Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.003
Семантика тональности b-moll в сочинениях Ф. Листа
(на примере транскрипции песни Ф. Шуберта «Ее портрет» и Венгерской рапсодии № 3)
Автор: Наталия Гариевна Стейт
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
natalia.staight@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8608-8415
Аннотация
В статье рассматривается семантика тональности b-moll в произведениях авторов разных эпох — барокко (И. С. Бах), начала XIX в. (Л. Бетховен), романтизма (Ф. Шуберт и Ф. Лист). Комплексный семантический анализ позволил выявить ряд отличительных особенностей, объединяющих трактовку данной тональности в творчестве указанных композиторов, например, использование ими схожих музыкально-риторических фигур (katabasis, epizeuxis). Прослеживаемая преемственность символической трактовки b-moll, а также и других тональностей (например, E-dur), дает возможность приблизиться к интерпретации смысла основополагающих внутритекстовых знаков рассматриваемых музыкальных произведений, что в свою очередь является «отправной точкой» формирования музыкально-художественного образа. Основное внимание в статье уделено анализу трактовки семантики b-moll в творчестве Ф. Листа. Делается вывод о том, что композитор, во многом поддерживая уже сложившуюся ранее традицию в интерпретации тональности, в то же время вкладывал в нее конкретные, подчас поддающиеся вербализации значения.
Ключевые слова: семантика тональности b-moll, музыкально-риторические фигуры, Ф. Шуберт — Ф. Лист «Ее портрет», Ф. Лист Венгерская рапсодия № 3, И. С. Бах «Хорошо темперированный клавир», Л. Бетховен «Аппассионата»
Для цитирования: Стейт Н. Г. Семантика тональности b-moll в сочинениях Ф. Листа (на примере транскрипции песни Ф. Шуберта «Ее портрет» и Венгерской рапсодии № 3) // Opera musicologica. 2024. Том 16, № 1. С. 54–75. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.003
Статья поступила в редакцию: 12.12.2023; одобрена после рецензирования: 20.12.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.
Список источников
[1] Асафьев 1971 — Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / ред. и коммент. Е. М. Орловой. Ленинград: Музыка, 1971. 376 с.
[2] Берченко 2005 — Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». Москва: Классика – XXI, 2005. 372 с.
[3] Вашкевич 2010 — Вашкевич Н. Л. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис: Словарь музыкальных форм. Тверь: Тверской областной учебнометодический центр учебных заведений культуры и искусства, 2010. 80 с.
[4] Вульфиус 1983 — Вульфиус П. А. Франц Шуберт: Монография. Москва: Музыка, 1983. 447 с.
[5] Гольденвейзер 1966 — Гольденвейзер А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена. Москва: Музыка, 1966. 288 с.
[6] Гусева 2002 — Гусева А. В. О семантике тональности и о тональном развитии в музыке на основе теории П. Флоренского о пространстве и времени в искусстве // Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка: Сборник статей к 120-летию со дня рождения о. Павла (1882–2002) / Сост. С. М. Сигитов, Т.А. Апинян, А. В. Гусева; Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Творческий центр им. Павла Флоренского. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. С. 187–195.
[7] Денисов 2014 — Денисов А. В. Музыка XX века: очерки о композиторах XX века. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. 110 с. (Композиторы. Очерки жизни и творчества).
[8] Казанцева 2012 — Казанцева Л. П. Семантика тональности: вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, 2006. С. 117–135. Электронная копия: Музыкальное содержание. Проект регионального музыкально-исследовательского сообщества Лаборатория музыкального содержания, 2009–2024. URL.: http://muzsoderjanie.ru/component/content/article/6-nauchnie-publicacii/109-semantika-tonal.pdf (дата обращения: 06.09.2023).
[9] Кремлёв 1970 — Кремлёв Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена. Москва: Советский композитор, 1970. 336 с.
[10] Кудряшов 2006 — Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVІІ–ХХ веков. Санкт-Петербург: Лань, 2006. 432 с.
[11] Майстер 2009 — Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха. Москва: Классика – XXI, 2009. 112 c. (Искусство интерпретации).
[12] Мильштейн 1967 — Мильштейн Я. И. «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха и особенности его исполнения. Москва: Музыка, 1967. 393 с.
[13] Мильштейн 1999 — Мильштейн Я. И. Ференц Лист. Москва: Музыка, 1999. 686 с.
[14] Нейгауз 1988 — Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Изд. 5-е. Москва: Музыка, 1988. 240 с.
[15] Носина 2004 — Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Москва: Классика – XXI, 2004. 56 с.
[16] Огарёв 1956 — Огарёв Н. П. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. Москва, 1956. 492 с.
[17] Хохлов 1987 — Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: черты стиля. Москва: Музыка, 1987. 302 с.
[18] Швейцер 2004 — Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Москва: Классика – XXI, 2004. 816 c.
[19] Beethoven 1862–1890 — Beethoven L. Sonate No. 23, Op. 57 // Werke in 29 volumes. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1862–1890. Serie XVI (Volume XVI): Pianoforte-Sonaten, Band 2, No. 146: Sonate No. 23, Op. 57, f moll. S. 165–190.
[20] Gardonyi 1969 — Gardonyi Z. Neue Tonleiter- und Sequenztypen in Liszts Frühwerken (Zur Frage der „Liszt Sequenzen“) // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, T. 11, Fasc. 1 / 4. 1969. S. 169–199.
[21] Liszt 1972 — Liszt F. Hungarian Rhapsody No. 3, S. 244–3 // Neue Liszt-Ausgabe. Serie 1, Band 3 (Hungarian Rhapsodies I). Editors: Zoltan Gardonyi, Istvan Szelenyi. Budapest: Editio Musica, 1972. S. 40–44.
[22] Schubert 1895 — Schubert F. Ihr Bild (Gedicht von H. Heine) // Schubert’s Werke, Serie XX, Band 9. 1827–28 b. z. „Schwanengesang“, No. 562. Editor: Eusebius Mandyczewski. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1895. S. 170–171.
[23] Schubert — Liszt 1995 — Schubert F. — Liszt F. Schwanengesang / Lieder von Franz Schubert. Für das Pianoforte übertragen von Franz Liszt // Neue Liszt-Ausgabe. Serie 2, Band 21 (Transcriptions VI), S. 560 (R 245). Editors: Imre Mező, Imre Sulyok. Budapest: Editio Musica, 1995. S. 3–97.
Original article
Semantics of b-moll Tonality in Works by F. Liszt
On the Example of Transcriptions of F. Schubert’s
ong “Her Portrait” and Hungarian Rhapsody No. 3)
Author: Natalia G. Steyt
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
natalia.staight@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8608-8415
Abstract
The article deals with the semantics of b-moll tonality in the works of composers of different epochs — Baroque (I. S. Bach), early 19th century (L. Beethoven), Romanticism (F. Schubert and F. Liszt). complex semantic analysis thereof allowed us to identify a number of distinctive features shared in the treatment of this tonality in works of the above composers, for example, their use of similar musical and rhetorical figures (katabasis, epizeuxis). The traceable continuity of the symbolic interpretation of b-moll and other tonalities (for example, E-dur) makes it possible to approach the interpretation of the meaning of the fundamental intra-textual signs of the musical works in question, which in turn is the "starting point" for formation of a musical and artistic image. The main attention in the article is paid to the analysis of the interpretation of the semantics of b-moll in the works of F. Liszt. The conclusion is made that the composer, in many respects supporting the previously established tradition of its interpretation also implied specific meanings that could yield verbal explication.
Keywords: semantics of tonality b-moll, musical and rhetorical figures, F. Schubert — F. Liszt "Her Portrait", Hungarian Rhapsody No. 3, Johann Sebastian Bach WTC, L. Beethoven "Appassionata"
For citation: Steyt, Natalia G. Semantics of b-moll Tonality in Works by F. Liszt (On the Example of Transcriptions of F. Schubert’s Song "Her Portrait" and Hungarian Rhapsody No. 3). Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. Р. 54–75. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.003
The article was submitted: 12.12.2023; approved after reviewing: 20.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.
References
[1] Asafyev, Boris V. (1971). Muzykal’naya forma kak protsess [Musical form as a process], edition and commentaries by Elena M. Orlova. Leningrad: Muzyka, 376 p. (in Russian).
[2] Berchenko, Roman E. (2005). V poiskakh utrachennogo smysla. Boleslav Yavorskiy o «Khorosho temperirovannom clavire» [In search of lost meaning. Boleslav Jaworski about the Well-Tempered Clavier]. Moscow: Klassika – XXI, 372 p. (in Russian).
[3] Vashkevich, Nikolai L. (2010). Semantika muzykal’noy rechi. Muzykal’nyy sintaksis: Slovar’ muzykal’nykh form [The semantics of musical speech. Musical syntax: A Dictionary of Musical Forms]. Tver: Tverskoy oblastnoy uchebno-metodicheskiy tsentr uchebnykh zavedeniy kul’tury i iskusstva, 80 p. (in Russian).
[4] Wulfius, Pavel A. (1983). Franz Schubert [Franz Schubert]: Monograph. Moscow: Muzyka, 447 p. (in Russian).
[5] Goldenweiser, Alexander B. (1966). Tridtsat’ dve sonaty Betkhovena [Beethoven’s thirtytwo sonatas]. Moscow: Muzyka, 288 p. (in Russian).
[6] Guseva, Aelita V. (2002). “O semantike tonal’nosti i o tonal’nom razvitii v muzyke na osnove teorii P. Florenskogo o prostranstve i vremeni v iskusstve” [“About the semantics of tonality and tonal development in music on the basis of P. Florensky’s theory of space and time in art”]. In Pamyati Pavla Florenskogo. Filosofiya. Muzyka. Sbornik statey k 120-letiyu so dnya rozhdeniya o. Pavla (1882–2002) [In memory of Pavel Florensky. Philosophy. Music. Collection of articles for the 120th anniversary of the birth of Fr. Paul (1882–2002)], сompilers Sergey M. Sigitov, Tamara A. Apinyan, Aelita V. Guseva. St.-Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatory, Pavel Florensky Creative Centre. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, рр. 187–195 (in Russian).
[7] Denisov, Andrei V. (2014). Muzyka XX veka: ocherki o kompozitorakh XX veka [XX century music: essays on 20th century composers]. St. Petersburg: Kompozitor, 110 p. (Composers. Essays on life and work). (in Russian).
[8] Kazantseva, Lyudmila P. “Semantika tonal’nosti: voprosy metodologii issledovaniya” [“Semantics of tonality: issues of research methodology”]. In Muzykal’noe soderzhanie: sovremennaya nauchnaya interpretatsiya [Musical content: modern scientific interpretation]: collection of scientific articles. Rostov on Don: Izdatel’stvo Rostovskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni S. V. Rakhmaninova, рр. 117–135. Electronic version: Project of the regional music research community Laboratory of Musical Content, 2009–2024. Available at: http://muzsoderjanie.ru/component/content/article/6-nauchnie-publicacii/109-semantika-tonal.pdf (accessed: 06.09.2023) (in Russian).
[9] Kremlev, Yuliy A. (1970). Fortepiannye sonaty Betkhovena [Beethoven’s piano sonatas]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 336 p. (in Russian).
[10] Kudryashov, Andrei Yu. (2006). Teoriya muzykal’nogo soderzhaniya. Khudozhestvennye idei evropeyskoy muzyki XVІІ–XX vekov [The Musical content theory. Artistic ideas of European music of the XVII–XX centuries]. St.-Petersburg: Lan’, 432 p. (in Russian).
[11] Meister, Hubert (2009). Muzykal’naya ritorika: klyuch k interpretatsii proizvedeniy J. S. Bacha [Musical rhetoric: the key to interpreting the works of J. S. Bach]. Moscow: Klassika – XXI, 112 p. (The Art of Interpretation). (in Russian).
[12] Milshtein, Yakov I. (1967). “Khorosho temperirovannyy klavir” J. S. Bacha i osobennosti ego ispolneniya [“The Well-Tempered Clavier” J. S. Bach and the peculiarities of its performance]. Moscow: Muzyka, 393 p. (in Russian).
[13] Milshtein, Yakov I. (1999). Ferenz Liszt [Ferenz Liszt]. Moscow: Muzyka, 686 p. (in Russian).
[14] Neuhaus, Henrich G. (1988). Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [On the Art of Piano Playing: Notes of a Pedagogue]. Edition 5th. Moscow: Muzyka, 240 p. (in Russian).
[15] Nosina, Vera B. (2004). Simvolika muzyki J. S. Bacha [Symbolism of the music of the J. S. Bach]. Moscow: Klassika – XXI, 56 p. (in Russian).
[16] Ogarev, Nikolay P. (1956). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]: in 2 vols. Vol. 1. Moscow, 492 p. (in Russian).
[17] Khokhlov, Yuriy N. (1987). Pesni Shuberta: cherty stilya [Schubert’s songs: style traits]. Moscow: Muzyka, 302 p. (in Russian).
[18] Schweitzer, Albert (2004). Johann Sebastian Bach [Johann Sebastian Bach]. Moscow: Klassika – XXI, 816 p. (in Russian).
[19] Beethoven, Ludwig (1862–1890). “Sonate No. 23, Op. 57” In Werke in 29 volumes. Leipzig: Breitkopf&Härtel, 1862–1890. Serie XVI (Volume XVI): Pianoforte-Sonaten, Band 2, No. 146: Sonate No. 23, Op. 57, f moll. S. 165–190.
[20] Gardonyi Zoltan (1969). “Neue Tonleiter- und Sequenztypen in Liszts Frühwerken (Zur Frage der ‘Liszt Sequenzen’)”. In Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, T. 11, Fasc. 1 / 4. 1969. S. 169–199.
[21] Liszt, Franz (1972). “Hungarian Rhapsody No. 3, S. 244–3”. In Neue Liszt-Ausgabe. Serie 1, Band 3 (Hungarian Rhapsodies I), Editors: Zoltan Gardonyi, Istvan Szelenyi. Budapest: Editio Musica, S. 40–44.
[22] Schubert, Franz (1895). “Ihr Bild (Gedicht von H. Heine)”. In Schubert’s Werke, Serie XX, Band 9. 1827–28 b. z. „Schwanengesang“, No. 562. Editor: Eusebius Mandyczewski. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1895. S. 170–171.
[23] Schubert, Franz – Liszt, Franz (1995). „Schwanengesang / Lieder von Franz Schubert. Für das Pianoforte übertragen von Franz Liszt“. In Neue Liszt-Ausgabe. Serie 2, Band 21 (Transcriptions VI), S. 560 (R 245), Editors: Imre Mező, Imre Sulyok. Budapest: Editio Musica, 1995. S. 3–97.