Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.006
Хорошо темперированный клавир И. С. Баха
в творческой судьбе Л. Бетховена: отсылки к баховскому наследию
в последних фортепианных сонатах
Скачать pdf ![]()
Автор
Алексей Юрьевич Пшеничный
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
aleksey.musician@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-7807-6451
Аннотация
В статье рассматривается влияние Хорошо темперированного клавира И. С. Баха на творчество Л. Бетховена. Прослеживается связь между баховским циклом прелюдий и фуг и двумя последними сонатами. В начале статьи указываются основные работы отечественных музыковедов по данной тематике, приводятся анализы последних бетховенских сонат из русскоязычных источников. Вместе с тем отмечается недостаточная освещенность проблемы возможных истоков тематизма в поздних сонатах Бетховена. Обращается внимание на доскональное изучение композитором баховского полифонического наследия, поднимается вопрос о вероятном использовании Бетховеном цитат из ХТК. В качестве аргументации приводятся документы, позволяющие с уверенностью утверждать, что Бетховен превосходно знал баховский цикл прелюдий и фуг и обращался к нему на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Также в статье представлен анализ творческого процесса Бетховена, позволяющий исключить случайное использование им тематического материала из ХТК и сделать выводы о системном и осознанном применении баховского материала в поздних фортепианных сонатах.
Ключевые слова: И. С. Бах, Л. Бетховен, Хорошо темперированный клавир, фортепианная соната, поздний стиль Бетховена
Для цитирования: Пшеничный А. Ю. Хорошо темперированный клавир И. С. Баха в творческой судьбе Л. Бетховена: отсылки к баховскому наследию в последних фортепианных сонатах // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 4. С. 88–103.
https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.006
Статья поступила в редакцию: 30.08.2025; одобрена после рецензирования: 30.09.2025;
принята к публикации: 01.11.2025; опубликована: 01.12.2025.
Список источников
[1] Берченко 2005 — Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». Москва: Классика – XXI, 2005. 372 с.
[2] Гольденвейзер 1966 — Гольденвейзер А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена: Исполнительские комментарии / сост., ред., авт. статьи Д. Благой. Москва: Музыка, 1966. 288 с.
[3] Исакофф 2014 — Исакофф, Стюарт. Громкая история фортепиано. От Моцарта до современного джаза со всеми остановками / пер. с английского Л. Ганкина. Москва: АСТ; CORPUS, 2014. 480 с.
[4] Кириллина 2009 — Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. Т. 2. 596 с.
[5] Кириллина 2019 — Кириллина Л. В. Бетховен / 2-е изд. Москва: Молодая гвардия, 2019. 495 с. (Жизнь замечательных людей. Вып. 1550).
[6] Котляревский 1985 — Котляревский А. Мудрый наставник // И. С. Бах и современность: сборник статей. Киев: Музычна Україина, 1985. С. 11–18.
[7] Кремлев 1970 — Кремлев Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена / 2-е изд. Москва: Советский композитор, 1970. 332 с.
[8] Лаул 2021 — Лаул П. Р. Тридцать две сонаты Бетховена: опыт исполнительского и педагогического анализа / Санкт-Петербургская гос. консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург,
2021. 632 с.
[9] Праут 1915 — Праут Э. Анализ фуг. Продолж. «Фуги», содержащее в себе собр. фуг различ. стилей, излож. в партитур. виде и анализир. / соч. Эбенезера Праута, д-ра музыки и проф. музыки при Дублин. ун-те; пер. 3-го англ. изд. Вик-
тора Беляева. Москва: П. Юргенсон, 1915. VIII, 248, [1] с.
[10] Протопопов 1985 — Протопопов В. В. История полифонии. Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII — первой четверти XIX в. Москва: Музыка, 1985. 494 с.
[11] Скребков 1940 — Скребков С. С. Полифонический анализ / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, кафедра спец. теории музыки проф. Л. А. Мазеля. Москва; Ленинград: Музгиз, 1940. 184 с.
[12] Тюлин 1935 — Тюлин Ю. Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников // Советская музыка. 1935. № 3. С. 38–54.
[13] Kirkendale 1979 — Kirkendale, Warren. Fugue and Fugato in Rococo and Classical Chamber Music. Durham, Duke University Press, 1979. 383 p.
[14] Tunbridge 2020 — Tunbridge, Laura. Beethoven: A Life in Nine Pieces. London: Penguin Books, 2020. 276 p.
Original article
The Well-Tempered Clavier by J. S. Bach
in the Creative Destiny of L. Beethoven: References to Bach’s Legacy
in the Last Piano Sonatas
Author
Aleksei Yu. Pshenichny
Tchaikovsky Moscow State Conservatory, Moscow, Russia
aleksey.musician@gmail.com, https://orcid.org/0009-0003-7807-6451
Abstract
The article examines the influence of J. S. Bach’s The Well-Tempered Clavier on the music of L. Beethoven. It traces the connection between Bach’s cycle of preludes and fugues and Beethoven’s late piano sonatas, using the last two sonatas as examples to illustrate this connection. At the beginning of the article, the main works of Russian musicologists on this subject are given, along with brief examples of analysis of Beethoven’s sonatas from those sources. However, there is a lack of discussion on the origins of thematic elements in Beethoven’s later sonatas. Attention is drawn to Beethoven’s thorough study of Bach’s polyphonic writing. The question of whether Beethoven used direct quotations from the Bach’s WTC is raised. As the main argument, the article provides not only musical examples but also documents that allow us to confidently assert that Beethoven was thoroughly familiar with Bach’s cycle of preludes and fugues and turned to it throughout his life, starting from his early childhood. The article also provides a brief analysis of Beethoven’s creative process, which allows us to exclude the possibility of the accidental use of thematic material from Bach’s compositions and draw conclusions about his systematic and conscious engagement with Bach’s legacy in his late piano sonatas.
Keywords: J. S. Bach, L. Beethoven, Well-Tempered Clavier, piano sonata, Beethoven’s late style
For citation: Pshenichny, Aleksei Yu. The Well-Tempered Clavier by J. S. Bach in the Creative Destiny of L. Beethoven: References to Bac’s Legacy in the Last Piano Sonatas. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 4. Р. 88–103. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.006
The article was submitted: 30.08.2025; approved after reviewing: 30.09.2025;
accepted for publication: 01.11.2025; published: 01.12.2025.
References
[1] Berchenko, Roman E. (2005). V poiskakh utrachennogo smysla. Boleslav Yavorskiy o “Khorosho temperirovannom klavire” [In search of lost meaning. Boleslav Yavorsky on the “Well-Tempered Clavier”]. Moscow: Klassika – XXI, 372 р. (in Russian).
[2] Goldenweiser, Alexander В. (1966). Tridtsat’ dve sonaty Beethovenа: Ispolnitel’skie commentarii [Thirty-Two Beethoven Sonatas: Performer’s Comments], comp., editor, author. articles by Dmitry Blagoy. Moscow: Muzyka, 288 р. (in Russian).
[3] Isacoff, Stuart (2014). Gromkaya istoriya fortepiano. Ot Mozarta do sovremennogo dzhaza so vsemi ostanovkami [A Natural History of the Piano: The Instrument, the Music, the Musicians — from Mozart to Modern Jazz and Everything in Between], translation from English by Lev Gankin. Moscow: AST: CORPUS, 480 р. (in Russian).
[4] Kirillina, Larisa V. (2009). Beethoven. Zhizn’ i tvorchestvo [Beethoven. Life and Creativity]: in 2 vols. Vol. 2. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, 596 р. (in Russian).
[5] Kirillina, Larissa V. (2019). Beethoven. Moscow: Molodaya gvardiya, 495 р. (in Russian). (Zhizn’ zamechatel’nykh lyudey [Beethoven. The Lives of Wonderful People]. Iss. 1550).
[6] Kotlyarevskiy, Alexander (1985). “Mudryy nastavnik” [“A Wise Mentor”]. In J. S. Bach i sovremennost’ [J. S. Bach and Contemporaneity]: Collection of works. Kyiv: Muzychna Ukraїna, рр. 11–18 (in Russian).
[7] Kremlev, Yuliy A. (1970). Fortepiannye sonaty Beethovena [Beethoven’s Piano Sonatas]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 332 р. (in Russian).
[8] Laul, Petr R. (2021). Tridtsat’ dve sonaty Beethovena: opyt ispolnitel’skogo i pedagogicheskogo analiza [Thirty-Two Beethoven Sonatas: performing and pedagogical analysis experience]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 632 р. (in Russian).
[9] Prout, Ebenezer (1915). Analiz fug. Prodolzh. “Fugi”, soderzhashcheye v sebe sobr. fug razlich. stiley, izlozh. v partitur. vide i analizir [Fugal Analysis: a Companion to “Fugue”: Being a Collection of Fugues of Various Styles, Put Into Score and Analyzed], A composition by Ebenezer Prout, Doctor of Music and Professor of Music at the University of Dublin; translation of the 3rd English edition by Victor Belyaev. Moscow: P. Yurgenson, VIII, 248 р. (in Russian).
[10] Protopopov, Vladimir V. (1985). Istoriya polifonii [The History of Polyphony]. Iss. 3: Zapadnoyevropeyskaya muzyka XVII — pervoy chetverti XIX v. [Western European Music of the 17 th — First Quarter of the 19 th Century]. Moscow: Muzyka, 494 р. (in
Russian).
[11] Skrebkov, Sergey S. (1940). Polifonicheskiy analiz [Polyphonic Analysis]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 184 р. (in Russian).
[12] Tyulin, Yuri N. (1935). “Kristallizatsiya tematizma v tvorchestve Bacha i ego predshestvennikov” [“The Crystallization of Thematism In The Works of Bach And His Predecessors”]. In Sovetskaya muzyka. 1935. No. 3, рр. 38–54 (in Russian).
[13] Kirkendale, Warren (1979). Fugue and Fugato in Rococo and Classical Chamber Music. Durham, Duke University Press, 383 p.
[14] Tunbridge, Laura (2020). Beethoven: A Life in Nine Pieces. London: Penguin Books, 2020. 276 p.