И. С. Бах — А. Г. Шнитке: цитата как форма диалога в музыке анимационного кино

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.004

И. С. Бах — А. Г. Шнитке:
цитата как форма диалога в музыке анимационного кино

Скачать pdf  .

Автор: Мэгуми Ханья

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
megumi.nitta.shamo@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-5999-6097

Аннотация

Статья посвящена одному из важнейших аспектов творческой деятельности Альфреда Гарриевича Шнитке — его рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха. Проблема исследуется на основе наименее изученной области в наследии Шнитке — его сочинений к анимационным фильмам Андрея Хржановского (р. 1939). Аргументируется точка зрения, что в данной сфере складывались основные формы цитирования и подходы, характерные для претворения композитором определяющих компонентов стиля лейпцигского мастера. В публикации рассмотрены примеры точной, переработанной и виртуальной цитат в киномузыке Шнитке. Подчеркивается, что художественный диалог с творчеством Баха и эпохой барокко сложился у него во многом под влиянием кинематографических идей Хржановского.
Исследование основано на изучении автографов партитур, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, архивных материалов, воспоминаний композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью, данного Хржановским в личных встречах с автором статьи в январе 2023 г.

Благодарности: автор статьи благодарит сотрудников нотной библиотеки Российского государственного симфонического оркестра кинематографии — в особенности его художественного руководителя и главного дирижера Сергея Ивановича Скрипку  — за помощь в работе с источниками и разрешение изучения автографа партитуры Альфреда Гарриевича Шнитке № 4681. Особую признательность автор выражает Андрею Юрьевичу Хржановскому за личное общение и ценные сведения, сообщенные в ходе интервью 26–30 января 2023 г.

Ключевые слова: Альфред Гарриевич Шнитке, Иоганн Себастьян Бах, Андрей Юрьевич Хржановский, BACH, цитирование, переработанная цитата, виртуальная цитата, киномузыка

Для цитирования: Мэгуми Ханья. И. С. Бах — А. Г. Шнитке: цитата как форма диалога в музыке анимационного кино // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 76–97. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.004

Статья поступила в редакцию: 05.12.2023; одобрена после рецензирования: 20.12.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.

Список источников

[1] Акишина 2003 — Акишина Е. М. Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2003. 272 с.

[2] Бедерова 2022 — Бедерова Ю. А. Книга о музыке. Москва: ACT: CORPUS, 2022. 768 с.

[3] Берченко 2021 — Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». Москва: Классика – XXI, 2021. 375 с.

[4] Высоцкая 2012 — Высоцкая М. С. Между логикой и парадоксом: Композитор Фарадж Караев. Москва: Момент, 2012. 568 с.

[5] Денисов 2020 — Денисов А. В. Музыкальные цитаты: Справочник. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2020. 224 с.

[6] Демченко 2009 — Демченко А. И. Альфред Шнитке: Контексты и концепты. Москва: Композитор, 2009. 296 с.

[7] Ивашкин 2015 — Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. Москва: Классика – XXI, 2015. 320 с.

[8] Крейнина 2014 — Крейнина Ю. В. Выбор влияния, или тест Роршаха: Иоганн Себастьян Бах и композиторы XX века // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2014. № 4 (11). С. 46–54.

[9] Милка 2009 — Милка А. П. «Искусство фуги» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 456 с.

[10] Мирошкина 2020 — Мирошкина А. Ф. Киномузыка Альфреда Шнитке: Опыт исследования. Оренбург: Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей, 2020. 244 с.

[11] Мищенко 2010 — Мищенко М. П. О смысле мотива b-a-c-h (из опытов мелософии) // Opera musicologica. 2010. №1 (3). C. 18–35.

[12] Нейман 2014 — Нейман М. Ф. История одного интервью // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: ARCADIA, 2014. С. 371–377.

[13] Нитта-Ханья 2021 — Нитта-Ханья М. Б. Л. Яворский и А. Швейцер в баховедении: На основе записей С. Н. Ряузова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14). С. 71–77.

[14] Петрушанская 2014 — Петрушанская Е. М. Изображение и музыка — возможности диалога // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: ARCADIA, 2014. С. 387–395.

[15] Тиба 2004 — Тиба Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке: Опыт интертекстуального анализа. Москва: Композитор, 2004. 160 с.

[16] Ханья 2023 — Ханья М. Музыка А. Г. Шнитке для фильма А. Ю. Хржановского «В мире басен»: К проблеме полистилистики // Временник Зубовского института. 2023. № 2 (41). С. 9–31.

[17] Холопова 2021 — Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2021. 328 с.

[18] Холопова, Чигарева 1990 — Холопова В. Н., Чигарева Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. Москва: Советский композитор, 1990. 350 с.

[19] Хржановский 2014 — Хржановский А. Ю. Он прилетал лишь однажды // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: ARCADIA, 2014. С. 356–367.

[20] Чигарева 2017 — Архивные материалы. Из архива В. С. Ценовой // На пересечении прошлого и будущего: Сборник статей / ред.-сост. Е. И. Чигарева. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 205–212.

[21] Чигарева 2015 — Чигарева Е. И. Художественный мир Альфреда Шнитке. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2015. 368 с.

[22] Шак, Масич 2016 — Шак Т. Ф., Масич О. В. О некоторых принципах структурирования музыкального тематизма в музыке кино // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 1 (60). С. 55–61.

[23] Шнитке 1988 — Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. 1988. Апрель – июнь. С. 22–24.

[24] Шульгин 2014 — Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. Москва: Директ-Медиа, 2014. 101 с.

[25] Юферова 2006 — Юферова О. А. Монограмма в музыкальном искусстве XVII–XX веков: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2006. 239 с.

[26] Boyd 1999 — Boyd M. BACH // Oxford Composer Companions: J. S. Bach / Ed. by M. Boyd. Oxford: Oxford University Press, 1999. P. 50–55.

[27] Boyd 2002 — Boyd M. B–A–C–H // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S. Sadie. 2nd ed. London; New York: Macmillan; Grove’s Dictionaries, 2002. Vol. 2. P. 429.

[28] Dixon 2022 — Dixon G. The Routledge Handbook to the Music of Alfred Schnittke. Abingdon; New York: Routledge, 2022. 331 p.

[29] Ivashkin 1996 — Ivashkin A. Alfred Schnittke. London: Phaidon, 1996. 240 p.

[30] Schmelz 2009 — Schmelz P. J. Such Freedom, If Only Musical: Unofficial Soviet Music during the Thaw. New York: Oxford University Press, 2009. 408 p.

[31] Schmelz 2019 — Schmelz P. J. Alfred Schnittke’s Concerto Grosso No. 1. New York: Oxford University Press, 2019. 278 p.

[32] Tremblay 2007 — Tremblay J.-B. Polystylism and Narrative Potential in the Music of Alfred Schnittke: Ph. D. diss. / University of British Columbia. Vancouver, 2007. 245 p.

[33] Walther 1732 — Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <…>. Leipzig: Wolffgang Deer, 1732. 659 S.

[34] Weiss 2016 — Weiss S. B-A-C-H // Das neue Bach-Lexikon / Hrsg. von S. Rampe. 2. Ausgabe. Laaber: Laaber, 2016. S. 78–79.

Original article

Johann Sebastian Bach — Alfred Schnittke:
Quotation as Form of Dialogue in Music for Animated Films

Author: Megumi Hanya

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
megumi.nitta.shamo@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-5999-6097

Abstract 

The article is devoted to one of the most important aspects of Alfred Schnittke’s creative activity — his reception of music by Johann Sebastian Bach. The author explores this problem on the basis of the least studied field in Schnittke’s legacy — his works for animated films by Andrey Khrzhanovsky (b. 1939). It is argued that main ideas of quoting Bach’s works and principal methods of using his stylistic devices have been formed in this sphere. The publication discusses examples of exact, revised and virtual quotations in the film music by Schnittke. It is emphasized that Schnittke’s artistic dialogue with the oeuvre and epoch of the great German composer was formed under the significant influence of Khrzhanovsky’s cinematographic ideas.
The research is based on the study of the composer’s handwritten scores kept in the music library of the Russian State Symphony Cinema Orchestra, archival materials, composer’s and director’s memoires about the films production, as well as interviews given by Khrzhanovsky in personal meetings with the author of the article in January 2023.

Acknowledgments: The author expresses her gratitude to the employees of the music library of the Russian State Symphony Cinema Orchestra — in particular its artistic director and chief conductor Sergey I. Skripka — for their help in the research of the sources and their kind permission to study the autograph score No. 4681 by Alfred Schnittke. The author is especially grateful to Andrey Yu. Khrzhanovsky for personal communication and valuable information provided during the interview on January 26–30, 2023.

Keywords: Alfred Schnittke, Johann Sebastian Bach, Andrey Khrzhanovsky, BACH, quotation, revised quotation, virtual quotation, film music

For citation: Megumi Hanya. Johann Sebastian Bach — Alfred Schnittke: Quotation as a Form of a Dialogue in Music for Animated Films. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. Р.  76–97. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.004

The article was submitted: 05.12.2023; approved after reviewing: 20.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.

References

[1] Akishina, Ekaterina M. (2003). Semanticheskie aspekty analiza tvorchestva A. Schnittke [Semantic Aspects of Analyzing of the Work by A. Schnittke]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 272 p. (in Russian, unpublished).

[2] Bederova, Yuliya A. (2022). Kniga o muzyke [The Book about Music]. Moscow: ACT: CORPUS, 768 p. (in Russian).

[3] Berchenko, Roman E. (2021). V poiskakh utrachennogo smysla. Boleslav Yavorsky o “Khorosho temperirovannom klavire” [In Search of Lost Meaning. Boleslav Yavorsky on “The Well-Tempered Clavier”]. Moscow: Klassika – XXI, 375 p. (in Russian).

[4] Vysotskaya, Marianna S. (2012). Mezhdu logikoy i paradoksom: Kompozitor Faradzh Karaev [Between Logic and Paradox: Composer Faradzh Karaev]. Moscow: Moment, 568 p. (in Russian).

[5] Denisov, Andrey V. (2020). Muzykal’nye tsitaty: Spravochnik [Musical Quotations: The Handbook]. St. Petersburg: Compozitor • Saint Petersburg, 224 p. (in Russian).

[6] Demchenko, Alexander I. (2009). Alfred Schnittke: Konteksty i kontsepty [Alfred Schnittke: Contexts and Concepts]. Moscow: Kompozitor, 296 p. (in Russian).

[7] Ivashkin, Alexander V. (ed.) (2015). Besedy s Alfredom Schnittke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika – XXI, 320 p. (in Russian).

[8] Kreinin, Yulia (2014). “Vybor vliyaniya, ili test Rorschacha: Johann Sebastian Bach i kompozitory XX veka” [“The Choice of Influence or Rorschach Test: Johann Sebastian Bach and the 20th Century Composers”]. In Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Papers of Gnesin Russian Academy of Music]. 2014. No. 4 (11), рр. 46–54 (in Russian).

[9] Milka, Anatoliy P. (2009). “Iskusstvo fugi” J. S. Bacha: K rekonstruktsii i interpretatsii [“The Art of Fugue” by J. S. Bach: Toward the Reconstruction and Interpretation]. St. Petersburg: Compozitor • Saint Petersburg, 456 p. (in Russian).

[10] Miroshkina, Alfiya F. (2020). Kinomuzyka Alfreda Schnittke: Opyt issledovaniya [Film Music by A. Schnittke: A Research Experience]. Orenburg: Orenburg State Institute of Arts, 244 p. (in Russian).

[11] Mishchenko, Mikhail P. (2010). “O smysle motiva b-a-c-h (iz opytov melosofii)” [“On the Concept of the B-A-C-H Motif (Melosophical Essay)”]. In Opera musicologica. 2010. No. 1 (3), рр. 18–35 (in Russian).

[12] Neyman, Maria F. (2014). “Istoriya odnogo interv’yu” [“The story of one interview”]. In Alfred Schnittke. Stat’i, interv’yu. Vospominaniya o kompozitore [Alfred Schnittke. Articles, Interviews. Memories of the composer], ed. by Andrey Yu. Khrzhanovsky. Moscow: ARCADIA, P. 371–377 (in Russian).

[13] Nitta-Hanya, Megumi (2021). “B. L. Yavorsky i A. Schweitzer v bakhovedenii: Na osnove zapisey S. N. Ryauzova” [“B. L. Yavorsky and A. Schweitzer in Bach Studies: On the Basis of the Writings of S. N. Ryauzov”]. In Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov State Conservatoire. Questions of Art History]. 2021. No. 4 (14), рр. 71–77 (in Russian).

[14] Petrushanskaya, Elena M. (2014). “Izobrazhenie i muzyka — vozmozhnosti dialoga” [“Image and Music — the Possibilities of Dialog”]. In Alfred Schnittke. Stat’i, interv’yu. Vospominaniya o kompozitore [Alfred Schnittke. Articles, Interviews. Memories of the composer], ed. by Andrey Yu. Khrzhanovsky. Moscow: ARCADIA, рр.  387–395 (in Russian).

[15] Chiba, Jun (2004). Simfonicheskoe tvorchestvo Alfreda Schnittke: Opyt intertekstual’nogo analiza [The Symphonic Work by Alfred Schnittke: Experience of Intertextual Analysis]. Moscow: Kompozitor, 160 p. (in Russian).

[16] Hanya, Megumi (2023). “Muzyka A. G. Schnittke dlya fil’ma A. Yu. Khrzhanovskogo V mire basen: K probleme polistilistiki” [“Alfred Schnittke’s Music for Andrey Khrzhanovsky’s In the World of Fables: The Problem of Polystylism”]. In Vremennik Zubovskogo instituta [Annals of the Zubov Institute]. 2023. No. 2 (41), рр. 9–31 (in Russian).

[17] Kholopova, Valentina N. (2021). Kompozitor Alfred Schnittke [Composer Alfred Schnittke]. St. Petersburg: Planeta muzyki, 328 p. (in Russian).

[18] Kholopova, Valentina N. & Chigareva, Evgenia I. (1990). Alfred Schnittke: Ocherk zhizni i tvorchestva [Alfred Schnittke: Essay of his Life and Work]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 350 p. (in Russian).

[19] Khrzhanovsky, Andrey Yu. (2014). “On priletal lish’ odnazhdy” [“He Only Flew Once”]. In Alfred Schnittke. Stat’i, interv’yu. Vospominaniya o kompozitore [Alfred Schnittke. Articles, Interviews. Memories of the composer], ed. by Andrey Yu. Khrzhanovsky. Moscow: ARCADIA, рр. 356–367 (in Russian).

[20] Chigareva, Evgenia I. (ed.) (2017). “Arkhivnye materialy. Iz arkhiva V. S. Tsenovoy” [“Archival materials. From the archive of V. S. Tsenova”]. In Na peresechenii proshlogo i budushhego: Sbornik statey [At the Intersection of the Past and the Future: Collection of articles], ed. by Evgenia I. Chigareva. Moscow: The Scholarly and Printing Center “Moscow Conservatory”, рр. 205–212 (in Russian).

[21] Chigareva, Evgenia I. (2015). Khudozhestvennyy mir Alfreda Schnittke [The Artistic World of Alfred Schnittke]. St. Petersburg: Compozitor • Saint Petersburg, 368 p. (in Russian).

[22] Shak, Tatiana F. & Masich, Olga V. (2016). “O nekotorykh printsipakh strukturirovaniya muzykal’nogo tematizma v muzyke kino” [“On Some Principles of Structuring Music Themes in the Music of the Movie”]. In Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii [Cultural Studies Russian South]. 2016. No. 1 (60), рр. 55–61 (in Russian).

[23] Schnittke, Alfred G. (1988). “Polistilisticheskie tendentsii sovremennoy muzyki ” [“Polystylistic Tendencies in Modern Music”]. In Muzyka v SSSR [Music in USSR]. 1988. April – June, рр. 22–24 (in Russian).

[24] Shul’gin, Dmitriy I. (2014). Gody neizvestnosti Alfreda Schnittke. Besedy s kompozitorom [Alfred Schnittke’s Years of Obscurity. Conversations with the composer]. Moscow: Direkt-Media, 101 p. (in Russian).

[25] Yuferova, Olga A. (2006). Monogramma v muzykal’nom iskusstve XVII–XX vekov [Monogram in Musical Art of 17th–20th centuries]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory. Novosibirsk, 239 p. (in Russian, unpublished).

[26] Boyd, Malcolm (1999). “BACH”. In Oxford Composer Companions: J. S. Bach, ed. by Malcolm Boyd. Oxford: Oxford University Press, рр. 50–55.

[27] Boyd, Malcolm (2002). “B–A–C–H”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, ed. by S. Sadie. 2nd ed. London; New York: Macmillan; Grove’s Dictionaries. Vol. 2. P. 429.

[28] Dixon, Gavin (2022). The Routledge Handbook to the Music of Alfred Schnittke. Abingdon; New York: Routledge, 331 p.

[29] Ivashkin, Alexander (1996). Alfred Schnittke. London: Phaidon, 240 p.

[30] Schmelz, Peter J. (2009). Such Freedom, If Only Musical: Unofficial Soviet Music during the Thaw. New York: Oxford University Press, 408 p.

[31] Schmelz, Peter J. (2019). Alfred Schnittke’s Concerto Grosso No. 1. New York: Oxford University Press, 278 p.

[32] Tremblay, Jean-Benoît (2007). Polystylism and Narrative Potential in the Music of Alfred Schnittke. Ph.D. diss., University of British Columbia. Vancouver, 245 p.

[33] Walther, Johann Gottfried (1732). Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <...>. Leipzig: Wolffgang Deer, 659 S.

[34] Weiss, Stefan (2016). “B-A-C-H”. In Das neue Bach-Lexikon, hrsg. von S. Rampe, 2. Ausgabe. Laaber: Laaber, S. 78–79.