Этномузыкология

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Специальность (письменно и устно).
  2. Сольфеджио (устно) и гармония (устно).
  3. Собеседование.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Основное конкурсное испытание творческой направленности проводится в два этапа – письменно и устно. Экзамен выявляет творческие данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области этномузыкологии.

Вступительное испытание проводится в два этапа — письменно и устно.

Письменная часть составляет расшифровку народной песни и проходит в онлайн-формате. Поступающий выбирает одну из трех предложенных звукозаписей народных песен в этнографическом звучании.

Требования к письменной работе:

1) Расшифровать по фонограмме народную песню в этнографическом звучании: в процессе самостоятельной работы на листе нотной бумаги выполнить нотную запись трех строф напева с подтекстовкой и на отдельном листе полностью записать поэтический текст с сохранением диалектных особенностей.
2) Грамотно оформить расшифровку (нотография, подтекстовка, тактировка, обозначение особенностей звучания). На листах с нотной расшифровкой и записью поэтического текста личные данные абитуриента не указываются.
3) Сфотографировать или сканировать листы с расшифровкой напева и записью поэтического текста и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение — не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного времени окончания экзамена. Срок выполнения — 3 часа.

Устная часть вступительного испытания проходит в форме онлайн-конференции. Оценивается исполнение и анализ народной музыки.

Требования к устной части вступительного испытания:

1) Представить в период подачи документов — до 01.08, ссылки на видеозаписи исполнения двух образцов народной музыки (вокальной и / или инструментальной — по выбору) без обработки в этнографически достоверном виде (образцы выбираются абитуриентом самостоятельно). Ссылки на видеозаписи (на любое облачное хранилище либо закрытой ссылки в youtube) указываются на титульном листе письменной программы (см. пункт 2). Технические требования: видеозапись каждого из двух образцов должна представлять собой один видеофайл.

2) Представить в период подачи документов — до 01.08, оформленную письменно программу выступления (в формате doc или docx, pdf). На титульной странице должны быть указаны сведения об абитуриенте и ссылки на видеозаписи исполненных им двух образцов народной музыки (см. пункт 1). Письменная программа содержит сделанные самостоятельно или скопированные из публикаций нотации двух исполненных абитуриентом образцов народной музыки, полные поэтические тексты к ним (на диалекте или языке оригинала с переводом на русский язык), сведения об источниках исполненных образцов народной музыки (указание места, времени, от кого, кем и когда была сделана запись, кто автор расшифровки, ссылка на публикацию). Программа включает составленную абитуриентом самостоятельно краткую характеристику представленных в ней двух образцов народной музыки: определение жанра; сведения о том, когда и в каких обстоятельствах исполняется песня/наигрыш в традиции, раскрытие содержания поэтического текста песен; описание особенностей композиционной, ритмической, ладовой организации напевов, исполнительских приемов. Объем письменной программы — не более 7 страниц (включая титульную страницу).

3) В установленное время принять участие в онлайн-конференции:

– ответить на вопросы по представленным абитуриентом двум образцам народной музыки;

– исполнить песню по расшифровке, выполненной абитуриентом в процессе письменной части экзамена по специальности, с сохранением (по возможности) характерных особенностей аутентичного звучания; устно охарактеризовать ладо-интонационные особенности, ритмику, композицию, многоголосие, выделить жанровые признаки данной песни;

- ответить на вопросы по истории и теории музыкальной фольклористики (список основных теоретических трудов и сборников народных песен прилагается).

Список литературы (к вступительному испытанию творческой направленности)

Основные теоретические труды

  1. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л., 1987.
  2. Квитка К.В. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1971, 1973.
  3. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. М., 1994.
  4. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973.
  5. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы / Сост. П. Вульфиус. М., 1979.
  6. Пропп В.Я Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  8. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.
  9. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
  10. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
  11. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.


Сборники народных песен

  1. Львов Н., Прач И. Собрание народных русских песен с их голосами. М., 1955.
  2. Балакирев М. Русские народные песни. М., 1957.
  3. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. М., 1985.
  4. Лопатин Н., Прокунин В. Сборник русских народных лирических песен. М., 1956.
  5. Лядов А. Песни русского народа. М., 1959.
  6. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1-2. СПб, 1904, 1909.
  7. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. М., 1981.
  8. Ефименкова Е. Северно-русская причеть. М., 1980.
  9. Балашов Д., Марченко Ю., Калмыкова Н. Русская свадьба. М., 1985.
  10. Песни Псковской земли. Вып. 1: Календарно-обрядовые песни / Сост. А. Мехнецов. Л., 1989.
СОЛЬФЕДЖИО И ГАРМОНИЯ

Экзамен проходит устно в форме онлайн-конференции, необходимые нотные материалы выводятся на экран экзаменаторами. Абитуриенту необходимо:

1. Спеть: а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; б) с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию.

2. Выполнить устный диктант: исполнить небольшой фрагмент мелодии (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний.

3. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

4. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Собеседование проходит в формате видеоконференции.

В процессе Собеседования оцениваются ответы на вопросы и исполнение на видеозапись, посылаемая поступающим в период подачи документов, — в срок до 01.08.

Поступающему необходимо:

1. В установленное время принять участие в онлайн-конференции и ответить на вопросы о современной художественной культуре и наиболее значительных явлениях отечественного и зарубежного музыкального искусства (в объеме курса музыкальной литературы для организаций среднего профессионального образования).

2. Ответить на вопросы о перспективах сохранения и использования в современной художественной практике традиций народной музыкальной культуры;

3. Представить в период подачи документов — до 01.08, ссылку на видеозапись исполнения на фортепиано одного из произведений (на выбор — отдельная часть сонаты, вариации, полифоническое произведение или пьеса русского или зарубежного композитора). Ссылка указывается в оформленной письменно программе, которая содержит сведения об абитуриенте, указание автора и названия исполняемого произведения.