ШЕРМАН, Исай Эзрович (1908–1972)

Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Профессор

ШЕРМАН, Исай Эзрович (29 мая / 11 июня 1908, Киев – 13 июня 1972, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Серафимовское кладбище) — дирижер, театральный деятель, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1940). Народный артист Карельской АССР (1959). Профессор (1963). Награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

В детстве обучался игре на рояле у К. Н. Михайлова Окончил Киевскую трудовую школу № 43 (1920–1925) и музыкальную профшколу по кл. фортепиано (1921–1925).

Учился в Центральном государственном музыкальном техникуме Ленинграда по кл. фортепиано у И. С. Миклашевской (1925–1928).

Поступил в Консерваторию в кл. дирижирования Н. А. Малько (1928–1929), став наиболее близким ему учеником. Окончил курс в кл. А. В. Гаука (1929–1931), но переписывался с Малько на протяжении почти 30 лет (1929–1960), задавая ему вопросы педагогического характера и советуясь по поводу трактовки произведений.

Начал дирижерскую деятельность в Малом академическом ленинградском государственном оперном театре (МАЛЕГОТ, 1930–1937 и 1945–1949). Как студент-практикант работал с С. А. Самосудом над премьерой первой советской оперы А. П. Гладковского «Фронт и тыл» («За красный Петроград», 1930). Дебютировал опереттой Ф. Зуппе «Бокаччо» (1931). Самостоятельно поставил ряд современных опер: «Камаринский мужик» В. В. Желобинского (1933), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1934), «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «Любовь Яровая» В. Р. Энке (1947). В репертуар Шермана входили оперы «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Арлезианка» Ж. Бизе, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Алеко» С. В. Рахманинова, а также балеты «Коппелия» Л. Делиба, «Арлекинада» Р. Дриго и другие.

Был приглашен в Государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова в качестве дирижера, ведущего балетный репертуар (1937–1945). С большим успехом поставил балеты «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева и «Лауренсию» А. А. Крейна.

Преподавал музыкально-теоретические предметы в Центральном музыкальном техникуме (1930–1938) и руководил там оперным классом (1932–1939). 
В Музыкальной школе-десятилетке при Консерватории: преподаватель теоретических предметов, в 1937 создал детский симфонический оркестр и осуществлял его руководство. 

В Консерватории: преподаватель, и. о. доцента (1938), доцент (1947–1951) каф. оперно-симфонического дирижирования; и. о. профессора кл. дирижирования на каф. оперно-симфонического дирижирования и каф. народных инструментов (1966–1972); профессор-консультант каф. оперно-симфонического дирижирования (1972–?).

Среди учеников — М. Ф. Эрмлер, Ю. Н. Гамалей, О. Л. Лундстрем, А. З. Монасыпов и другие. Был музыкальным руководителем и дирижером Оперной студии, где поставил оперу «Фауст» Ш. Гуно (1940) и оперетту Р. Планкета «Корневильские колокола» (1941).

В Татарском театре оперы и балета в Казани: главный дирижер (1951–1955, 1961–1966). Участвовал в постановке опер «Честь» (1953) и «Дорога победы» (1954) Н. Г. Жиганова. Дирижировал первой постановкой балета на музыку М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» (1962).

В Горьковском театре оперы и балета: дирижер (1956–1958), в 1957 поставил оперу Т. Н. Хренникова «Мать». 

В Петрозаводском музыкально-драматическом театре: дирижер (1958–1960); в 1959 поставил балет Г. Н. Сенисало «Сампо» и оперу Р. С. «Кумохо» (1959). 

В Горьковской консерватории: преподаватель, профессор (1963–?) кл. дирижирования.

Библиография

Сочинения: Н. А. Малько. Жизнь, дирижерская и общественная деятельность // Н. А. Малько. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1972. С. 11–42 (в соавт. с Л. Раабеном); «Мы поменялись годами». Из писем И. Шермана к Н. Малько (публикация И. Уваровой и Н. Шермана) // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 125–134.

Литература: Войцеховская А. В. Исай Эзрович Шерман /А. Войцеховская. Театры Карелии (1945–1960). Рукопись. Петрозаводск. 1962. С. 189; Марков Т. А. Шерман И. Э. Театральная энциклопедия. Т. 5. М., 1967. Стб. 1136; Григорьев Л., Платек Я. Шерман Исай Эзрович. Современные дирижеры. М., 1969. С. 301–302; Римский Л. Б. Шерман Исай Эзрович. Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 332–33; Логутов И. Ф. И. Э. Шерман и Карельский музыкальный театр // Актуальные вопросы советского музыкознания и музыкальной педагогики. Петрозаводск, 1987; Переписка И. Э. Шермана и С. С. Прокофьева // Музыкальная Академия. 2004. № 4. С. 133–140.

Архивные источники

Личное дело И. Э. Шермана. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих, аспирантов и студентов за 1925–1952. Д. 268. Л. 322–329; Личное дело И. Э. Шермана. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов за 1937–1957. Д. 263. Л. 1–25; Личная карточка И. Э. Шермана. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих, уволенных в 1950. Д. 483. Л. 94об.; Личная карточка И. Э. Шермана. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии за 1972. Д. 1885. Л. 58–59. 

Н. Б. Селиверстова, 2017