О Первой симфонии Гавриила Попова (к первой публикации партитуры)

О Первой симфонии Гавриила Попова
(к первой публикации партитуры)

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Первая симфония Гавриила Попова, Дмитрий Шостакович, Владимир Щербачёв, дискуссии о симфонизме, оркестровка, варианты рукописи партитуры, возрождение симфонии.

Автор: Николай Мартынов

Сведения об авторе: НИКОЛАЙ АВКСЕНТЬЕВИЧ МАРТЫНОВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9165-9895
SPIN-код: 
e-mail: mart38@mail.ru

Кандидат искусствоведения (1975), главный научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова 

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 05.04.2021

Дата публикации: 30.11.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.001

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей создания, исполнения, запрета и  дискуссий вокруг Первой симфонии выдающегося отечественного композитора, выпускника Ленинградской консерватории Гавриила Николаевича Попова (1904–1972). Судьба сочинения оказалась трагической: исполненная лишь однажды, симфония была запрещена. Так произошла одна из первых «публичных казней» музыкального произведения — еще до  печально известных публикаций об опере «Леди Макбет» и балете «Светлый ручей» Д. Шостаковича, положивших начало борьбе с «антинародным формалистическим направлением» в музыке.

Долгие годы замалчивания привели к тому, что яркое достижение отечественной симфонической школы «выпало» из истории советского искусства. Усилиями музыковедов И.  Барсовой, И.  Ромащук, Е.  Власовой, И.  Воробьёва, дирижеров Г. Проваторова и А. Титова Первая симфония Попова была возрождена к жизни. Сейчас готовится к печати первое издание этого незаслуженно забытого произведения.

Литература

[1] Акопян 2004 — Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. 473 с.

[2] Асафьев 1927 — Bas [Асафьев Б. В.]. Г. Н. Попов // Современная музыка. 1927. № 25. С. 64–65.

[3] Барсова 2007 — Барсова И. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2007. 240 с.

[4] Богданов-Березовский 1934 — Богданов-Березовский В. К проблеме советского симфонизма (О симфониях Г. Попова Ю. Шапорина) // Советская музыка. 1934. № 6. С. 29–44.

[5] Богданов-Березовский 1971 — Богданов-Березовский В. Дороги искусства. Книга первая. (1903–1945). Ленинград : Музыка, 1971. 286 с.

[6] Власова 2010 — Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. Москва : Классика – ХХI, 2010. 456 с.

[7] Воробьёв 2009 — Воробьёв И. Симфоническая aнтиутопия как осознанная необходимость (историко-культурный контекст Первой симфонии Г. Н. Попова) //  Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. 2009. № 4. С. 13–23.

[8] Дискуссия о симфонии Попова 1935 — Дискуссия о симфонии Попова 28-го апреля 1935 г. ЛССК: стенографический отчет // Ромащук И.  М.  Гавриил Николаевич Попов: Творчество. Время. Судьба / Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова. Москва : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2000. С. 334–375.

[9] Из дневника Г. Н. Попова 2000 — [Попов Г. Н.]. Из дневника Г. Н. Попова. Неопубликованные строки (1919–1952) // Ромащук И. М. Гавриил Николаевич Попов: Творчество. Время. Судьба / Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова. Москва : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2000. С. 323–330.

[10] Иохельсон 1935 — Иохельсон В. С чужого голоса. О симфонии Г. Попова // Красная газета. 29 марта 1935. № 73. Цит. по: Ромащук И. М. Гавриил Николаевич Попов: Творчество. Время. Судьба / Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова. Москва: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2000. С. 332–334.

[11] Иохельсон 1936 — Иохельсон В. Творческая дискуссия в Ленинграде // Советская музыка. 1936. № 4 (33). С. 5–15.

[12] Кильчевский 1932 — Кильчевский В. К  вопросу о  школе Щербачёва // Пролетарский музыкант. 1932. № 1 (29). С. 34–36.

[13] Малков 1927 — Исламей [Малков Н. П.]. Вторая симфония Щербачёва // Жизнь искусства. 1927. № 52. С. 11.

[14] Мейер 1998 — Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / пер. Е. Гуляевой. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 1998. 559 с.

[15] Попов 1986 — Попов Г. Н. Из литературного наследия: страницы биографии / [сост., ред., коммент. и  указ. З. А. Апетян; вступ. ст. И. Ф. Бэлзы]. Москва : Советский композитор, 1986. 446, [2] с.

[16] Против формализма и  фальши — Против формализма и  фальши. Творческая дискуссия в Ленинградском союзе советских композиторов. (Сокращенный стенографический отчет) / Кессельман [Б. С.], Тюлин [Ю. Н.], Соллертинский [И. И.], Глух [М. А.] и др. // Советская музыка. 1936. № 5 (34). С. 28–73.

[17] Ромащук 2000 — Ромащук И.  М.  Гавриил Николаевич Попов: Творчество. Время. Судьба / Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова. Москва : ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2000. 457 с.

[18] Ромащук 2007 — Ромащук И. В  поле взаимного притяжения: Дмитрий Шостакович и Гавриил Попов // Музыкальная академия. 2007. № 1. С. 65–69.

[19] Слонимский 2012 — Слонимский С. Заметки о композиторских школах Петербурга XX века. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2012. 84 с.

[20] Соллертинский 1935 — Дискуссия о советском симфонизме / Cоллертинский И. И., Хубов [Г. Н.], Оголевец (ошибочно Оголевцев) [А. С.], Литинский [Г. И.] // Советская музыка. 1935. № 6 (24). С. 28–43.

[21] Стенографический отчет 1933 — Стенографический отчет заседания правления ЛССК по  обсуждению доклада Арапова о творчестве Попова [30 апреля и 8 мая 1933 года]. Цит. по: Апетян З. А. Комментарии // Попов Г. Н. Из литературного наследия: страницы биографии / [сост., ред., коммент. и  указ. З. А. Апетян; вступ. ст. И. Ф. Бэлзы]. Москва : Советский композитор, 1986. С. 340–413.

[22] Фархадов 2009 — Фархадов Р. «Московская осень»: концерт в интерьере // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 20–28.

Для цитирования: Мартынов Н. А. О Первой симфонии Гавриила Попова (к первой публикации партитуры) // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 147–170. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.007.

On Gavriil Popov’s Symphony No. 1
(To the First Publication of the Score)

Keywords: Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Variations on a Rococo theme, semantics of a musical composition, Russian folk song, Wolfgang Amadeus Mozart, French musical culture.

Author: Nikolay A. Martynov

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9165-9895
SPIN-код: 
e-mail: mart38@mail.ru

PhD in Arts (1975), Chief Researcher at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2, liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 05.04.2021

Published on: 30.11.2021

Abstract

The article discusses issues related to the history of creation, performance, prohibition and discussions which surrounded the First Symphony of the remarkable Russian composer Gavriil Popov. The fate of the composition turned out to be tragic: once performed, the symphony was banned. It was one of the first public “executions” of a musical work — even before the infamous articles of the newspaper Pravda about the opera Lady Macbeth and the ballet Light Stream by Dmitry Shostakovich, which marked the beginning of the struggle against the “anti-national, formalistic trend” in music. Long years of oblivion led to the fact that the Symphony “fell out” of the history of Soviet music. Through the efforts of such musicologists as Inna Barsova, Inna Romashchuk, Yekaterina Vlasova, Igor Vorobyov, conductors Gennady Provatorov and Alexander Titov, Popov’s First Symphony was revitalized. And now the question arises regarding the first publication of this undeservedly forgotten outstanding work of the Soviet music.

Works Сited

[1] Hakobian, Levon O. (2004). Dmitriy Shostakovich: opyt fenomenologii tvorchestva [Dmitri Shostakovich Shostakovich: the experience of the phenomenology of creativity]. St. Petersburg : Dmitriy Bulanin, 473 р. (in Russian).

[2] Asafyev, Boris V. [Bas]. (1927). “G. N. Popov” [“Gavriil Popov”]. In Sovremennaya muzyka, no. 25 (1927), pp. 64–65 (in Russian).

[3] Barsova, Inna A. (2007). Kontury stoletiya. Iz istorii russkoy muzyki XX veka [The contours of the century. From the history of Russian music of the XX century]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Petersburg, 240 р. (in Russian).

[4] Bogdanov-Berezovskiy, Valerian M. (1934) “K probleme sovetskogo simfonizma (O simfoniyakh G. Popova Yu. Shaporina)” [“On the problem of Soviet symphonism (On the symphonies of Gavriil Popov by Yuri Shaporin)”]. In Sovetskaya muzyka, no. 6 (1934), рр. 29–44 (in Russian).

[5] Bogdanov-Berezovskiy, Valerian M. (1971). Dorogi iskusstva [Roads of Art]. Book 1: 1903–1945. Leningrad: Muzyka, 286 p. (in Russian).

[6] Vlasova, Yekaterina S. (2010). 1948 god v sovetskoy muzyke. Dokumentirovannoye issledovanie [1948 in Soviet music. Documented research]. Moscow: Klassika–ХХI, 456 р. (in Russian).

[7] Vorobyov, Igor S. (2009). “Simfonicheskaya antiutopiya kak osoznannaya neobkhodimost' (istoriko-kul'turnyy kontekst Pervoy simfonii G. N. Popova)” [“The symphonic Anti-Utopia as a realized necessity (historical and cultural context of Gavriil Popov's First Symphony)”]. In Musicus, no. 4 (2009), рр. 13–23 (in Russian).

[8] _______ (1935). “Diskussiya o simfonii Popova 28-go aprelya 1935 g[oda]. L[eningradskiy] S[oyuz] S[ovetskikh] K[ompozitorov]: stenograficheskiy otchet” [“Discussion about the symphony of Gavriil Popov on April 28, 1935. Leningrad Union of Soviet Composers: Verbatim Report”]. In Inna M. Romashchuk, Gavriil Nikolaevich Popov: Tvorchestvo. Vremya. Sud’ba [Gavriil Nikolaevich Popov: Creativity. Time. Fate], State Music and Pedagogical Institute named after Ippolitov-Ivanov. Moscow: GMPI im. M. M. Ippolitova-Ivanova, рр. 334–375 (in Russian).

[9] Popov, Gavriil N. (2000). “Iz dnevnika G. N. Popova. Neopublikovannye stroki (1919– 1952)” [“From the diary of Gavriil Popov. Unpublished lines (1919–1952)”]. In Inna M. Romashchuk, Gavriil Nikolaevich Popov: Tvorchestvo. Vremya. Sud’ba [Gavriil Nikolaevich Popov: Creativity. Time. Fate], State Music and Pedagogical Institute named after Ippolitov-Ivanov. Moscow: GMPI im. M. M. Ippolitova-Ivanova, рр. 323–330 (in Russian).

[10] Iokhel’son, Vladimir Ye. (1935). “S chuzhogo golosa. O simfonii G. Popova)” [“From someone else’s voice. About the symphony of Gavriil Popov”]. In Krasnaya gazeta, no. 73 (29 March 1935). Quoted from: Inna M. Romashchuk, Gavriil Nikolaevich Popov: Tvorchestvo. Vremya. Sud’ba [Gavriil Nikolaevich Popov: Creativity. Time. Fate], State Music and Pedagogical Institute named after Ippolitov-Ivanov. Moscow: GMPI im. M. M. Ippolitova-Ivanova (2000), рр. 332–334 (in Russian).

[11] Iokhel’son, Vladimir Ye. (1936). “Tvorcheskaya diskussiya v Leningrade)” [“Creative discussion in Leningrad”]. In Sovetskaya muzyka, no. 4 (1936), рр. 5–15 (in Russian).

[12] Kil’chevskiy, Vitaliy (1932). “K voprosu o shkole Shcherbachyova” [“On the question of Vladimir Shcherbachyov’s school”]. In Proletarskiy muzykant, no. 1 (1932), рр. 34– 36 (in Russian).

[13] Malkov, Nikolay P. [Islamey] (1927). “Vtoraya simfoniya Shcherbachyova” [“Second Symphony by Vladimir Shcherbachyov”]. In Zhizn’ iskusstva, no. 52 (1927), р. 11 (in Russian).

[14] Meyer, Krzysztof (1998). Shostakovich: Zhizn’. Tvorchestvo. Vremya [Dmitry Shostakovich: Life. Creation. Time], translation by Ye. Gulyaeva. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Petersburg, 1998 559 р. (in Russian).

[15] Popov, Gavriil N. (1986). Iz literaturnogo naslediya: stranitsy biografii [From the literary heritage: biography pages], compilation, editing, comments and index by Zarui A.  Apetyan; introductory article by Igor F. Belza. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 446 р. (in Russian).

[16] Kessel’man, Boris S.; Tyulin, Yuriy N. & Sollertinsky, Ivan I. “Protiv formalizma i fal’shi. Tvorcheskaya diskussiya v Leningradskom soyuze sovetskikh kompozitorov. (Sokrashchennyy stenograficheskiy otchet)” [“Against formalism and falsehood. Creative discussion at the Leningrad Union of Soviet Composers. (Abridged Verbatim Record)”]. In Sovetskaya muzyka, no. 5 (1936), рр. 28–73 (in Russian).

[17] Romashchuk, Inna M. (2000). Gavriil Nikolaevich Popov: Tvorchestvo. Vremya. Sud’ba [Gavriil Nikolaevich Popov: Creativity. Time. Fate], State Music and Pedagogical Institute named after M. M. Ippolitov-Ivanov. Moscow: GMPI im. M. M. Ippolitova-Ivanova, 457 р. (in Russian).

[18] Romashchuk, Inna M. (2007). “V pole vzaimnogo prityazheniya: Dmitriy Shostakovich i Gavriil Popov” [“In the field of mutual attraction: Dmitri Shostakovich and Gavriil Popov”]. In Muzykal’naya akademiya, no. 1 (2007), рр. 65–69 (in Russian).

[19] Slonimsky, Sergei M. (2012). Zametki o kompozitorskikh shkolakh Peterburga XX veka [Notes on the composer schools of St. Petersburg of the XX century]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Petersburg, 2012. 84 р. (in Russian).

[20] Sollertinsky, Ivan I. (1935). “Diskussiya o sovetskom simfonizme” [“Discussion about Soviet symphony”]. In Sovetskaya muzyka, no. 6 (1935), рр. 28–43 (in Russian).

[21] ________ (1933). “Stenograficheskiy otchet zasedaniya pravleniya LSSK po obsuzhdeniyu doklada Arapova o tvorchestve Popova (30 aprelya i 8 maya 1933 goda)” [“Verbatim record of the meeting of the board of the Leningrad Union of Soviet Composers to discuss Boris Arapov's report on the work of Gavriil Popov (April 30 and May 8, 1933)”]. Quoted from: Zarui A. Apetyan, Kommentarii [Comments]. In Gavriil N. Popov, Iz literaturnogo naslediya: stranitsy biografii [From the literary heritage: biography pages], compilation, editing, comments and index Zarui A. Apetyan; introductory article by Igor F. Belza. Moscow: Sovetskiy kompozitor, рр. 340–413 (in Russian).

[22] Farkhadov, Rauf Ya. (2009). “‘Moskovskaya osen’ ’: kontsert v inter’ere” [“‘Moscow Autumn’: a concert in the interior”]. In Muzykal’naya akademiya, no. 1 (2009), рр. 20– 28 (in Russian).

For citation: Martynov, Nikolay A. “On Gavriil Popov’s Symphony No. 1 (To the First Publication of the Score)”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 4 (2021), pp. 147–170 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.007