Ангельские трубы в средневековом христианском искусстве

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.003

Ангельские трубы в средневековом христианском искусстве

Скачать pdf  .

Автор: Светлана Валерьевна Иванова

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Россия, 0018@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6791-3600

Аннотация

В статье исследуются изображения духового музыкального инструмента, в который трубят ангелы; подобные изображения появляются в христианском искусстве с XI века. Это — труба характерной формы, слегка изогнутая, с очень небольшим раструбом, она может быть как сравнительно небольшой, так и довольно значительного размера, бывает украшена резьбой или же инкрустацией. Сопоставление изображений позволяет сделать вывод, что перед нами шофар — особый библейский инструмент, труба, изготовленная из рога парнокопытных животных (диких и домашних баранов, козлов, антилоп). Шофары описаны в видениях ветхозаветных пророков и имеют огромное значение в библейской культуре. В христианском искусстве Западной Европы и Византии с XI столетия появляются произведения — фрески, барельефы, мозаики, иконы, миниатюры, — в которых шофары изображаются весьма правдоподобно. После XV века в западноевропейском искусстве значение шофара перестает осознаваться, вместо них начинают изображаться просто медные трубы, с характерным широким раструбом и бликами на металле. Понимание значения шофара объясняет роль духовых инструментов в иконографии христианских сюжетов, а также объяснить появление в западноевропейском искусстве эпохи Возрождения музицирующих ангелов.

Ключевые слова: Страшный суд, труба, труба Страшного суда, шофар, ангелы, романское искусство, византийское искусство

Для цитирования: Иванова С. В. Ангельские трубы в средневековом христианском искусстве // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 46–63. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.003.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2022; одобрена после рецензирования: 23.02.2022; принята к публикации: 30.05.2022.

Список источников

[1] Лазарев 1986 — Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва: Искусство, 1986. 404 с.

[2] Овчинников 1999 — Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. Москва: Родник, 1999. 520 с. 

[3] Романское искусство 2001 — Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Рольфа Томана. Кёльн: Könemann, 2001. 481 с.

[4] Северов, Чубинашвили 1947 — Северов Н. П., Чубинашвили Г. Н. Кумурдо и Никорцминда. Вып. I. Памятники грузинской архитектуры. Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1947. 24 с.

[5] Флавий 1991 — Флавий, Иосиф. Иудейская война / пер. с нем. Я. Л. Чертка; переиздание с пред. К. Ревяко, В. Федосика. Минск: Беларусь, 1991. 512 с.

[6] Хаздан 2011 — Хаздан Е. В. Шофар: взгляд современной российской науки. // Мудрость — праведность — святость в славянской и еврейской культурной традиции: сб. статей. Академическая серия. Вып. 33. Москва: Институт славяноведения РАН, 2011. С. 328–343.

[7] Angheben 2011 — Angheben М. L’iconographie du Jugement dernier au portail central de la cathédrale d’Auxerre // Saint-Étienne d’Auxerre. Auxerre et Paris, 2011. P. 411–429.

[8] Danilova 1983 — Danilova I. Wandmalerei der Frührenaissance in Italien. Dresden, 1983. 378 S.

[9] Stiebel 2011 — Stiebel G. D. Between Holy and the Profan // Sound the Shofar — A Witness to History. Jerusalem, 2011. P. 30–31.

Original article

Angelic Trumpets in Medieval Christian Art

Author: Svetlana V. Ivanova

Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design 2 Russian Institute of Art History, St. Petersburg, Russia, 0018@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6791-3600

Abstract. The article investigates a special music instrument of angels. This image is first reflected in the Christian art of the XI–XV centuries and is depicted as a Biblical instrument called a shofar, a pipe made from a ram’s horn. The pipe has a distinctive shape, slightly curved; with a small bell-mouth. The instrument varies in size and can be decorated with carvings or incrustations. Shofar is an instrument that was used only for ritual purposes and, being of great importance in the Biblical culture, is described in the visions of the Old Testament prophets. Besides the End of Time, shofar is also symbolically connected with the beginning of the Jubilee year, the holy time, proclaimed by the sounds of shofar. In Christian Art of Western Europe, beginning from XI century, one can see frescoes, mosaic, icons, miniatures, bas-relieves that depict shofar quite credibly. In the miniatures of the Western European manuscripts, one can often see two angels positioned differently: one blowing his horn over the condemned sinners, while the other — over the resurrecting righteous men. On the portal of the Bern Cathedral (architect Erhard Küng, 1460–1481) the angel standing over those perishing in fiery hell is not blowing a shofar anymore, but a golden wind instrument. It would be right to state that the popularity of shofar in the Western European art fades away after XV century, it being replaced by simple copper pipes with wide openings and metallic glitter (see frescoes by Luca Signorelli in the Chapel of San Brizio in  the  Cathedral of Orvieto or frescoes by Michelangelo in the Sistine Chapel). Understanding of the symbolical meaning of the shofar, however, sheds some light onto the significance of these instruments in the scenes of the end of the world.

Keywords: shofar, horn, pipe, trumpet, Last Judgment, music-making angels, Romanesque art, Byzantine art.

For citation: Ivanova S. I. Angelic Trumpets in Medieval Christian Art. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. Р. 46–63. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.003.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 23.02.2022; accepted for publication 30.05.2022.

References

[1] Lazarev, Viktor (1986). Istoriya vizantiyskoy zhivopisi [History of Byzantine painting]. Moscow: Iskusstvo, 404 p. (in Russian).

[2] Ovchinnikov, Adolf N. (1999). Simvolika khristianskogo iskusstva [The Symbolism of the Christian Art]. Moscow: Rodnik, 520 p. (in Russian).

[3] Toman, Rolf (2001). Romanskoe Iskusstvo. Arhitektura. Skul’ptura. Zhivopis’ [Romanesque Art. Architecture. Sculpture. Painting], editor Rolf Toman. Cologne: Könemann, 481 p. (in Russian).

[4] Severov, Nikolay & Chubinashvili, Georgiy (1947). Kumurdo i Nikorcminda [Kumurdo and Nikortsminda]. Iss. I. Pamyatniki gruzinskoy arkhitektury [Monuments of Georgian Architecture]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii arkhitektury SSSR, 24 p. (in Russian).

[5] Flavius, Josephus (1991). Iudeyskaya voyna [The Jewish War], translated from German by Yakov L. Chertok. Reprinted with preface by Kazimir Revyako, Viktor Fedosik. Minsk: Belarus’, 512 p. (in Russian).

[6] Khazdan, Evgeniya (2011). “Shofar: vzglyad sovremennoy rossiyskoy nauki” [“Shofar: a Concept of the Contemporary Russian Scholarship”]. In Mudrost’ — pravednost’ — svyatost’ v slavyanskoy i evreyskoy kul’turnoy traditsii [Wisdom — Righteousness — Holiness in the Slavic and Jewish Cultural Traditions]. Coll. Articles. Academic Series. Iss. 33. Moscow: Institut slavyanovedeniya RAN. P. 328–343 (in Russian).

[7] Angheben, Мarcello (2011). L’iconographie du Jugement dernier au portail central de la cathédrale d’Auxerre. In Saint-Étienne d’Auxerre. Auxerre et Paris. P. 411–429.

[8] Danilova, Irina (1983). Wandmalerei der Frührenaissance in Italien. Dresden, 1983. 378 S.

[9] Stiebel, Guy D. (2011). Between Holy and the Profane. In Sound the Shofar — A Witness to History. Jerusalem. P. 30–31.