БУЦКОЙ, Анатолий Константинович (1892–1965)

Кафедра теории музыки
Профессор

БУЦКОЙ, Анатолий Константинович (21 июля / 2 августа 1892, с. Россошное Ливенского у. Орловской губ. – 27 июля 1965, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — музыковед, исследователь, композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Доктор искусствоведения (1943). Профессор (1935). Потомственный дворянин. Награжден Орденом Ленина (1953), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945); почетными грамотами Президиума Верховного совета Узбекской ССР «За активную помощь узбекскому искусству» (1943) и «За творческую и музыкально-общественную работу» (1944); почетной грамотой Министерства культуры СССР (1957). Сын Е. Н. Вонсовской (Буцкой), известной скрипачки и педагога.

Учился в Курской мужской гимназии (1902–1904). Окончил Киевскую 8-ю гимназию «Группы родителей» с золотой медалью (1904–1910). Музыкально-драматическую школу имени Н. В. Лысенко окончил по двум классам: фортепиано у Лысенко и А. К. Добкевича и теории композиции у Г. Л. Любомирского (Киев, 1908–1913). В Киевском университете: окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета (1910–1915), учился на медицинском факультете (ушел с 4 курса, 1915–1918). Был вольнослушателем композиторского факультета Киевской консерватории (1916–1918, в некот. источн. до 1919), под руководством Б. Л. Яворского изучал его теорию «ладового ритма» и контрапункт, под руководством Р. М. Глиэра – инструментовку.

Работал в Киеве. В Музыкально-драматической школе им. Н. В. Лысенко: преподаватель кл. специального фортепиано и теории музыки (1914–1918). В Государственном музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко: старший преподаватель классов фортепиано и композиции (1918–1920), профессор, ректор и декан композиторского факультета (1920–1925, утв. в должности профессора Гос. ученым советом Украины в 1920); среди учеников — Г. Г. Верёвка, А. И. Климов. Декан музыкально-педагогического факультета Профобра. Член коллегии просвещения Киевского Губисполкома (в некот. источн. – Ревкома, 1919), консультант Художественного подотдела Отдела охраны детства при Собезе (1920), заведующий Музыкальным отделом Секции художественного воспитания Политпросвета (1921), зав. музыкальной и театральной секциями Отдела искусств Губпрофобра (1921–1922), методист-консультант Научно-методического совета Главпрофобра Украинской ССР (1921–1925). Зав. музыкальной частью Театра имени Михайличенко (1920–1922) и театра «Березиль» Л. Курбаса (1922–1925).

Работал в Ленинграде. В Государственном институте истории искусств: научный сотрудник музыкального отдела (1923–1932). Инспектор по художественному образованию Ленинградского Профобра (1925–1928). Член художественного совета Государственного академического театра оперы и балета (1920–1930-е). Член дирекции и худ. совета Ленинградской филармонии (1926–1928). Зав. экспериментальными музыкальными мастерскими Облпрофсовета (1928–1929). Ответственный редактор журнала «Музыка и быт» (1928). Член режиссерской коллегии и музыкальный консультант при дирекции Большого драматического театра (1929–1933). Преподаватель Центрального гос. музыкального техникума (1930-е). Заведующий кафедрой музыкального образования Ленинградского института повышения квалификации работников искусств (1932–1934). Научный сотрудник Ленинградского гос. института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, 1948/1949).

В Ленинградской консерватории: профессор кафедры музыкальных форм научно-теоретического отдела (1925–1927), доцент инструкторского отделения (1927–1934), профессор кафедры массовой музыкальной работы (1934–1938, утв. Высшей аттестационной комиссией в 1935), профессор дирижерско-хорового факультета (1938–1945), профессор кафедры теории музыки теоретико-композиторского факультета (1945–1959), профессор-консультант кафедры теории музыки (1961–1965). Один из организаторов (разработал структуру и план деятельности) и декан инструкторско-педагогического факультета (1925–1938), декан дирижерско-хорового факультета (1939–1946), декан теоретико-композиторского факультета (1945–1949, утв. 1948). Зав. кафедрой массовой музыкальной работы (1931–1938), зав. кафедрой музыкально-теоретических дисциплин (1938–1940), зав. дирижерско-хоровой и музыкально-педагогической кафедрой (с 1941, утв. 1942), зав. кафедрой теории музыки (1945–1949, утв. 1946). Зам. директора по научной работе и аспирантуре (1957–1961, утв. 1958), и. о. ректора (1959–1961). Член Президиума Методического совета Консерватории (с 1930).

Вел курсы гармонии, полифонии, музыкальной формы (позднее – анализа музыкальных произведений), методики музыкально-теоретических предметов на инструкторском отделении, теоретико-композиторском и дирижерско-хоровом факультетах. Читал курсы научных основ фортепианной техники и истории методических учений на фортепианном факультете. Среди учеников — Т. Т. Алтунян (профессор Ереванской консерватории, основатель и художественный руководитель Гос. капеллы Армении), А. И. Анисимов, В. В. Волошинов, Т. А. Воронина, Р. И. Гурвич, Б. И. Загурский, Б. И. Тищенко и мн. другие.

Автор литературных работ — книг, статей в сборниках, журналах и газетах. Основной круг научных интересов: проблемы теории музыки, в частности анализа музыкальных произведений, рассматриваемые Буцким в связи с философией, эстетикой, социологией музыки и психологией музыкального восприятия; вопросы музыкального образования. Среди работ — «Происхождение музыкальной материи» (1923), «Непосредственные данные музыки: (Опыт введения в музыку)» (1925), «Разработка в фортепианных сонатах Бетховена» (1946), «Методологические предпосылки курса анализа музыкальных произведений» (1955). В докторской диссертации «Структура музыкального произведения. Теоретические основы анализа музыкальных произведений» (1941, изд. в 1948) Буцкой предпринял попытку построить учение о музыкальной форме по-новому, с позиций соотношения содержания и выразительных средств музыки, сблизив тем самым традиционное теоретическое музыкознание и эстетику. Эта книга в конце 1940-х подверглась резким критическим нападкам, вследствие чего в марте 1949 Буцкого уволили из Консерватории «как проявившего в книге “Структура музыкального произведения” порочность своего научного мировоззрения, выразившуюся в искажении марксистко-ленинской теории, космополитизме и идеализме, не могущего в настоящее время, без полного преодоления своих антимарксистских, антипатриотических взглядов, воспитывать кадры» (Архив Консерватории. Личная карточка Буцкого. Л. 79); был восстановлен в должности профессора через 4 месяца. В личных делах Буцкого (Архив Консерватории) есть упоминания о неизданных литературных работах — «Принципы хроматической гармонии» (1914), «Основные задачи музыкознания» (1916), «Прелюды Дебюсси» (1928), «“Орестея” С. Танеева» (1946) и другие.

Автор фортепианных пьес (прелюды, поэмы, этюды, 2 цикла: «1919 год», «Кризисы»), романсов (в т. ч. 2 цикла: «Из галереи философов», «У моря»), симфонической поэмы «Молчание». Создавал музыкальное оформление камерного чтения, в т. ч. для произведений Н. Н. Асеева и Н. Я. Агнивцева. Центральное место в композиторском наследии занимает музыка к драматическим спектаклям, среди которых: «Зори» Э. Верхарна, «Газ» Г. Кайзера, «Макбет» В. Шекспира, «Джимми Хиггинс» Э. Синклера, «Заговор чувств» и «Три толстяка» Ю. К. Олеши, «Патетическая соната» М. С. Кулеша (всего более 10). Сотрудничал с театром «Березиль» Л. Курбаса, Большим драматическим театром, Театром Революции и др. В работах для драматического театра нач. 1920-х стремился передавать «динамику революционного порыва», звуки «тяжелой индустрии и ропот рабочих масс». Почти все произведения Буцкого не опубликованы.

Основная нотография

Музыкальные сочинения для фп.: 5 пьес: для фп. 1916. 12 с. Рукопись; 6 поэм: для фп. 1918. 14 с. Рукопись; Кризисы: цикл: для фп. 1919–1920. Рукопись; 1919 год: цикл поэм [сюита]: для фп. 1919. 11 с. Рукопись.

для голоса и фп.: 4 романса: для голоса и фп. 1913. 8 с. Рукопись; Из галереи философов: вокальный цикл: для голоса и фп. 1918–1919. 14 с. Рукопись; У моря: 6 пейзажей на текст В. Брюсова: для гол. и фп. Л., 1929. 16 с.

для оркестра: Молчание: симф. поэма: для орк. 1918–1920. 82 с. Рукопись.

музыка к драмам: Первое здание нового мира: по мотивам «Зорь» Э. Верхарна и произведений укр. поэтов П. Г. Тычины и М. В. Семенко. 1921. 60 с. Рукопись; Кайзер Г. Газ. 1923. 140 с. Рукопись; Шекспир В. Макбет. 1924. 50 с. Рукопись; Мериме П. Жакерия. [?]. Рукопись; Синклер Э. Джимми Хиггинс. 1924. Рукопись; Олеша Ю. Заговор чувств. 1927 [1929?]. 120 с. Рукопись; Олеша Ю. Три толстяка. 1928 (1930[?]). 220 с. Рукопись; Кулеш М. С. Патетическая соната. 1928. 75 с. Рукопись; Никитин Н. Н. Линия огня. 1929 (1931[?]). 40 с. Рукопись; Каверин В. А. Укрощение мистера Робинзона. 1930 (1933[?]). 55 с. Рукопись; Погодин Н. Ф. Мой друг. 1930. 60 с. Рукопись.

другое: Русская рапсодия. 1912. 6 с. Рукопись; Музыка к «Поэме о двадцати шести бакинских комиссарах» Н. Н. Асеева. [?]. Рукопись.

Библиография

Основные литературные сочинения: [Соч. А. К. Буцкого с 1917 по 1955] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 132–133; Музыка в драмтеатре // Ленингр. правда. 1936. Март. (№ 67) С. 4; Задачи, требующие быстрого решения // Музыкальные кадры. 1946. № 1 (февр). С. 3; Учить композиторов творить для народа // Музыкальные кадры. 1948. № 6 (март). С. 1; О воспитании молодых композиторов // Ленинградская правда. 1948. Апр. (№ 81). С. 3; Издание научного журнала — дело всей общественности // Музыкальные кадры. 1952. № 1 (янв.) С. 4; Новые задачи факультета // Музыкальные кадры. 1957. № 2 (янв.) С. 3; Новый призыв к реализму и народности // Музыкальные кадры. 1958. № 9 (июнь). С. 2; Образец преданности делу // Портрет композитора Виктора Владимировича Волошинова / сост. Т. В. Волошинова, И. В. Волошинова; ред. А. В. Денисов. СПб., 2005. С. 64–67; См. также архивные документы.

Редактор: Очерки по теоретическому музыкознанию / под ред. Ю. Н. Тюлина и А. К. Буцкого; Ленингр. гос. консерватория. Каф. теории музыки. Л., 1959. 291 с.

Основная литература: Язовицкая Э. Э. Теоретическая конференция по вопросам методологии анализа музыкальных произведений // Музыкальные кадры. 1948. № 7 (апр.). С. 3; Хренников Т. Н., Захаров В. Г. Буржуазные космополиты в музыкальной критике // Культура и жизнь. 1949. № 5 (февр.). С. 3; Искоренить буржуазный космополитизм // Музыкальные кадры. 1949. № 3 (март). С. 1; Дмитриевская К. Н. Порочная книга: итоги обсуждения на теоретико-композиторском факультете книги А. К. Буцкого // Музыкальные кадры. 1949. № 3 (март). С. 2; Вартанян З. Г. [Рец. на]: Буцкой А. К. Структура музыкального произведения. Теоретические основы анализа музыкальных произведений // Сов. книга. 1949. № 5. С. 117–120; [А. К. Буцкой: некролог] // Музыкальные кадры. 1965. № 11 (сент.). С. 4. (Памяти товарищей); Буцкой Анатолий Константинович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 132–133; Луначарский А. В. Новая книга о музыке // Луначарский А. В. В мире музыки: статьи и речи. Изд. 2-е, доп. М., 1971. С. 146–157.

Иконография

Буцкой, Анатолий Константинович (1892–1965). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Конкурс на замещение штатных должностей профессорско-преподавательского состава по кафедре теории музыки. 1958. [Бершадская Т. С., Буцкой А. К. и др.]. Д. 883. Л. 18–30; Личное дело А. К. Буцкого. Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1932–1955. Д. 29. Л. 160–227; Личная карточка А. К. Буцкого. Архив Консерватории. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1965. Д. 1358. Л. 78–88; Личное дело А. К. Буцкого. Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1965. Д. 58. Л. 75–122; Список научных трудов и изобретений [А. К. Буцкого с 1912 по 1947] // Личное дело А. К. Буцкого. Архив Консерватории. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и Оперной студии Консерватории за 1965. Д. 58. Л. 85.

М. И. Алейников, 2012