Весенние сезонно-приуроченные песни в южнорусской традиции

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.003

Весенние сезонно-приуроченные песни в южнорусской традиции

Скачать pdf  .

Автор: Галина Яковлевна Сысоева

Воронежский государственный институт искусств, Воронеж, Россия, 79038500950@ yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0002-3731-8608

Аннотация

Южнорусская песенная традиция как объект исследования обладает яркими уникальными признаками. Одним из них является распространение весенних сезонно-приуроченных песен, которым народ дал название весновы́е или весня́ные. Звуковыми маркерами ранневесеннего (от Масленицы до Пасхи) и поздневесеннего (от Пасхи до начала Петровского Поста) периодов являются песни разных жанров: игровые, хороводные, протяжные. Основанием для сезонной приуроченности служат в первую очередь тексты, в которых отражены мифологические представления о весне как высшем расцвете природных сил. Главный персонаж этих песен — девушки, готовые вступить в брак. Однако исследования показали, что сезонную закрепленность получают не столько тексты, сколько напевы, которые могут соединяться с несколькими разными текстами, в том числе и не связанными с календарем. Напевы весенней приуроченности трансформируются, заимствуют из других жанров несвойственные им признаки и таким образом попадают в межжанровый кластер фольклорной традиции. Это относится к таночным песням, которые звучали во время обрядового шествия по селу на Троицу или сопровождали орнаментальные хороводы. В исполнительском плане весенние песни опираются на систему вокальных приемов календарного фольклора, таких как флажолеты, йодли, сочетание грудного и головного резонирования, удлинение последнего звука, особая тембровая окраска.

Ключевые слова: южнорусская песенная традиция, весенний календарь, звуковые маркеры, игровые песни, хороводные песни, протяжные песни

Для цитирования: Сысоева Г. Я. Весенние сезонно-приуроченные песни в южнорусской традиции // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 34–57. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.003.

Статья поступила в редакцию: 15.01.2022; одобрена после рецензирования: 23.01.2022; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Агапкина 2002 — Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря: Весенне-летний цикл. Москва : Индрик, 2002. 816 с.

[2] Гиппиус 1980 — Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Ленинград : Музыка, 1980. С. 23–36.

[3] Гиппиус 1982 — Гиппиус Е. В. Проблемы ареального исследования традиционной народной песни в  областях украинского и  белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и  современность (Вопросы типологии): Сборник трудов. Москва : ГМПИ им. Гнесиных, 1982. С. 5–13.— (Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных, выпуск 60).

[4] Земцовский 1975 — Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1975. 222 с.

[5] Пашина 2006 — Пашина О. А. Календарный песенный цикл у  восточных славян. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2006. 280 с.

[6] Рубцов 1964 — Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Ленинград : Музыка, 1964. 96 с.

[7] Руднева 1975 — Руднева А. В. Курские танки и карагоды. Москва : Советский композитор, 1975. 310 с.

Original article

Spring Season Songs in the South Russian Tradition

Author: Galina Ya. Sysoeva

Voronezh State Institute of Arts, Voronezh, Russia, 79038500950@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3731-8608

Abstract

The South Russian singing tradition as an object of study possesses unique features, popularity of spring season songs being one of them. In the folklore they are called “vesnovyye” or “vesnianyye” (meaning just “spring songs”). Songs of various genres — game songs, round dance songs, lingering songs — are used to mark the periods of early spring (from Maslenitsa to Easter) or late spring (from Easter to the beginning of Petrov Lent), depending on the texts reflecting mythological ideas about spring as a period of the peak flourishing of the nature. The main characters of the songs are young girls ready to get married. However, the research performed showed that it is rather melodies and tunes than texts that can have this seasonal fixation and can match several various texts including those not bound by the calendar. Spring tunes get transformed, borrow signs they do not tend to possess from other genres and this way get into the intergenre cluster of the folklore tradition. This appears true for dance songs performed during the ritual processions through the village on the Trinity or accompanying ornamental round dances.

With reference to performing, spring songs are based on the system of the calendar folklore vocal techniques like flageolets, yodels, combinations of chest and head resonance, lengthening of the last sound, special timbre coloring.

Keywords: South Russian song tradition, spring calendar, sound markers, game songs, round dance songs, long songs

For citation: Sysoeva G. Ya. “Spring Season Songs in the South Russian Tradition”. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. 34–57. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.003.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 23.01.2022; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Agapkina, Tatyana A. (2002). Mifopoeticheskiye osnovy slavyanskogo narodnogo kalendarya: Vesenne-letniy tsikl [Mythopoetic foundations of the Slavic folk calendar: Springsummer cycle]. Moscow: Indrik, 816 р. (in Russian).

[2] Gippius, Yevgeniy V. (1980). “Obshcheteoreticheskiy vzglyad na problemu katalogizatsii narodnykh melodiy” [“General theoretical view on the problem of cataloging folk melodies”. In Aktual’nye problemy sovremennoy fol’kloristiki [Actual problems of modern folklore]. Leningrad: Muzyka, рр. 23–36 (in Russian).

[3] Gippius, Yevgeniy V. (1982). “Problemy areal’nogo issledovaniya traditsionnoy narodnoy pesni v oblastyakh ukrainskogo i belorusskogo pogranich’ya” [“Problems of Areal Research of Traditional Folk Song in the Ukrainian and Belarusian Borderlands”. In Traditsionnoe narodnoe muzykal’noe iskusstvo i sovremennost’ (Voprosy tipologii) [Traditional Folk Musical Art and Modernity (Questions of Typology)]: Collection of Works. Moscow: GMPI im. Gnesinykh, рр. 5–13. — (Sbornik trudov GMPI im.  Gnesinykh [Proceedings of the Gnesin State Musical Pedagogical Institute]. Iss. 60) (in Russian).

[4] Zemtsovsky, Izaly I. (1975). Melodika kalendarnykh pesen [Melodic calendar songs]. Leningrad: Muzyka, Leningradskoye otdeleniye, 222 р. (in Russian).

[5] Pashina, Ol’ga A. (2006). Kalendarnyy pesennyy tsikl u vostochnykh slavyan [Calendar song cycle of the Eastern Slavs]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg, 280 р. (in Russian).

[6] Rubtsov, Feodosiy A. (1964). Osnovy ladovogo stroeniya russkikh narodnykh pesen [Fundamentals of the modal structure of Russian folk songs]. Leningrad: Muzyka, 96 р. (in Russian).

[7] Rudneva, Anna V. (1975). Kurskie tanki i karagody [Kursk “tanoks” and “karagods”]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 310 р. (in Russian).