготовленного этюда (один этюд из списка на выбор абитуриента).

- Keune Eckehardt. Этюды № 23, 24, 26, 27, 31

4. Оркестровые трудности (исполнение одного фрагмента на выбор абитуриента):

- П.И. Чайковский Симфония №4. Часть I. Начало фрагмента: 12 тактов до буквы «S», конец: 2 такта до буквы «V»

- Л. ван Бетховен Симфония №9. Часть I. Начало фрагмента: 18 тактов до буквы «S», конец: Окончание части.

- И.Ф. Стравинский «Весна священная». Начало фрагмента: цифра 189, конец: Окончание балета.

- Р. Штраус «Жизнь героя». Начало фрагмента: цифра 63, конец: 4 такта до цифры 70

- Р. Вагнер «Тангейзер» (Дрезденская версия). Начало фрагмента: Буква «H» Конец: окончание части.

- Р. Штраус Бурлеска для фортепиано с оркестром d-moll. От начала до буквы «А»

Маримба:

1. Исполнение обязательной программы:

Две разнохарактерные части (подвижная и умеренная) из одной из 6 сюит для виолончели И.С. Баха.

Часть программы должна обязательно исполняться четырьмя палочками.