Вступительные испытания (форма проведения вступительных испытаний: очная/дистанционная).
- Профильное испытание.
- Собеседование.
1. Профильное испытание (письменно) представляет собой расшифровку аудиозаписи песнопения.
Профильное испытание выявляет профессиональные данные поступающего, степень его подготовленности, навыки практической работы в области древнерусского певческого искусства и русской духовной музыки.
Письменная часть представляет собой расшифровку и анализ абитуриентом образца древнерусской монодии и проходит либо очно (в аудитории консерватории), либо в формате онлайн-конференции. Поступающий выбирает один из двух предложенных вариантов выполнения задания.
Вариант I
Абитуриенту необходимо:
Расшифровать по аудиозаписи образец древнерусской монодии; грамотно оформить расшифровку (орфография поэтического текста, нотография, тактировка, слоговые лиги, обозначение приемов артикуляции и нюансировки (штрихи, артикуляционные лиги, динамические обозначения и др.).
Составить письменный аналитический очерк с всесторонней характеристикой расшифрованного образца: определение жанра и места в богослужении; раскрытие содержания вербального текста; описание особенностей музыкальной формы, композиционной, ритмической, ладовой организации роспева, музыкально-поэтический анализ: взаимодействие поэтического и музыкального текстов, описание средств художественной выразительности, раскрытие особенностей певческого стиля, исполнительских приемов.
При прохождении испытания в онлайн-формате сфотографировать или сканировать листы с расшифровкой монодии, аналитическим очерком и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение — не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного времени окончания вступительного испытания.
Вариант II
Абитуриенту необходимо:
Расшифровать по невменной записи образец древнерусской монодии; грамотно оформить расшифровку в виде двознаменника (орфография поэтического текста, нотография, тактировка, артикуляционные и слоговые лиги).
Составить письменный аналитический очерк с всесторонней характеристикой расшифрованного образца: определение жанра и места в богослужении; раскрытие содержания вербального текста; описание особенностей музыкальной формы, композиционной, ритмической, ладовой организации роспева, взаимодействие поэтического и музыкального текстов, описание средств художественной выразительности, раскрытие особенностей певческого стиля.
При прохождении испытания в онлайн-формате сфотографировать или сканировать листы с расшифровкой монодии, аналитическим очерком и выслать полученные изображения (в формате jpg или png, pdf, разрешение — не менее 300 dpi) в приемную комиссию не позднее установленного времени окончания вступительного испытания.
На листах с нотной расшифровкой и аналитическим очерком личные данные абитуриента не указываются.
Срок выполнения — 4 часа.
2. Коллоквиум: древнерусское певческое искусство.
Собеседование выявляет общегуманитарный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, степень исполнительского мастерства, умение планировать и проводить исследовательскую деятельность, осведомленность в вопросах сохранения и актуализации отечественного музыкального наследия (древнерусское певческое искусство и русская духовная музыка) в современной культуре.
Абитуриенту необходимо:
- исполнить два образца древнерусской монодии разных певческих стилей (образцы выбираются абитуриентом самостоятельно);
- ответить на вопросы, касающиеся характеристики исполненных образцов.
В случае если вступительное испытание проводится дистанционно, абитуриент в период подачи документов указывает ссылки на видеозаписи исполнения им двух образцов древнерусской монодии (на любое облачное хранилище, либо закрытой ссылки в youtube) на титульном листе письменной программы (см. пункт 2). Технические требования: видеозапись каждого из двух образцов должна представлять собой один видеофайл (без монтажа); видеозапись должна осуществляться на расстоянии не более 10 метров.
- представить проект исследовательской работы (обоснование темы, раскрытие ее актуальности, степени изученности, цели и задачи, основное содержание работы) – в письменной (реферат, 20–25 страниц) и устной форме. Для закончивших бакалавриат в текущем году вместо реферата может быть представлена выпускная квалификационная работа. Ответить на вопросы, касающиеся представляемого проекта исследовательской работы, ее теоретической и практической значимости.