Звуковой мир Рождества в «Маленькой Рождественской сюите» Джорджа Крама

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.002

Звуковой мир Рождества в «Маленькой Рождественской сюите» Джорджа Крама

Скачать pdf  .

Автор: Елизавета Александровна Сухарукова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, lala-22@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2647-6704

Аннотация

«Маленькая Рождественская сюита» для фортепиано Джорджа Крама, согласно авторскому подзаголовку, написана «по рождественским фрескам Джотто в Капелле дель Арена в Падуе» (Капелла Скровеньи). Фрески Джотто, одно из величайших творений итальянского мастера, покрывают все внутреннее пространство капеллы, создавая поразительный по красоте и гармонии ансамбль. Музыка «Маленькой Рождественской сюиты» связана с живописью Джотто многими нитями — обращением к сюжетам фресок «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», близкими смысловыми мотивами (праздничная колокольность, мистериальность, молитвенное созерцание), образно-эмоциональными параллелями. Каждая из семи пьес сюиты представляет собой целостное явление, определенное состояние. Торжественные благовещенские звоны, тихая колыбельная, восторженный танец, размеренные шаги волхвов — всё это складывается в стройный цикл, чему способствуют гармонические, фактурные, интонационные связи между пьесами, а также особые инструментальные приемы. Звуковой мир Рождества воплощается в фортепианной сюите средствами характерных для индивидуального стиля Крама расширенных техник исполнения. Пиццикато и глиссандо на струнах фортепиано, обертоновые и педальные эффекты, игра посредством беззвучно нажатых клавишей — эти и другие приемы, всякий раз направленные на достижение определенного образа, создают удивительную звуковую картину, своим колоритом и настроением вызывающую живые ассоциации с фресками Джотто в Капелле дель Арена. 

Ключевые слова: Джордж Крам, Джотто ди Бондоне, Капелла дель Арена (Скровеньи), «Маленькая Рождественская сюита», расширенные техники исполнения

Для цитирования: Сухарукова Е. А. Звуковой мир Рождества в «Маленькой Рождественской сюите» Джорджа Крама // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 30–45. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.002.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2022; одобрена после рецензирования: 20.09.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Вайль 2017 — Вайль П. Л. В начале Джотто. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2017. 40 с.

[2] Караев 2022 — Караев Ф. К. Памяти Джорджа Крама (1929–2022) // Музыкальное обозрение, 2014–[2022]. URL: https://muzobozrenie.ru/faradzh-karaev-pamyati-dzhordzha-krama-1929-2022/ (дата публикации: 06.02.2022; дата обращения: 06.08.2022).

[3] Манулкина 2010 — Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.

[4] Муратов 2008 — Муратов П. П. Образы Италии: в 3-х т. Т. 1. Москва : Арт-Родник, 2008. 416 с.

[5] Сигида 2012 — Сигида С. Ю. Музыкальная культура США конца XVIII — первой половины XX века. Становление национальной идентичности. Очерки. Москва : Композитор, 2012. 501 c.

[6] Bland 1980 — Bland W. K. Program note // Crumb G. A Little Suite for Christmas, A.D. 1979. New York, London, Frankfurt: C. F. Peters Corporation, 1980. P. 3. The Official George Crumb Website, ?–2022. URL: http://www.georgecrumb.net/about (дата обращения: 06.08.2022).

Original article

The Sound World of Christmas in George Crumb’s work “A Little Suite For Christmas”

Author: Elizaveta A. Sukharukova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, lala-22@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2647-6704

Abstract

According to the author's title “A Little Suite For Christmas” for piano by George Crumb was based  «on Giotto's Nativity frescoes in the Arena Capel at Padua» (Scrovegni Chapel). Giotto's frescoes are one of the greatest masterpieces of the Italian master, they cover the entire interior space of the chapel, creating a gorgeous ensemble of beauty and harmony. The music of the “Little Suite For Christmas” is connected with Giotto's painting by many threads, appealing to such subjects of the frescoes as «Annunciation», «Adoration of the Magi», «Beating of Babies», introducing close semantic motives (festive bell-ringing, mystery, devotional contemplation), figurative and emotional parallels. Each of the seven pieces of the suite represents an integral phenomenon, a certain state. Solemn Annunciation bells, a quiet lullaby, an enthusiastic dance, measured steps of the Magi — all this adds up into a harmonious cycle, which is due to harmonic, textured, intonation connections between the pieces, as well as special instrumental techniques. The sound world of Christmas is embodied in the piano suite by means of extended performance techniques characteristic for Crumb's individual style. Pizzicato and glissando on piano strings, harmonics and pedal effects, playing through soundlessly pressed keys — these and other techniques aimed at achieving a certain image create an amazing sound picture, and in combination with color and mood, evoke live associations with Giotto's frescoes in the Capella del Arena.

Keywords: George Crumb, Giotto di Bondone, Arena (Scrovegni) Chapel, “A Little Suite For Christmas”, extended performance techniques

For citation: Sukharukova E. A. The Sound World of Christmas in George Crumb’s work “A Little Suite For Christmas”. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 30–45. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.002.

The article was submitted 20.08.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Vail, Pyotr L. (2017). V nachale Giotto [At the beginning Giotto]. St. Petersburg : Izdatel’stvo Ivana Limbakha, 40 p. (in Russian).

[2] Garayev, Faraj Gara oglu (2022). “Pamyati Georgea Crumba (1929–2022)” [“In memory of George Crumb”]. In Muzykal’noe obozrenie [Music Review], 2014–[2022]. Available at:  https://muzobozrenie.ru/faradzh-karaev-pamyati-dzhordzha-krama-1929-2022/ (date of publication: 06.02.2022; accessed: 06.08.2022) (in Russian).

[3] Manulkina, Olga B. (2010). Ot Ivesa do Adamsa: amerikanskaya muzyka XX veka [From Ives to Adams: American music of the XX century]. St. Petersburg: Izdatel’stvo Ivana Limbakha, 784 р. (in Russian).

[4] Muratov, Pavel P. (2008). Obrazy Italii [Images of Italy]: in 3 vols. Vol. 1. Moscow : Art-Rodnik, 416 p. (in Russian).

[5] Sigida, Svetlana Yu. (2012). Muzykal’naya kul’tura USA kontsa XVIII — pervoy poloviny XX veka. Stanovlenie nacional’noy identichnosti. Ocherki [The musical culture of the USA of the late XVIII — first half of the XX century. The formation of national identity. Essays]. Moscow : Kompozitor, 501 р. (in Russian).

[6] Bland, William (1980). “Program note”. In George Crumb, A Little Suite for Christmas, A. D. 1979. New York, London, Frankfurt: C. F. Peters Corporation, р. 3. The Official George Crumb Website, ?–2022. Available at: http://www.georgecrumb.net/about accessed: 06.08.2022).