МНАЦАКАНЯН, Александр Дереникович (1936–2013)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

МНАЦАКАНЯН, Александр Дереникович (3 сентября 1936, Ереван – 8 января 2013, Санкт-Петербург) — композитор, педагог. Доцент (1981). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Профессор (1988). Награжден Почетной грамотой Верховного Совета СССР (1987) и Орденом Дружбы (2005).

Член Союза композиторов СССР (с 1961). Лауреат премии Союза композиторов имени Д. Д. Шостаковича (2005).

Окончил Среднюю специальную музыкальную школу имени П. И. Чайковского в Ереване (1944–1955). Студент класса специальной композиции О. А. Евлахова (1955–1961), аспирант класса специальной композиции Д. Д. Шостаковича (1961–1964) Ленинградской консерватории.

В композиторском творчестве А. Д. Мнацаканяна главное место занимают масштабные симфонические произведения, отличающиеся значительностью образного содержания и яркостью национального колорита. Основной чертой художественного мышления является синтез традиций европейского инструментально-симфонического письма и армянской песенности. Среди крупных сочинений: три симфонии (1-я издана в 1973; 2-я издана в 1971, премия Балтийского завода, 1972; 3-я издана в 1983), Концерт для скрипки с оркестром (1961), Пассакалья для органа (издана в 1980), Симфоническая поэма «Памяти Камо» (1961). Из многочисленных камерных произведений наибольшую известность получили: Второй квартет (1983), фреска для ансамбля виолончелей «Мольба» (1991), фреска для ансамбля виолончелей «Посвящение…» (2002).

Член Художественного совета киностудии «Ленфильм» (1973–1984). Создатель музыки к художественным фильмам Г. М. Раппопорта («Два билета на дневной сеанс», 1967; «Черные сухари», 1970; «Круг», 1972; «Сержант милиции», 1974 — Почетная грамота МВД СССР, 1975; «Меня это не касается», 1976), Г. Г. Никулина («Память», 1975; «Первые радости», 1977; «Необыкновенное лето», 1979), В. А. Морозова («Артем», 1977–1978; «Снег на зеленом поле», 1981; «Людмила», 1982; «Эхо дальнего взрыва», 1983; «Снегурочку вызывали?», 1985), В. А. Сорокина («Жил-был доктор», 1984). На основе некоторых фильмов были созданы симфонические сюиты.

Сочинения А. Д. Мнацаканяна исполнялись на музыкальных фестивалях, концертах Ленинградской государственной филармонии, пленумах Союза композиторов РСФСР, СССР, в городах России и за рубежом под управлением дирижеров И. Блажкова, Н. С. Рабиновича, И. А. Мусина, А. С. Дмитриева, В. А. Чернушенко, А. В. Чернушенко, В. А. Рылова, Ю. П. Серебрякова, А. Сладковского, Д. Раби (США), Линь Тао (Китай) и других.

Для Мариинского театра осуществил редакционно-текстологическую работу по восстановлению партитур опер «Цефал и Прокрис» Ф. Арайи (1755), «Клеопатра» Д. Чимарозы (1789), кантаты «Astrea Placata» Т. Траэты (1770), которые прозвучали в сезонах 2001–2003 под управлением В. А. Гергиева, Дж. Нозеды, М. А. Синькевича, М. Агреста.

Выступал с научными докладами по проблемам музыки XX века (о сонористической технике). Автор статей о традициях ленинградской-петербургской композиторской школы (о педагогических принципах О. А. Евлахова). Участвовал в работе секции композиции Научно-методического Совета государственного управления учебных заведений (с 1973), в частности, в организации смотров творчества студентов-композиторов Ленинграда. Член жюри Всероссийских конкурсов молодых композиторов в разные годы, Всесоюзного конкурса исполнителей на деревянных духовых инструментах (1983), Всероссийского конкурса виолончелистов (1984, 1993, 1997). Организатор концертов, посвященных 100-летию Б. А. Арапова и В. В. Волошинова (2005), принимал активное творческое участие в праздновании 100-летия Д. Д. Шостаковича (2006).

В Консерватории: преподаватель (1965–1969) кафедры инструментовки, доцент (1969–1985), профессор (1985–2013) кафедры композиции; заведующий кафедрой специальной композиции и импровизации (1993–2013). Декан теоретико-композиторского факультета (1973–1996), композиторского факультета (1996–2006). Среди учеников (всего 65) композиторы различных творческих почерков и стилистических направлений: члены Союза композиторов Б. Е. Глыбовский, И. Э. Друх, С. Н. Евтушенко, Е. В. Иванова, Е. С. Коншина, Ю. В. Красавин, Н. Ю. Мажара, И. В. Остромогильский, Ж. В. Плиева, А. Г. Попов, О. Л. Проститов, В. Е. Римша, А. П. Смелков, Е. А. Стецюк, А. В. Лубченко.

Иконография

Мнацаканян Александр Дереникович (1936–2013). Фото из семейного архива.

Нотография (избранное)

Для оркестра: 1-я симфония (1963, 2-я ред. 1966), 2-я симфония (1964, 2-я ред. 1968; премия им. Д. Д. Шостаковича, 2005), 3-я симфония для струнного камерного ансамбля (1971), Симфоническая сюита в 3-х частях (1958), симфоническая поэма «Памяти Камо» (1961), «Контрасты» из цикла «Приношение Учителю» (2005).

Камерно-инструментальные произведения: Поэма для скрипки и фортепиано (1955), Первая сюита для квартета (1955, утрачена), Две прелюдии для фортепиано (1955), Вторая сюита для квартета (1957), Вариации для фортепиано на армянскую народную тему (1957), 1-й квартет (1958), Пассакалья для органа (1962), Элегия для скрипки и фортепиано (1964), цикл пьес для фортепиано (1970), 2-й квартет (1983, премия им. Д. Д. Шостаковича, 2005), Ария для органа (изд. 1988), Соната для виолончели (1990), Соната для флейты и фортепиано (1989), фреска для ансамбля виолончелей «Мольба» (1991), «Строфы для брата» для кларнета соло (1999); фреска для ансамбля виолончелей «Посвящение…» (2002), 3-й квартет (2005).

Вокальные произведения: Два хора a cappella: «Колыбельная», «Дитя и вода» на стихи О. Туманяна (1955); цикл песен из кинофильма «Людмила» (1982) на стихи М. Светлова, Л. Мартынова, А. Прокофьева, Э. Багрицкого, О. Берггольц.

Библиография

Сочинения: Музыкант высочайшей эрудиции // Con anima. К 100-летию Б. А. Арапова. Воспоминания. Статьи. Материалы / сост. Л. Г. Данько (отв. ред.), С. С. Левковская. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2006. С. 20–22.

Литература: [А. Д. Мнацаканян] // Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3 т. Т. 2. М., 1981; А. Д. Мнацаканян: буклет. СПб.: Союз композитор, 1993.

М. Н. Щербакова, 2022