53.05.01 «Искусство концертного исполнительства». Оркестровые инструменты

Общие требования:

  • Музыкальная подготовка
  • Аттестат о среднем общем образовании / диплом о среднем профессиональном образовании
  • Минимальный возраст: 18 лет

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

1. Исполнение программы (очно/дистанционно)​​
2. Русский язык как иностранный (очно/дистанционно)

КОНЦЕРТНЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

Скрипка
1. Каприс или этюд по выбору поступающего.
2. Две части из сонаты или партиты Баха для скрипки соло (одну – медленную, другую – быструю).
3. I или II и III части концерта. Например: концерты Мендельсона, Венявского (№2), Конюса, Кабалевского, Моцарта, Вьетана, Хачатуряна и др.
4. Пьесу по выбору поступающего.
5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

Альт
1. Каприс или этюд по выбору поступающего. Например: этюд Кампаньоли, Палашко (соч.55), Тэриана.
2. Две части из полифонического произведения (одну – медленную, другую – быструю) по выбору поступающего.
3. I или II и III части концерта либо сонаты. Например: концерты Генделя, Гайдна, сонаты Брамса, Онеггера.
4. Произведение малой формы русского либо зарубежного композитора – Хандошкина, Глинки, Шумана, Мийо, Слонимского, Цытовича и др.
5. Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио.

Виолончель
1. Этюд по выбору поступающего.
2. Прелюдия или две танцевальные части из сюит для виолончели соло И.С.Баха.
3. Произведение крупной формы.
4. Пьесу по выбору поступающего.
5. Кроме того, поступающий должен играть гаммы с двойными нотами и арпеджио по выбору комиссии.

Контрабас
Поступающий должен исполнить:
1. Два этюда на различные виды техники. Например: этюды из сборников Зимандля (9 этюдов), Грабе (2-я тетрадь).
2. Две разнохарактерные части из старинной сюиты (Ариости, Гальяр, Марчелло, Гендель).
3. Одну часть концерта (Пихль, Гайзель, Кусевицкий и др.).
4. Кроме того, поступающий должен играть двух- и трехоктавные гаммы, трезвучия и квартсекстаккорды.

Арфа
1. Один этюд. Например: этюды из сборников Бобио (концертный этюд), Поссе, Трунье.
2. Одну пьесу отечественного или зарубежного композитора.
3. Одну пьесу в классическом стиле.
4. Одну часть концерта или произведение виртуозного характера.
5. Обязательно произведение: Глазунов, Соло из балета «Раймонда».

КОНЦЕРНЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Исполнение программы

Поступающие должны показать на экзамене знание всех видов гамм, арпеджио, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов с обращениями в тональностях до шести ключевых знаков (играть шестнадцатыми в темпе: ММ четверть = 108-120), хорошее владение амбушюром и пальцевую беглость, а также исполнить:

Флейта
1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий).
2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Бах, Гендель, Телеман, Стамиц, Моцарт.
3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Гобой
1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Ферлинг (1-я тетрадь); Назаров (2-я тетрадь).
2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты.
3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Кларнет
1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Розанов – из «Школы для кларнета»; Штарк – 5 этюдов.
2. Концерт (две разнохарактерные части) или фантазию. Например: Вебер. Концертино; Концерты №№ 1,2; Габлер. Концерты.
3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Фагот
1. Два этюда различного характера (виртуозный и певучий). Например: Вейсенборн (2-я тетрадь); Мильде (1-я тетрадь) и т.п.
2. Две разнохарактерные части концерта или сонаты. Например: Моцарт. Концерт си-бемоль мажор; Вебер. Концерт фа мажор; Сен-Санс. Соната соль мажор.
3. Виртуозное произведение современного автора ХХ или XXI вв.

Саксофон
1. Два разнохарактерных этюда из следующих сборников: Андреев. Сборник избранных этюдов; Иванов. 26 этюдов; Мюль. 18 этюдов; Ривчун. 40 этюдов; Ферлинг. 48 этюдов (для гобоя).
2. Одно произведение крупной формы. Примерная сложность: Бутри. Дивертисмент; Глазунов. Концерт; Демерсман. Фантазия; Калинкович. Концерт-каприччио; Мийо. Сюита "Скарамуш".
3. Одна пьеса малой формы. Примерная сложность: Боцца. Тарантелла; Экспромт и танец; Томази. Интродукция и танец; Ривчун. Концертный этюд; Эшпай. Концертная миниатюра.

Валторна
1. Гаммы и арпеджио, охватывающие наибольший диапазон (нижний, средний, верхний регистры инструмента). Гаммы и арпеджио исполняются legato и staccato.
2. Произведение крупной формы. Например: Моцарт. Концерты №№ 2, 4; Штраус. Концерт № 1; Глиэр.
3. Концерт (I, II части) и т.п. Если исполняется только I часть концерта, необходимо сыграть также пьесу певучего характера.
4. Обязательные произведения: Этюды №№ 29, 30 из сб. Избранные этюды под ред. В. Буяновского.

Труба
1. Обязательные произведения: Брандт. Этюд № 1; Вурм. Этюд № 4.
2. Две пьесы различного характера или концерт любого автора.

Тромбон
1. Гаммы и арпеджио во всех практически применяемых тональностях, в различных обращениях и штрихах.
2. Обязательные произведения: Рейхе. Этюд № 15 и один из этюдов медленного характера.
3. Концерт любого автора или две пьесы различного характера.

Туба
1. Обязательные произведения: Блажевич. Этюд № 9 и один из подвижных этюдов.
2. Одно произведение малой формы кантиленного характера или одну часть концерта любого автора

Ударные инструменты
1. На ксилофоне - небольшую пьесу. Например: Чайковский. "Русский танец"; Вальс-скерцо; Глинка. Танцы из оперы "Руслан и Людмила"; Римский-Корсаков. "Полет шмеля".
2. На вибрафоне - пьесу малой формы, желательно четырьмя палками.
3. На малом барабане - этюд на тремоло.
4. Поступающий должен уметь настроить литавры, показать на них тремоло в разных нюансах, прочитать с листа несложное произведение.


Русский язык
1. Письменный тест.
2. Устный тест.
3. Беседа по одной из разговорных тем.
4. Чтение текста о жизни и творчестве одного из русских композиторов. Беседа по прочитанному тексту.
Необходимо владение русским языком на среднем уровне. (Русский язык как иностранный. Первый сертификационный уровень).