Концертные народные инструменты/Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы  (в очном формате).
  2. Сольфеджио и гармония (письменно и устно) (в очном формате)
  3. Cобеседование  (в очном формате).

Исполнение программы
Поступающий должен исполнить:

  • Балалайка
  1. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита, классические вариации).
  2. Произведение композитора-классика в переложении.
  3. Обработка народной мелодии или романса.

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

  • Домра
  1. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита).
  2. Произведение русского или западноевропейского композитора в переложении.
  3. Обработка народной мелодии или романса.

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

  • Гусли
  1. Произведение крупной формы. Например: Городовская. Русский концерт; Биберган. Концерт для гуслей (части I и II - или III).
  2. Обработка народной мелодии. Например: в обработке Шалова - русская народная песня "На горе-то калина".
  3. Переложения композиторов-классиков (Рамо, Куперен, Вивальди и др.)

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

  • Гитара
  1. Полифоническое произведение.
  2. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита не менее 3-х частей, классические вариации).
  3. Виртуозное произведение или этюд.

Поступающий должен уметь играть гаммы (одноголосные, терции, сексты, октавы).

  • Баян, аккордеон
  1. Полифоническое произведение. Например: И.- С. Бах. Прелюдия и фуга (ХТК, I, II), органная фантазия и фуга ля минор, органная токката и фуга ре минор; Д. Шостакович. Прелюдия и фуга (24 прелюдии и фуги).
     
  2. Произведение крупной формы (соната, сюита). Например: Ф. Анжелис. Тупик; В Золотарев. Партита; А. Кусяков. Осенние пейзажи; В. Семёнов. Соната №1; Г. Банщиков. Соната №3.
  3. Пьеса по выбору поступающего (оригинальная или переложение). Например: С. Рахманинов. Баркарола; П. Макконен. Диско-токката; М. Мошковский. Испанское каприччио; В. Власов. Праздник на Молдаванке.


Сольфеджио и гармония (письменно и устно)

Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.

Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

Собеседование

Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам истории, теории и методики преподавания по своей специальности.