Исполнительские особенности наигрыша «Сормача» на гармониках в фольклорной традиции Нижегородской области

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.005

Исполнительские особенности наигрыша «Сормача»
на гармониках в фольклорной традиции Нижегородской области

Скачать pdf  .

Автор: Ольга Владимировна Иванова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
ivashina-o@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4893-9573

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее характерные приемы игры, используемые при исполнении «Сормача» на гармониках русского строя. Затрагиваются вопросы органологии инструмента, в том числе особенности усовершенствования гармоник, осуществленных нижегородскими мастерами. На примере типа наигрыша, наиболее показательного для инструментальной традиции Нижегородской области, прослеживается преемственность некоторых приемов, сформировавшихся в практике игры на гармониках русского строя и перенесенных затем в исполнительство на гармони «хромке». Основу исследования составляют материалы, собранные в ходе экспедиций Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на территории Нижегородской области в 2016–2022 гг. при непосредственном участии автора статьи. Результаты изучения позволяют расширить представления о механизмах передачи традиции исполнительства в условиях освоения сельскими музыкантами способов игры на новых гармониках «хромках» наряду с еще активным бытованием инструментов более ранней конструкции.

Ключевые слова: инструментальная музыка, наигрыш, «Сормач», гармоника русского строя, хромка, припевка, частушка, фольклор Нижегородской области

Для цитирования: Иванова О. В. Исполнительские особенности наигрыша «Сормача» на гармониках в фольклорной традиции Нижегородской области // Opera musicologica. 2023. Т. 15, № 4. С. 82–101. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.005.

Статья поступила в редакцию: 06.03.2023; одобрена после рецензирования: 05.04.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.

Список источников

[1] Благодатов 1960 — Благодатов Г. И. Русская гармоника: Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / отв. ред. Ф. А. Рубцов. Ленинград: Музгиз, 1960. 182 с.

[2] Банин 1997 — Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. 248 с.

[3] Вертков 1963 — Вертков К. А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / сост. К. А. Вертков, Г. И. Благодатов, Э. Э. Язовицкая. Москва: Музгиз, 1963. 273 с.

[4] Вертков 1975 — Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Ленинград: Музыка, 1975. 280 с.

[5] Гиппиус 1936 — Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор. 1936. № 4–5. С. 97–142.

[6] Мехнецов 2005 — Мехнецов А. А. Кирилловская гармонь-хромка в традиционной культуре Белозерья / науч. ред. И. С. Попова. Вологда: Вологодский обл. научно-методический центр культуры и повышения квалификации, 2005. 274 с.

[7] Мирек 1994 — Мирек А. М. Гармоника: Прошлое и настоящее: Научно-историческая энциклопедическая книга. Москва: Интерпракс, 1994. 534 с.

[8] Озеров 2017 — Озеров С. А. Гармонико-баянное искусство Нижегородской области: становление, развитие, современное состояние: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Нижний Новгород: [б. и.], 2017. 22 с.

[9] Петрова 2012 — Петрова Е. М. Исполнительский стиль гармонистов-рояльщиков в Усманском районе Липецкой области // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования: Материалы Четвертой международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. С. 92–109. (Научные труды Московской гос. консерватории имени П. И. Чайковского; сборник 75).

[10] Смирнов 1962 — Смирнов Б. Ф. Искусство сельских гармонистов. Москва: Советский композитор, 1962. 171 с.

[11] Фагин 2017 — Фагин Н. По клавишам судьбы. Нижний Новгород: Бикар, 2017. 246 c.

[12] Щуров 2018 — Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие для музыкальных вузов и колледжей: в 2-х ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 2: Народные песни и инструментальная музыка в образцах. Москва: Музыка, 2018. 656 с.

Original article

Performance Features of the Instrumental Piece “Sormach”
on Harmonics in the Folklore Tradition of the Nizhny Novgorod Region

Author: Olga V. Ivanova

Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow. Russia
ivashina-o@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4893-9573

Abstract 

The article discusses the most characteristic playing techniques used in the performance of “Sormach” on the harmonica of the Russian system. The problems of the organology of the instrument are touched upon, including the peculiarities of improvement made to harmonics by Nizhny Novgorod masters. An example of the type of the most demonstrative instrumental piece for the instrumental tradition of the Nizhny Novgorod region is used to trace the continuity of some techniques that were formed in the practice of playing the harmonics of the Russian system and then transferred to the performance of the accordion "chrome". The research is based on materials collected during the Moscow State Conservatory expeditions to the Nizhny Novgorod Region in 2016–2022, in which the author of the article participated. The results of this study allow us to expand understanding of the transmission mechanisms of the performance tradition when village musicians comprehend new chromаtic harmonic along with earlier format instruments.

Keywords: instrumental music, a piece on the harmonica, “Sormach”, harmonica of the Russian system, harmonica of chrome, pripevka, chastushka, folklore of the Nizhny Novgorod region

For citation: Ivanova O. V. Performance Features of the Instrumental Piece "Sormach" on Harmonics in the Folklore Tradition of the Nizhny Novgorod Region. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 82–101. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.005.

The article was submitted: 06.03.2023; approved after reviewing: 05.04.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

References

[1] Blagodatov, Georgiy I. (1960). Russkaya garmonika: Ocherk istorii instrumenta i ego roli v russkoy narodnoy muzykalnoy kul’ture [Russian Harmonica: An Essay on the History of the Instrument and its Role in Russian Folk Music Culture], eхecutive editor Feodosiy A. Rubtsov. Leningrad: Muzgiz, 182 p. (in Russian).

[2] Banin, Aleksandr A. (1997). Russkaya instrumental’naya muzyka fol’klornoy traditsii [Russian instrumental music of folklore tradition]. Moscow: Gosudarstvennyy respublikanskiy tsentr russkogo fol’klora, 248 р. (in Russian).

[3] Vertkov, Konstantin A. (1963). Atlas muzykal’nykh instrumentov narodov SSSR [Atlas of musical instruments of the peoples of the USSR], compilation by Konstantin A. Vertkov, Georgiy I. Blagodatov, Elsa E. Yazovitskaya. Moscow: Muzgiz, 273 p. (in Russian).

[4] Vertkov, Konstantin A. (1975). Russkie narodnye muzykal’nye instrumenty [Russian folk musical instruments]. Leningrad: Muzyka, 280 p. (in Russian).

[5] Gippius, Evgeniy V. (1936). “Intonatsionnye elementy russkoy chastushki” [“Intonation elements of the Russian chastushka”]. In Sovetskiy fol’klore [Soviet folklore]. 1936. No. 4–5. P. 97–142 (in Russian).

[6] Mekhnetsov, Aleksey A. (2005). Kirillovskaya garmon’-khromka v traditsionnoy kul’ture Belozer’ya [Kirillovskaya harmonica-chromka in the traditional culture of Belozerye], scientific editor Irina S. Popova. Vologda: Vologodskiy obl. nauchno-metodicheskiy tsentr kul’tury i povysheniya kvalifikatsii, 274 p. (in Russian).

[7] Mirek, Alfred M. (1994). Garmonika: Proshloe i nastoyashchee: Nauchno-istoricheskaya entsiklopedicheskaya kniga [Harmonica: Past and Present: A Scientific and Historical Encyclopedic Book]. St. Petersburg: Interpraks, 534 p. (in Russian).

[8] Ozerov, Sergey A. (2017). Garmoniko-bayannoe iskusstvo Nizhegorodskoy oblasti: stanovlenie, razvitie, sovremennoe sostoyanie [Harmonica and accordion art of the Nizhny Novgorod region: formation, development, current state]: Extended abstract of Candidate of Science (Arts) dissertation: 17.00.02, Nizhny Novgorod State Conservatory, responsible organization. Nizhniy Novgorod: [s. n.], 22 p. (in Russian).

[9] Petrova, Eseniya M. (2012). “Ispolnitel’skiy stil’ garmonistov-royal’shchikov v Usmanskom rayone Lipetskoy oblasti” [“The performing style of harmonists ‘royal’shchik’ in the Usmansky district of the Lipetsk region”]. In Fol’klor: istoricheskaya traditsiya i sovremennye polevye issledovaniya: Materialy Chetvertoy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii pamyati A. V. Rudnevoy [Folklore: Historical Tradition and Modern Field Research: Materials of the IVth International Scientific Conference in Memory of Anna V. Rudneva], editors-compilers Natalya N. Gilyarova, Elena V. Biteryakova. Moscow: Research and Publishing Center “Moscow Conservatory”, рр. 92–109 (in Russian).

[10] Smirnov, Boris F. (1962). Iskusstvo sel’skikh garmonistov [The Art of village Harmonicists]. Moscow: Soviet composer, 171 p. (in Russian).

[11] Fagin, Nikolay P. (2017). Po klavisham sud’by [On the keys of fate]. Nizhniy Novgorod: Bikar, 246 p. (in Russian).

[12] Shchurov, Vyacheslav M. (2018). Zhanry russkogo muzykal’nogo fol’klora [Genres of Russian musical folklore]: A textbook for music universities and colleges]: in 2 part. Part 2: Narodnye pesni i instrumental’naya muzyka v obraztsakh [Folk songs and instrumental music in samples]. Moscow: Muzyka, 656 p. (in Russian).