АГАБАБОВ, Аркадий Артемьевич (1940–2013)

Кафедра оркестровки и общего курса композиции
Доцент

АГАБАБОВ, Аркадий Артемьевич (14 мая 1940, г. Махачкала, Дагестан – 28 июня 2013, Санкт-Петербург) — композитор, педагог. Доцент (1988). Лауреат Всесоюзного конкурса Союза композиторов (II премия, 1978). Брат композитора С. А. Агабабова.

Окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории по классу композиции Б. А. Арапова (1967), у него же прошел ассиссентуру-стажировку (1969).

Наиболее значимую часть композиторского наследия составляют инструментальные произведения крупной формы (симфонии, концерты), сонаты, вокально-симфонические произведения (оратории: «Надписи на стенах Освенцима», «Вы — дети того проклятого поколения», «Думы о России»; кантата «Стих сокровенный мой»).

Музыкально-образный строй произведений А. А. Агабабова тяготеет к драматической сфере. Композиторский стиль отличается самобытным, рельефным, экспрессивным мелодизмом, включающим элементы додекафонии и армянского национального мелоса с присущим ему ладовым и ритмическим своеобразием. Композитор вошел в круг ленинградских–петербургских композиторов, внесших вклад в развитие современной отечественной органной музыки. В ряду его органных сочинений наиболее известны Концерт № 1 для органа и струнного оркестра (1969), «Поэма о Дагестане» для органа соло (1980), симфония № 3 для органа и струнного оркестра (1983).

Его музыка вошла в репертуар известных исполнителей-солистов: Н. Оксентян, В. М. Буяновского, Б. И. Васильева (первый исполнитель вокального цикла «Память прошлого» для баритона и фортепиано на сл. Ав. Исаакяна, 1989); ведущие оркестры страны исполняли его симфонические произведения под управлением Пеэтера Лилье, Мурада Кажлаева, Евгения Ионисяна, Владислава Чернушенко, Мариса Янсонса. Его сочинения неоднократно исполнялись также на родине композитора, в Махачкале и других городах республики Дагестан.

В Консерватории: преподаватель (1973), старший преподаватель (1979), доцент (1983–2009) кафедры инструментовки; доцент (2008–2013) кафедры оркестровки и общего курса композиции. В его классе получили подготовку многие композиторы, дирижеры, музыковеды, позднее ставшие крупными специалистами в своих областях.

Иконография

Агабабов, Аркадий Артемьевич (1940–2013). Фото из семейного архива.

Библиография

Сочинения: Методические рекомендации по курсу «История оркестровых стилей»: Западноевропейский романтизм. Для слушателей ФПК. Л.: изд. ЛОЛГК, 1985. 59 с.

Литература: Григорьев М. Прозвучали впервые // Ленинградская правда. 1984. 3 октября (№ 228). С. 3. Примечание: кратко о концерте-премьере Симфонии № 3; Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3 т. Том 1: А–И. М.: Сов. композитор, 1978, С. 13.

Нотография

Балет: «Буревестник», одноактный балет по мотивам произведений М. Горького (1968).

Для оркестра: Скерцо для симфонического оркестра (1959), симфоническая поэма «Сулак-свидетель» по роману М. Хуршилова (1960), Первая симфония для большого симфонического оркестра и двух дудуков (1967), Концерт № 1 для органа и струнного оркестра (1969), Сюита «Дагестанская» для симфонического оркестра (1973), «Семь акварелей» для симфонического оркестра (1975), Ноктюрн для фортепиано и эстрадного оркестра (1976), Вторая симфония для большого симфонического оркестра (1977), музыка к документальному фильму «А какой нынче год?» (режиссер Э. К. Кац, Леннаучфильм, 1977) для эстрадного оркестра, Симфония-концерт для валторны и симфонического оркестра (1980), Третья симфония для органа и струнного оркестра (1983), Лирическая симфониетта для струнного оркестра (1985), Четвертая симфония для большого симфонического оркестра (1986), Симфониетта № 2 для большого симфонического оркестра (1986), Пятая симфония для камерного струнного оркестра (1988), Шестая симфония для органа, струнных и ударных (1989, 2-я ред. 1990–1991), Седьмая симфония для большого симфонического оркестра (1991), Концерт № 3 для органа, струнного оркестра и ударных (1991), Маленькая концертная симфония (1992), Восьмая симфония для органа, струнного оркестра и ударных (1993), Концерт № 2 для большого симфонического оркестра (1995), Концерт № 1 для симфонического оркестра (1996),. Концертная симфония № 2 для органа, струнного оркестра и ударных (1996), Симфониетта № 3 для струнного оркестра и ударных (1997), Пассакалия для струнного оркестра и ударных (1999).

Вокально-симфонические произведения: оратория «Вы — дети того проклятого поколения» для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на стихи Стефана Хермлина (1966), оратория «Думы о России» для чтеца, солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на стихи Дм. Кедрина (1974), кантата «Стих сокровенный мой» для солистов, смешанного хора, органа и ударных (1980).

Камерно-инструментальные произведения: Прелюдия для фортепиано (1962), Поэма для скрипки и фортепиано (1963), «Метаморфозы»: тема с вариациями для фортепиано (1963), Струнный квартет № 1 (1964), Пять картин для скрипки и фортепиано (1966), Двенадцать прелюдий для фортепиано (1972), Соната для скрипки и фортепиано (1975), Соната-фантазия для скрипки и фортепиано (1980), «Поэма о Дагестане» для органа соло (1980), «Экспромт» для флейты и фортепиано (1980), Соната для флейты и фортепиано (1982), Соната для валторны и фортепиано (1983), Adagio и Toccata для органа соло (1985), Сонатина № 1 для фортепиано (1985), Концерт № 2 для органа соло в двух частях (1986), Струнный квартет № 2 (1986), Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1989), Соната для фортепиано (1990), Струнный квартет № 3 (1991), Концерт для квинтета духовых (1991), Концертная сонатина № 2 для фортепиано (1992), Ария и токката для органа соло (1994), Концерт для гобоя и струнного оркестра (1994), Концерт для кларнета и духовых (1995), Симфониетта для органа соло (1995), Концерт № 4 для органа с оркестром, Струнный квартет № 4 (1998).

Камерно-вокальные произведения: романс «Покроет ли ветер?» для меццо-сопрано и баритона с фортепиано на сл. Ав. Исаакяна (1960), вокальный цикл «Сонеты» для меццо-сопрано или баритона с фортепиано на сл. Р. Гамзатова (1975), песенка «Огурец» для голоса и фортепиано на сл. Е. Руженцева (1980), «Песенка Страуса» для голоса и фортепиано на сл. А. Агибалова (1984), вокальный цикл «Память прошлого» для меццо-сопрано или баритона с фортепиано на сл. Ав. Исаакяна (1989).

Н. В. Агабабова, С. В. Лаврова, 2022