Работа композитора Н. Скалкотаса с Архивом музыкального фольклора Мельпо Мерлье в ходе создания сюиты «36 греческих танцев»

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.006

Работа композитора Н. Скалкотаса
с Архивом музыкального фольклора Мельпо Мерлье 
в ходе создания сюиты «36 греческих танцев»

Скачать pdf  .

Авторы: Марина Иоанну, Ирина Степановна Попова

Сведения об авторе: Марина Иоанну

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия

marinaevitaioannou@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1541-9093

Сведения об авторе: Ирина Степановна Попова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия

etnomus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3779-0320

Аннотация

В статье рассматривается фольклористическая деятельность Никоса Скалкотаса — одного из самых известных греческих композиторов ХХ века, получившего музыкальное образование в Афинах, а затем в Берлине (у А. Шёнберга). После прихода к власти национал-социалистов Скалкотас покинул Германию и вернулся на  родину, где создал одно из самых значимых своих сочинений — сюиту «36 греческих танцев» (36 Ελληνικών Χορών) для большого оркестра (1933–1936). В нем композитор использовал типичные ладовые и ритмические особенности народной музыки, процитировал традиционные танцевальные мелодии из различных регионов Греции, а также создал собственные темы в национальном духе.

Созданию грандиозного сочинения предшествовала длительная и кропотливая работа музыканта по транскрибированию звукозаписей музыкального фольклора, сделанных в 1930 году французской собирательницей греческого происхождения Мельпо Мерлье (1889–1979). Источниковедческой базой исследования являются неопубликованные расшифровки Скалкотаса в двух собраниях г. Афины (Греция): в Архиве музыкального фольклора Мельпо Мерлье (M.F.A.) и в Архиве Никоса Скалкотаса Музыкальной библиотеки Греции «Лилиан Вудури» (NSA MLGLV).

Установлено, что композитор работал с фонографическими материалами Мельпо Мерлье в 1934–1935 годах: отслушивал, осуществлял отбор и делал расшифровки наиболее интересных образцов. На примере двух номеров сюиты «36 греческих танцев» раскрываются приемы и способы работы композитора с танцевальными мелодиями.

Ключевые слова: греческий музыкальный фольклор, традиционная культура, Никос Скалкотас, народные песни

Для цитирования: Иоанну М., Попова И. С. Работа композитора Н. Скалкотаса с Архивом музыкального фольклора Мельпо Мерлье в ходе создания сюиты «36 греческих танцев» // Оpera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 94–111. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.006.

Статья поступила в редакцию: 09.09.2021; одобрена после рецензирования: 01.10.2021; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Иоанну 2016 — Иоанну, М. «36 греческих танцев» Никоса Скалкотаса: композиторский подход к обработке фольклора // Сборник статей иностранцев, обучающихся в  Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Вып. 8. Санкт-Петербург: СПбГК им. Римского-Корсакова, 2016. C. 32–42.

[2] Драгумис 2007 — Δραγούμης Μ. Απο το Βυζάντιο στο Ρεμπέτικο: Μουσικολογικές Περιπλανήσεις. Κέρκυρα: Ιόνιο Πανεπιστήμιο, Τμήμα Μουσικών Σπουδών, Εργαστήριο Ελληνικής Μουσικής [Драгумис М. От  Византии до  Ребетико: музыковедческие странствия] / Ионический университет, факультет музыкальных исследований, лаборатория греческой музыки Корфу : Ионический университет, 2007. 276 с. (на греч. яз.).

[3] Папаиоанну 1997 — Παπαϊωάννου Γ. Γ. Νικος Σκαλκώτας — Μια προσπάθεια είσδυσεις στον μαγικό κόσμο [Папаиоанну Γ. Γ. Никос Скалкотас — Попытка проникнуть в  волшебный мир]. Афины: Папагригориу — Накас Х., 1997. 916 с. (на  греч. яз.).

[4] Платон 1992 — Πλάτων Νόµοι Ζ' : Ή περί νομοθεσίας. [Платон. Законы, или О законодательстве]. Афины: Кактус, 1992. 200 с. (на греч. яз.).

[5] Цуграс 2007 — Τσούγκρας Κ. Η ελληνικότητα της μουσικής του Νίκου Σκαλκώτα: ένας «εθνικός» ή «παγκόσμιος» συνθέτης // Έντεχνη Ελληνική Μουσική Δημιουργία: Παράδοση και Παγκοσμιοποίηση (Πεπραγμένα του μουσικολογικού συνεδρίου) [Цуграс Κ. Греческая музыка Никоса Скалкотаса: «национального» или «глобального» композитора // Художественное греческое музыкальное творчество: традиция и  глобализация (Материалы музыковедческой конференции)]. Афины: Концертный зал Афин, 2007. С. 19–25. (на греч. яз.).

[6] Христодулу 2011 — Χριστοδούλου Ν. Ο Νίκος Σκαλκώτας στην Γερμανία [Христодулу Н. Никос Скалкотас в Германии]. Афины: Накас, 2011. С. 2–3. (на греч. яз.).

Original article

The Work of the Composer Nikos Skalkottas
with the Melpo Merlier Musical Folklore Archives
during Creation of the Suite “36 Greek Dances”

Authors: Marina Ioannou, Irina S. Popova

About the Author: Marina Ioannou

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, marinaevitaioannou@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1541-9093

About the Author: Irina S. Popova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, etnomus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3779-0320

Abstract

The article examines folkloristic activities of Nikos Skalkottas, one of the most famous Greek composers of the twentieth century, who received his musical education in Athens, and then in Berlin (studying with Arnold Schoenberg). After the National Socialists came to power, Skalkottas left Germany and returned to his homeland, where he created one of his most significant works — the suite “36 Greek Dances” (36 Ελληνικών Χορών) for large orchestra (1933–1936). In this work, the composer used typical modal and rhythmic features of folk music, quoted traditional dance melodies from various regions of Greece, and created his own themes in the national spirit.

This epic creation was preceded by a long and painstaking work of the musician on transcribing musical folklore, recorded in 1930 by the French collector of Greek origin Melpo Merlier (1889–1979). This research is based on unpublished transcripts by Skalkottas located in two places in Athens: the Melpo Merlier Musical Folklore Archives (M.F.A.) and the Nikos Skalkottas Archive in the “Lilian Voudouri” Music Library of Greece (NSA MLGLV).

It is established that the composer worked with the phonographic materials of Melpo Merlier in the period 1934–35, selecting and transcribing the most interesting samples. Until today, six handwritten transcriptions of Greek folklore have been identified, most them being attributed to original sound recordings. Comparative analysis shows thoroughness of Skalkottas’s approach to fixation of the traditional melody, attention to the details of pitch and rhythmic structure, accuracy of reflection of the ornaments, articulation, phrasing and dynamics. The analysis of two dances of the “36 Greek Dances” suite reveals the techniques and methods of the composer’s work with dance folklore.

Keywords: musical folklore, traditional culture, composer, Nikos Skalkottas, music, folk songs

For citation: Ioannou М., Popova I. S. The Work of the Composer Nikos Skalkottas with the Musical Folklore Archives Melpo Merlier During the Creation of the Suite “36 Greek Dances”. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. С. 94–111. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.006.

The article was submitted 09.09.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Ioannou, Marina (2016). “ ‘36 grecheskih tantsev’ Nikosa Skalkottasa: kompozitorskiy podkhod k obrabotke fol’klora [“ ‘36 Greek Dances’ by Nikos Skalkottas: a composer’s approach to the processing of folklore]. In Sbornik statey inostrantsev, obuchayushchikhsya v Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni Rimskogo-Korsakova [Collection of articles by foreigners studying at the Saint Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatory]. Iss. 8. St. Petersburg : Saint Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatory, pp. 32–42 (in Russian).

[2] Dragoumi, Markos (2007). Apo to Byzantio sto Rempetiko: Moysikologikec Periplanhseic [From Byzantium to Rebetiko: Musicological Wanderings]. Corfu: Ionian University, 276 p. (in Greek).

[3] Papaioannou, Giannis G. (1997). Nikos Skalkótas — Mia prospátheia eísdyseis ston magikó kósmo [Nikos Skalkottas — An attempt to penetrate the magical world]. Athens: Papagrigoriou – Nakia Ch., 916 p. (in Greek).

[4] Platon (1992). Nóµoi Z' : Í perí nomothesías [Laws G΄: On legislation]. Athens: Kaktos Publications, 200 p. (in Greek).

[5] Tsougkras, Κostas (2007). “‘I ellinikótita tis mousikís tou Níkou Skalkóta: énas ‘ethnikós’ í ‘pankósmios’ synthétis” [“Nikos Skalkottas’s Greek music: a ‘national’ or ‘global’ composer”]. In Éntechni Ellinikí Mousikí Dimiourgía: Parádosi kai Pankosmiopoíisi (Pepragména tou mousikologikoú synedríou) [Artistic Greek Musical Creation: Tradition and Globalisation]. Athens: Athens Concert Hall, pр. 19–25 (in Greek).

[6] Christodoulou, Nikos (2011). O Níkos Skalkótas stin Germanía [Nikos Skalkottas in Germany]. Athens: Nakas, pр. 2–3 (in Greek).