Дадаистские балеты Эрвина Шульхофа: от мистерии к гротеску

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.001

Дадаистские балеты Эрвина Шульхофа: от мистерии к гротеску

Скачать pdf  .

Автор: Юлия Сергеевна Векслер

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия,
wechsler@mts-nn.ru, https://orcid.org/0000-0002-2965-9285

Аннотация

Статья посвящена двум балетам чешского композитора Эрвина Шульхофа (1894–1942), написанным в 1920-е гг. Они вобрали в себя как его опыт в области джаза, так и многие идеи дадаизма — движения, к которому он примкнул в конце 1910-х. Шульхофа привлекали упругие ритмы и откровенная сексуальность танцевально-джазовой музыки, он рассматривал ее как действенное средство обновления музыкального искусства. Дадаисты пробудили его интерес к примитивным культурам, неевропейской экзотике. Важными оказались и контакты дадаистов с создателями так называемого «выразительного танца» — Р. фон Лабаном и М. Вигман. Балетная мистерия «Огелала» (Ogelala, 1922) написана на сюжет из жизни ацтеков. Одним из первых Шульхоф прибегает к эмансипации ударных инструментов и разрабатывает дифференцированную систему соответствий между их звучанием и пластикой балета. Второй балет, «Лунатичка» (Die Mondsüchtige, 1925), основан на ранее написанной Сюите для камерного оркестра (1921), которую Шульхоф снабдил эпатажным дадаистским прологом. Сюита, составленная из модных танцев и джазовых пьес, была переработана в «танцевальный гротеск» (Tanzgroteske) на либретто чешского поэта Витезлава Назвала, близкое послевоенным балетам группы «Шести».

Ключевые слова: Эрвин Шульхоф, гротескный танец, дадаизм, экспрессионизм, экзотизм

Для цитирования: Векслер Ю. С. Дадаистские балеты Эрвина Шульхофа: от мистерии к гротеску // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 8–27. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.001.

Статья поступила в редакцию: 25.02.2023; одобрена после рецензирования: 28.02.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Векслер 2022 — Векслер Ю. С. Между экспрессионизмом и дадаизмом. Эрвин Шульхоф в диалоге с нововенской школой // Музыкальная академия. 2022. № 3. С. 98–115. https://doi.org/10.34690/255.

[2] Дробинский 1962 — Дробинский А. И. Рабиналь-ачи // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. Москва : Советская энциклопедия, 1962. С. 127.

[3] Калужский 2007 — Калужский М. Репрессированная музыка. Москва : Классика – XXI, 2007. 54 с.

[4] Кокто 2000 — Кокто Ж. Петух и арлекин: Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / составление, перевод, послесловие, комментарии М. А. Сапонова. Москва : Прест, 2000. 223 с.

[5] Максимов 2016 — Максимов В. И. Театр и балет дада (К столетию дадаизма) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 6 (47). С. 69–79.

[6] Хардт 2008 — Хардт И. Выразительный танец в Германии // Германия. ХХ век — Модернизм, авангард, постмодернизм. Москва : РОССПЭН, 2008. С. 502–517.

[7] Шуман 2002 — Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне / отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. Москва : Республика, 2002. 558 с.

[8] Bek 1994 — Bek J. Erwin Schulhoff: Leben und Werk. Hamburg : von Bockel, 1994. 268 S.

[9] Bösch, Vojtech 1993 — Bösch K., Vojtech I. Der Briefwechsel zwischen Erwin Schulhoff und Alban Berg // Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft. 1993. № 4. S. 27–78.

[10] Eberle 2010 — Eberle G. Der Vielsprachige: Erwin Schulhoff und seine Klaviermusik. Saarbrücken : Pfau-Verl., 2010. 214 S.

[11] Ewans 1931 — Ewans E. The Oxford Festival // Musical Times. 1931. Vol. 72. No. 1063 (Sep. 1). P. 803-806.

[12] Gayda 1995 — Gayda T. Franz Schreker. Erwin Schulhoff. Paul Hindemith. Dance pantomimes. Dance grotesques // Tanz Grotesk. Schreker: Der Geburtstag der Infantin; Schulhoff: Die Mondsüchtige; Hindemith: Der Dämon. Booklet for CD. Decca – 444 182-2. 1995. P. 7–11.

[13] Goergen 2001 — Goergen J. (Hrsg.) Oberstdada Colonel Schulhoff von Dadanola: Poesien, Texte und Briefe des Dadakomponisten Erwin Schulhoff. Siegen: Univ., 2001. 83 S.

[14] John 1994 — John E. Absolute Respektlosigkeit: Jefim Golyscheff 1919 // Neue Zeitschrift für Musik. 1994. Vol. 155. No. 3. S. 27–31.

[15] Schulhoff 1994 — Schulhoff E. Schriften / Hrsg. von T. Widmaier. Hamburg: von Bockel, 1994. 137 S.

[16] Tanzmusik 1926 — Tanzmusik. Rundfrage // Musikblätter des Anbruch. Tanz in dieser Zeit. 1926. № 3–4. S. 170–181.

[17] Weiss 2011 — Weiss M. “To make a lady out of Jazz”. Die Jazz-Rezeption im Werk Erwin Schulhoffs. Neumünster, Holst : Bockel, 2011. 458 S.

[18] Widmaier 1994 — Widmaier T. Colonel Schulhoff, Musikdada: Unsinn als Ausdruck von Lebendigkeit // Neue Zeitschrift für Musik. 1994. Vol. 155. No. 3. S. 14–21.

Original article

Erwin Schulhoff’s Dadaist Ballets: From Mystery to Grotesque

Author: Yulia S. Veksler

Nizhny Novgorod Glinka State Conservatory, Nizhny Novgorod, Russia, 
wechsler@mts-nn.ru, https://orcid.org/0000-0002-2965-9285

Abstract 

The article is devoted to two ballets by the Czech composer Erwin Schulhoff (1894–1942), created in the 1920s. They absorbed both his experience in the field of jazz music and many of the ideas of Dadaism, a movement which he joined in the late 1910s. Schulhoff was attracted by the elastic rhythms and outright sexuality of dance and jazz music, he considered it an effective means of renovation of the musical art. Dadaists awoke his interest in primitive cultures, non-European exotics. Their contacts with the creators of the so-called “expressive dance”, R. von Laban and M. Wigman, were also important. The ballet mystery Ogelala (1922) is composed according to a plot from the life of the Aztecs. Schulhoff was one of the first to resort to emancipation of percussion instruments and develop a differentiated system of concordances between their sound and the plasticity of ballet. The second ballet, Die Mondsüchtige (1925), is based on a previously composed Suite for Chamber Orchestra (1921), which Schulhoff precessed with an outrageous dada prologue. The suite, composed of fashionable dances and jazz pieces, was reworked into a “grotesque dance” (Tanzgroteske) based on a libretto by the Czech poet Vítězslav Nezval, close to the post-war ballets of the Six group.

Keywords: Erwin Schulhoff, grotesque dance, dadaism, expressionism, exoticism

For citation: Veksler Yu. S. Erwin Schulhoff’s Dadaist Ballets: From Mystery to Grotesque. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 8–27. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.001.

The article was submitted: 25.02.2023; approved after reviewing: 28.02.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Veksler, Yulia S. (2022). “Mezhdu ekspressionizmom i dadaizmom. Ervín Schulhoff v dialoge s novovenskoy shkoloy” [“Between Expressionism and Dadaism. Erwin Schulhoff in Dialogue with the Second Viennese School”]. In Muzykal’naya Akademiya [Music Academy]. 2022. No. 3. Р. 98–115 (in Russian). https://doi.org/10.34690/255.

[2] Drobinskiy, Alexandr I. (1962). “Rabinal’-achi” [“Rabinal-achi ”]. In Kratkaya literaturnaya entsiklopediya [A short literary encyclopedia]. Vol. 6. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya. Р. 127 (in Russian).

[3] Kaluzhskiy, Mikhail V. (2007). Repressirovannaya muzyka [Repressed music]. Moscow: Klassika – XXI. 54 р. (in Russian).

[4] Cocteau, Jean (2000). Petukh i arlekin: Libretto. Vospominaniya. Stat’i o muzyke i teatre [The Cock and the Harlequin: Libretto. Memories. Articles about music and theater], compilation, translation, afterword, comments by Mikhail A. Saponov. Moscow: Prest, 223 р. (in Russian).

[5] Maksimov, Vadim I. (2016). “Teatr i balet dada (K stoletiyu dadaizma)” [“Theater and ballet dada (To the centenary of Dadaism)”]. In Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy [Bulletin of Vaganova Ballet Academy]. 2016. No. 6 (47). Р. 69–79 (in Russian).

[6] Hardt, Ivonna (2008). “Vyrazitel’nyy tanets v Germanii” [“Expressive dance in Germany”]. In Germaniya. XX vek — Modernizm, avangard, postmodernism [Germany. XX century — Modernism, avant-garde, postmodernism]. Moscow : ROSSPEN, рр. 502–517 (in Russian).

[7] Sсhumann, Klaus (2002). Dadaizm v Tsyurikhe, Berline, Gannovere i Kel’ne [Dadaism in Zurich, Berlin, Hanover and Cologne], executive editor Klaus Schumann; translation from German by Sergei K. Dmitriev. Moscow : Respublika, 558 р. (in Russian).

[8] Bek, Josef (1994). Erwin Schulhoff: Leben und Werk. Hamburg : von Bockel, 1994. 268 S.

[9] Bösch, Katrin & Vojtech, Ivan (1993). “Der Briefwechsel zwischen Erwin Schulhoff und Alban Berg“. In Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft. 1993. No. 4. S. 27–78.

[10] Eberle, von Gottfried (2010). Der Vielsprachige: Erwin Schulhoff und seine Klaviermusik. Saarbrücken : Pfau-Verl., 2010. 214 S.

[11] Ewans, Edwin (1931). “The Oxford Festival”. In Musical Times. 1931. Vol. 72. No. 1063 (Sep. 1). P. 803–806.

[12] Gayda, Thomas (1995). “Franz Schreker. Erwin Schulhoff. Paul Hindemith. Dance pantomimes. Dance grotesques“. In Tanz Grotesk. Schreker: Der Geburtstag der Infantin; Schulhoff: Die Mondsüchtige; Hindemith: Der Dämon. Booklet for CD. Decca – 444 182-2. 1995. P. 7–11.

[13] Goergen, Jeanpaul (2001). Oberstdada Colonel Schulhoff von Dadanola: Poesien, Texte und Briefe des Dadakomponisten Erwin Schulhoff / Hrsg. von Jeanpaul P. Goergen. Siegen: Univ., 2001. 83 S.

[14] John, Eckhard (1994). “Absolute Respektlosigkeit: Jefim Golyscheff 1919“. In Neue Zeitschrift für Musik. 1994. Vol. 155. No. 3. S. 27–31.

[15] Schulhoff, Erwin. (1994). Schriften / Hrsg. von T. Widmaier. Hamburg: von Bockel, 1994. 137 S.

[16] _______ (1926). “Tanzmusik. Rundfrage“. In Musikblätter des Anbruch. Tanz in dieser Zeit. 1926. No. 3–4. S. 170–181.

[17] Weiss, Miriam (2011). “To make a lady out of Jazz”. Die Jazz-Rezeption im Werk Erwin Schulhoffs. Neumünster, Holst : Bockel, 2011. 458 S.

[18] Widmaier, Tobias (1994). “Colonel Schulhoff, Musikdada: Unsinn als Ausdruck von Lebendigkeit“. In Neue Zeitschrift für Musik. 1994. Vol. 155. No. 3. S. 14–21.