История возникновения и развития кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.006

История возникновения и развития кафедры концертмейстерского мастерства
Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории

Скачать pdf  .

Автор: Александр Наумович Юдин

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, u_rojala@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2245-3049

Аннотация

Появление в России второй половины XIX века первых консерваторий стало важнейшей вехой в развитии русской музыки. Их почти одновременное возникновение в двух крупнейших городах нашего отечества — Санкт-Петербурге и Москве — ознаменовало собой новую историческую эпоху, коренным образом изменив отношение общества к профессии музыканта. Начался процесс «узаконивания» в правах исполнительского и композиторского творчества. Концертмейстерское искусство долгое время оставалось в тени этого движения. Потребуется еще не менее 50 лет, прежде чем в прославленных российских вузах начнется развитие внутренних механизмов, приведших к возникновению специализированных кафедр. В настоящей статье идет речь о том, как зарождался этот процесс в Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории, и о преподавателях, которые стояли у истоков появления новой учебной дисциплины. Имена этих выдающихся музыкантов за редким исключением оказались преданы забвению. Рассматриваются причины этого явления, а также показана генеалогическая цепочка, помогающая глубже понять уникальность исполнительских традиций, легших в основу вновь образованной кафедры. В статье подчеркивается, что появление новой дисциплины, связанной с мастерством аккомпанемента, и последующее ее развитие имеют не только историческое значение, но и знаменуют собой коренное переосмысление концертмейстерской профессии. Исследования в данном направлении расширят представления музыкантов об истории искусства аккомпанемента в России и процессе формирования профессионального музыкального образования в нашей стране.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская консерватория, концертмейстерское мастерство, пианисты-аккомпаниаторы, история кафедры, выдающиеся музыканты, история исполнительства

Для цитирования: Юдин А. Н. История возникновения и развития кафедры концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 112–124. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.006.

Статья поступила в редакцию: 15.06.2022; одобрена после рецензирования: 12.07.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Николаев 2011a — Николаев Л. Мои музыкальные встречи // Из истории русской фортепианной культуры ХХ века. Композиторы-пианисты. Леонид Владимирович Николаев: Биографические материалы. Статьи, рецензии. Исследования. Публикации. Эпистолярное наследие / автор-составитель В.И. Рензин. Екатеринбург: Уральская консерватория имени М.П. Мусоргского, 2011. С. 36–79.

[2] Николаев 2011b — Николаев Л. Вопросы пианистической грамматики // Из истории русской фортепианной культуры ХХ века. Композиторы-пианисты. Леонид Владимирович Николаев: Биографические материалы. Статьи, рецензии. Исследования. Публикации. Эпистолярное наследие / автор-составитель В.И. Рензин. Екатеринбург: Уральская консерватория имени М.П. Мусоргского, 2011. С. 102–124.

[3] Рензин 2011 — Из писем, адресованных Л.В. Николаеву (1918–1942) // Из истории русской фортепианной культуры ХХ века. Композиторы-пианисты. Леонид Владимирович Николаев: Биографические материалы. Статьи, рецензии. Исследования. Публикации. Эпистолярное наследие / автор-составитель В.И. Рензин. Екатеринбург: Уральская консерватория имени М. П. Мусоргского, 2011. С. 457–540.

[4] Цветкова 2014 — Цветкова А. Им исполнилось бы 100 лет: заметки о профессорах и преподавателях Петербургской консерватории // Musicus. 2014. № 4 (40). С. 7–11. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus_40_Tsvetkova.pdf

[5] Юдин 2016 — Юдин А. История и теория концертмейстерского искусства. Век двадцатый. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 64 с.

Original article

The History of the Origin and Development of the Department of Concertmaster Skills
of the Saint Petersburg (Leningrad) Conservatory

Author: Aleksandr N. Yudin

Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, u_rojala@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2245-3049

Abstract

Setting up the first conservatories in the second half of the 19th century became a major milestone in the development of Russian music. Their almost simultaneous foundation in Russia’s two most important cities, St. Petersburg and Moscow, ushered in a new historical epoch, which radically changed the society’s attitude to the music career. The process of “legitimation” of performer’s and composer’s art has started. However The art of accompaniment stayed in the shade of this movement for a long time. It will still take at least 50 years before internal mechanisms start to develop within the renowned Russian schools, which will result in creation of special chairs. This article discusses the beginnings of this process in the St. Petersburg (Leningrad) Conservatory and those teachers who stood at the origins of the new academic discipline. With a few exceptions, the names of these outstanding musicians who made a huge contribution into the history of musical education in one of Russia’ oldest higher education institutions have gone into oblivion. The author discusses the reasons for that and builds a sort of a genealogical chain helping to better understand the unique performing traditions underlying the newly-created chair. The article claims that the birth of a new discipline related to the art of accompaniment and its subsequent development is not just of a historical significance but also marks a radical reimagining of the profession of an accompanist’s. Research in this field is to expand musicians’ idea of the history of accompaniment in Russia and shed a new light on the understanding of the process of development of the professional musical education in the country. 

Keywords: Saint Petersburg State Conservatory, art of accompaniment, piano accompanists, chair history, 20th century, prominent musicians, history of performance

For citation: Yudin A. N. The History of the Origin and Development of the Department of Concertmaster Skills of the Saint Petersburg (Leningrad) Conservatory. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 112–124. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.006.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Nikolayev, Leonid (2011a). “Moi muzykal’nye vstrechi” [“My Musical Encounters”]. In Iz istorii russkoy fortepiannoy kul’tury XX veka. Kompozitory-pianisty. Leonid Vladimirovich Nikolaуev: Biograficheskie materialy. Stat’i, retsenzii. Issledovaniya. Publikatsii. Epistolyarnoe nasledie [From the History of the Russian Piano Culture in the 20th Century. Piano Composers and pianists. Leonid Vladimirovich Nikolayev: Biographical materials. Articles, reviews. Research. Publications. Epistolary heritage], compiler Viktor I. Renzin. Ekaterinburg: Ural’skaya konservatoriya imeni M.P. Musorgskogo, рр. 36–79 (in Russian).

[2] Nikolayev, Leonid (2011b). “Voprosy pianisticheskoy grammatiki” [“Issues in Piano Grammar”]. In Iz istorii russkoy fortepiannoy kul’tury XX veka. Kompozitory-pianisty. Leonid Vladimirovich Nikolaуev: Biograficheskie materialy. Stat’i, retsenzii. Issledovaniya. Publikatsii. Epistolyarnoe nasledie [From the History of the Russian Piano Culture in the 20th Century. Piano Composers and pianists. Leonid Vladimirovich Nikolayev: Biographical materials. Articles, reviews. Research. Publications. Epistolary heritage], compiler Viktor I. Renzin. Ekaterinburg: Ural’skaya konservatoriya imeni M. P. Musorgskogo, рр. 102–124 (in Russian).

[3] Renzin, Viktor I. (2011). “Iz pisem, adresovannykh L. V. Nikolaevu (1918–1942)” [“From Letters Addressed to Leonid V. Nikolayev (1918–1942)”]. In Iz istorii russkoy fortepiannoy kul’tury XX veka. Kompozitory-pianisty. Leonid Vladimirovich Nikolaуev: Biograficheskie materialy. Stat’i, retsenzii. Issledovaniya. Publikatsii. Epistolyarnoe nasledie [From the History of the Russian Piano Culture in the 20th Century. Piano Composers and pianists. Leonid Vladimirovich Nikolayev: Biographical materials. Articles, reviews. Research. Publications. Epistolary heritage], compiler Viktor I. Renzin. Ekaterinburg: Ural’skaya konservatoriya imeni M. P. Musorgskogo, рр. 457–540 (in Russian).

[4] Tsvetkova, Anastasia N. (2014). “Im ispolnilos’ by 100 let: zametki o professorakh i prepodavatelyakh Peterburgskoy konservatorii” [“They Would Have been 100 years old. Notes about professors and teachers of the St. Petersburg Conservatory”]. In Musicus. 2014. No. 4 (40), pp. 7–11 (in Russian).

[5] Yudin, Aleksandr N. (2016). Istoriya i teoriya kontsertmeysterskogo iskusstva. Vek dvadtsatyy [History and Theory of the Art of Accompaniment. Twentieth Century]. St. Petersburg: Izdatel’stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 64 р. (in Russian).