Леди, Макбет, ведьмы: конфигурация мотивов-символов в интонационном сюжете оперы Дж. Верди «Макбет»

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.001

Леди, Макбет, ведьмы: конфигурация мотивов-символов

в интонационном сюжете оперы Дж. Верди «Макбет»

Скачать pdf  .

Автор: Наталья Ивановна Дегтярева

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, natad-49@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1126-412X

Аннотация

По словам Джузеппе Верди, в его «Макбете» есть только три главные роли, и это роли Леди, Макбета и ведьм. Фигуры Макбета и Леди не вызывают сомнений, но упоминание о ведьмах, если иметь в виду не сюжет, а музыкальные характеристики персонажей и способы их тематического взаимодействия, не кажется столь однозначным. Образы Леди и Макбета близки по приемам развития, по особенностям и свойствам музыкального материала; образ ведьм далек от них и не вписывается в общую интонационную среду. Строит ли Верди музыкальную драматургию оперы только на основе контраста или находит способ включения всех основных действующих лиц в единый музыкально-тематический процесс? К ответам на эти вопросы может приблизить изучение особого слоя музыкального материала оперы. Речь идет о тематизме преимущественно оркестровом, локализованном в речитативных эпизодах, вступительных, связующих разделах музыкальной формы и представленном мелкими элементами музыкального текста — мотивами-формулами, наделенными в «Макбете» символическим значением. Именно в этом материале, образующем в опере рассредоточенный мотивный комплекс, формируется план интонационного сюжета, в котором объединяются и вступают в диалог партии всех главных персонажей. В «Макбете», этом раннем опыте, уже начинает складываться индивидуальная, опирающаяся на принципы сквозного развития драматургическая техника Верди, которая будет столь характерной для его поздних музыкально-сценических драм.

Ключевые слова: Джузеппе Верди, Макбет, Леди Макбет, ведьмы, мотивы-формулы, мотивная символика, интонационный сюжет

Для цитирования: Дегтярева Н. И. Леди, Макбет, ведьмы: конфигурация мотивов-символов в интонационном сюжете оперы Дж. Верди «Макбет» // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 8–29. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.001.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2022; одобрена после рецензирования: 23.05.2022; принята к публикации: 30.05.2022.

Список источников

[1] Богоявленский 1986 — Богоявленский С. Верди и Шекспир // Богоявленский С. Н. Итальянская музыка первой половины XX века: Очерки. Ленинград: Музыка, 1986. С. 105–140.

[2] Верди 1959 — Верди, Джузеппе. Избранные письма / сост., пер., вступ. ст. и прим. А. Д. Бушен. Москва: Гос. муз изд-во, 1959. 647 с.

[3] Гаспаров 2001 — Гаспаров М. Л. Эмфаза // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам. РАН: Интелвак, 2001. Стб. 1232. URL: https://cv01.studmed.ru/download/9c8eafa1f8e/c47e827/pdf/c47e827 (Дата обращения: 05.06.2022).

[4] Орджоникидзе 1967 — Орджоникидзе Г. Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. Москва: Музыка, 1967. 325 с.

[5] Соловцова 1986 — Соловцова Л. А. Джузеппе Верди. 4-е изд. Москва: Музыка, 1986. 397, [2] с.

[6] Широкова 2012 — Широкова В. П. Интонационный «курсив» и формульность в  инструментальной музыке Моцарта // Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения: сб. статей / отв. ред. Л. П. Иванова. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2012. С. 383–420.

Original article

Lady, Macbeth, Witches: Configuration of Motives-Symbols
in the Intonation Plot of Verdi’s Opera “Macbeth”

Author: Natalia I. Degtyareva

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, natad-49@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1126-412X

Abstract

According to Giuseppe Verdi, there are only three main parts in his Macbeth, and these are the Lady, Macbeth and witches. The figures of Macbeth and the Lady are not in doubt, but the mention of witches, if we keep in mind not the plot, but the musical characteristics of the characters and the ways of their thematic interaction, does not seem so unambiguous. The images of the Lady and Macbeth are close in terms of development techniques, and in terms of specifics and features of the musical material, while the image of witches is far from them and does not fit into the general intonation environment. Does Verdi build the musical dramaturgy of the opera only on the basis of contrast, or does he find a  way to  include all the main actors in a single musical-thematic process? The study of a special layer of the opera’s musical material can bring us closer to the answers to these questions. We are talking about thematism mainly orchestral, localized in recitative episodes, introductory, connecting sections of the musical form and represented by small elements of  the musical text — motifs-formulas endowed with symbolic meaning in Macbeth. It is in this material, which forms a dispersed motif complex in the opera, that the intonation plot plan is formed, the parties of all the main characters uniting and entering into a dialogue. In Macbeth, this early experience, Verdi’s individual dramatic technique, based on the principles of end-to-end development, is already beginning to take shape, which will be so characteristic of his later musical-stage dramas.

Keywords: Giuseppe Verdi, Macbeth, Lady Macbeth, witches, motives-formulas, motivic symbolism and intonation plot

For citation: Degtyareva N. I. Lady, Macbeth, Witches: Configuration of Motives-Symbols in the Intonation Plot of Verdi’s Opera “Macbeth”. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. Р. 8–29. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.001.

The article was submitted 20.05.2022; approved after reviewing 23.05.2022; accepted for publication 30.05.2022.

References

[1] Bogoyavlenskiy, Sergei N. (1986). “Verdi i Shakespeare” [“Verdi and Shakespeare”]. In Sergei N. Bogoyavlenskiy, Ital’yanskaya muzyka pervoy poloviny XX veka. Ocherki [Italian music of the first half of the 20th century. Essays]. Leningrad: Muzyka, 1986. P. 105–140 (in Russian).

[2] Verdi, Giuseppe (1959). Izbrannye pis’ma [Selected letters]. Moscow: Gos. muz izd-vo, 1959. 647 p. (in Russian).

[3] Gasparov, Mikhail L. (2001). “Emfaza” [“Emphasis”]. In Literaturnaya enciklopediya terminov i ponyatiy [Literary encyclopedia of terms and concepts]. RAN: Intelvak, 2001. Column 1232. Available at: https://cv01.studmed.ru/download/9c8eafa1f8e/c47e827/pdf/c47e827 (accessed 05.06.2022) (in Russian).

[4] Ordzhonikidze, Givi Sh. (1967). Opery Verdi na syuzhety Shakespeara [Verdi’s Operas on Shakespeare’s plots]. Moscow: Muzyka, 1967. 325 p. (in Russian).

[5] Solovtsova, Lyubov’ A. (1986). Giuseppe Verdi [Giuseppe Verdi]. Moscow: Muzyka, 1986. 397, [2] p. (in Russian).

[6] Shirokova, Valentina P. (2012). “Intonacionnyy ‘kursiv’ i formul’nost’ v instrumenta’noy muzyke Mozarta” [“Intonation ‘cursive’ and motives-formulas in Mozart’s instrumental music”]. In Ekaterina Aleksandrovna Ruchyevskaya. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya: sbornik statey [Ekaterina Alexandrovna Ruchyevskaya. To the 90th anniversary of the birth: a collection of articles]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt Peterburg, 2012. P. 383–420 (in Russian).