«Мистерия высокого давления» Николая Попова: жанровые особенности композиции

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.003

«Мистерия высокого давления» Николая Попова:
жанровые особенности композиции

Скачать pdf  .

Автор

Роман Александрович Малявкин

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия
romanmalyavkin@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-5767-1303

Аннотация

Творчество московского композитора Николая Попова не получило широкого осмысления в музыковедческих трудах. В настоящей статье анализируется его сочинение «Мистерия высокого давления», в котором обнаруживаются признаки различных жанров, сочетание далеких друг от друга образных сфер, а также синтез традиционных и современных музыкальных и театральных средств. Важную роль в сочинении играет выбор необычного для концертной практики пространства — Чеховского завода энергетического машиностроения. Направление, в котором произведение искусства прочно связано с местом исполнения, получило название «сайт-специфик». Либретто погружает зрителей в исторический контекст выбранной локации, а именно в годы Великой Отечественной войны, когда предприятие возобновило работу после эвакуации. Музыкальный материал создавался с учетом акустических и технических особенностей места. Так, композитор намеренно включил в партитуру звучания различных производственных механизмов. Большую роль играет структура произведения, главной особенностью которой является нелинейность, т. е. отсутствие строгого порядка сцен, за исключением первой и последней. Кроме того, обращается внимание на способы воплощения в произведении черт различных театральных жанров.

Ключевые слова: мистерия, композитор Николай Попов, мультимедиа, спектакль-променад, сайт-специфичность

Для цитирования: Малявкин Р. А. «Мистерия высокого давления» Николая Попова: жанровые особенности композиции // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 2. С. 38–55. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.003

Статья поступила в редакцию: 10.02.2025; одобрена после рецензирования: 10.03.2025;
принята к публикации: 21.04.2025; опубликована: 30.05.2025.

Список источников

[1] Алеева 2014 — Алеева С. Г. Жанр оперы-мистерии в отечественной музыке последних десятилетий XX века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 3 (33). С. 3–7.

[2] Бандура 1993 — Бандура А. И. Творческая Вселенная А. Н. Скрябина. Автореферат дисс. … канд. иск: 17.00.02 / Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва: [б. и.], 1993. 26 с.

[3] Кисеев 2022 — Кисеев В. Ю. Перформанс в творчестве Мередит Монк: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2022. 192 с.

[4] Попов 2018 — 26 декабря — третий концерт абонемента «Персона – композитор. Александр Хубеев. Николай Попов. Представление и интервью — Андрей Устинов». «Биомеханика 2.1» // Музыкальное обозрение, 2014–2022. URL: https://muzobozrenie.ru/26-dekabrya-tretij-kontsert-abonementa-persona-kompozitor-aleksandr-hubeev-nikolaj-popov-predstavlenie-i-interv-yu-andrejustinov-biomehanika-2-1/ (дата публикации: 2018, дата обращения: 30.05.2025). Прим.: Н. Попов о программе «Биомеханика».

[5] Рясов 2024 — Рясов А. В. Едва слышный гул. Введение в философию звука. Москва: Новое литературное обозрение, 2024. 184 с.

Original article

“The Mystery of High Pressure” by Nikolay Popov:
Genre Specificities of the Composition

Author

Roman A. Malyavkin

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия
romanmalyavkin@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-5767-1303

Abstract 

The art of Moscow composer Nikolai Popov has not received wide comprehension in musicology. This article analyses his work The Mystery of High Pressure, which traces the signs of different genres, the combination of far from each other figurative spheres, as well as the synthesis of traditional and modern musical and theatrical means. An important role in the work is played by the choice of an unconventional space for concert practice, namely the “Energomash (Chekhov)–CHZEM”. The direction in which the work of art is firmly connected with the place of performance has been called site-specific. The libretto immerses the audience in the historical context of the chosen location, namely in the years of the Great Patriotic War, when the factory resumed operations after evacuation. The musical material was created taking into account the acoustic and technical peculiarities of the location. Thus, the composer deliberately included in the score the sounds of various production mechanisms. A great role is played by the structure of the work, the main feature of which is non-linearity, i. e. the absence of a strict order of scenes, except for the first and the last. In addition, it is important to note the ways in which different genres are embodied in the work, namely opera, ballet and traditionally theatre scenes. The multilevel embodiment of the mystery concept requires the analysis of both musical material and extra-musical means.

Keywords: Mystery, composer Nikolay Popov, multimedia, promenade performance, site-specific art

For citation: Malyavkin, Roman A. “The Mystery of High Pressure” by Nikolay Popov: Genre Specificities of the Compositio. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 2. Р. 38–55. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.003

The article was submitted: 10.02.2025; approved after reviewing: 10.03.2025;
accepted for publication: 21.04.2025; published: 30.05.2025.

References

[1] Aleeva, Svetlana G. (2014). “Zhanr opery-misterii v otechestvennoy muzyke poslednikh desyatiletiy XX veka” [“Genre of mystery opera in Russian music of the last decades of the XX century”]. In Aktual’nye problemy vysshego muzykal’nogo obrazovaniya. 2014. No. 3 (33), рр. 3–7 (in Russian).

[2] Bandura, Andrey I. (1993). Tvorcheskaya Vselennaya A. N. Sсriabina [The Creative Universe of Alexander N. Scriabin]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Gnessin Russian Academy of Music, responsible organization. Moscow: [s. l.], 26 p. (in Russian).

[3] Kiseev, Vasily Yu. (2022). Performans v tvorchestve Meredit Monk [Performance art in the work of Meredith Monk]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Rachmaninov Rostov State Conservatory. Rostov-na-Donu, 192 р. (in Russian, unpublished).

[4] Popov, Nikolay A. (2018). “26 dekabrya — tretiy kontsert abonementa ‘Persona — kompozitor. Aleksandr Khubeev. Nikolay Popov. Predstavlenie i interv’yu — Andrey Ustinov’. ‘Biomekhanika 2.1’ ” [“December 26 — the third concert of the subscription ‘Persona — composer. Alexander Khubeev. Nikolay Popov. Introduction and interview — Andrey Ustinov’. ‘Biomechanics 2.1’ ”]. In Muzykal’noe obozrenie, 2014–2022. Available at: https://muzobozrenie.ru/26-dekabrya-tretij-kontsert-abonementa-persona-kompozitor-aleksandr-hubeev-nikolaj-popov-predstavlenie-i-interv-yu-andrejustinov-biomehanika-2-1/ (publication date: 2018, accessed: 30.05.2025). Note: N. Popov o programme “Biomekhanika” [Nikolay Popov, Аbout the program “Biomechanics”].

[5] Ryasov, Anatoliy V. (2024). Edva slyshnyy gul. Vvedenie v filosofiyu zvuka [A barely audible hum. Introduction to the philosophy of sound]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 2024. 184 р. (in Russian).

[6] Kholopova, Valentina N. (2019). Kompozitor Nikolay Popov [Сomposer Nikolay Popov]. Moscow: Al’teks, 52 р. (in Russian).

[7] Horkheimer, Max & Adorno, Theodor W. (1997). Dialektika prosveshcheniya. Filosofskie fragment / Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente. Moscow, St. Petersburg: Medium, Yuventa, 312 р. (in Russian).