СТРУВЕ (Струве-Крюденер), Борис Александрович (1897–1947)

Кафедра скрипки и альта
Профессор

СТРУВЕ (Струве-Крюденер), Борис Александрович (19 февраля / 2 марта 1897, г. Коломна Московской области – 29 апреля 1947, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — виолончелист, музыковед. Доктор искусствоведения (1940). Профессор (1935). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Член Общества камерной музыки (с 1923), действительный член Государственного Эрмитажа (с 1938), член жюри различных исполнительских конкурсов в Ленинграде и Саратове.

Окончил Царскосельскую Императорскую Николаевскую гимназию (1915), обучался на естественном факультете Императорского Петроградского университета (1915–1916), в Военно-медицинской академии (1916–1919). Игре на виолончели обучался частным образом у профессора Лейссена (Швейцария 1911–1913), преподавателя Императорской Придворной певческой капеллы Л. О. Пиорковского (1913–1918) и у Е. В. Вольф-Израэля (1918–1922). В 1918 вступил добровольцем в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Работал солистом и оркестрантом в Доме просвещения Красной армии Петроградского военного округа (1918–1921), Рабочем революционном героическом театре (1919–1920), концертмейстером группы виолончелей в оркестре Государственного академического театра комической оперы (Малый петроградский государственный академический театр, 1920–1923). Вел класс игры на виолончели и класс ансамбля в Ленинградском доме художественного воспитания детей (1922–1935), музыкальной школе имени П. И. Чайковского (1927–1929), класс виолончели во 2-м и 4-м ленинградских государственных музыкальных техникумах и в Центральном государственном музыкальном техникуме (1926–1929).

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1931), доцент (утверждено в 1932), профессор (1935–1947), заведующий кафедрой струнных инструментов (1933–1935). С 1939 руководил созданной по его инициативе кафедрой истории и теории игры на смычковых инструментах. Среди учеников — И. П. Благовещенский, Н. И. Васильев, Л. Н. Раабен. В годы эвакуации консерватории в Ташкенте занимался изучением узбекской музыкальной культуры.

По совместительству занимал должность старшего научного сотрудника в секторе музыкальной культуры Государственного Эрмитажа (1933–?), затем в Государственном музыкальном научно-исследовательском институте (ГНИИ театра и музыки, 1937–?); состоял заместителем директора по научной и художественной части и заведующим кафедрой струнных инструментов в Саратовской консерватории (1935–1937).

Разработал курсы «Физиологические основы смычково-струнной техники» и «История смычково-струнной педагогики». Выступал с циклами лекций на факультете повышения квалификации (ФПК), в различных вузах страны.

Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения тему «Процесс формирования виол и скрипок» (издано: М., 1959). Среди основных трудов: «Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики.» (Л., 1926), «Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых инструментах.» (Л., 1933), «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов.» (Л., 1937; М., 1952), «Очерки по истории смычковых инструментов» (Л., 1938) и др. Научная новизна трудов Б. А. Струве состояла в попытках вывести музыкальную педагогику из сферы чистого эмпиризма и объяснить механико-физиологическую сущность каждого явления игрового процесса. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что наряду с музыкально-исполнительской специальностью он получил медицинское образование. Несмотря на то, что в своих трудах Струве оперирует только данными периферической физиологии и не затрагивает вопросов деятельности центральной нервной системы, ряд выдвинутых им положений не потеряли своей актуальности и в наше время. К таковым, несомненно, относится принцип единства художественного и технического развития учащихся при ведущем значении художественного фактора.

Библиография

Сочинения: Научные основы игры на смычковых инструментах и значение этой дисциплины для смычковой педагогики. Л., 1926; Вибрация на струнных инструментах (преимущественно на виолончели). Л., 1926. 47 с.; Опыт установки работы в классе смешанного (камерного) ансамбля в музыкальных школах и студиях Соцвоса (Детская художественная студия им. Лилиной и музыкальная школа им. Чайковского в Ленинграде) // Музыкальное образование. 1930. № 4–5. С. 44–46; Типовые формы постановки рук у инструменталистов. Смычковая группа. М.; Л., 1932. 24 с.; Вибрация на струнных инструментах. Л., 1933. 62 с.; Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов: смычковая группа. Л., 1934. 80 с.; Виола помпоза И. С. Баха в связи с проблемой изобретательства в истории музыкальных инструментов // Советская музыка. 1935. № 9. С. 38–54; Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. Л., 1937. 184 с., М., 1952; Пьер Гавинье как скрипач-исполнитель и педагог // Очерки по истории и теории музыки: сб. научных трудов и материалов ГНИИ театра и музыки. [Т.] 2. Л., 1940. С. 281–320; Мирон Полякин // Музыкальные кадры. 1941. № 6 (июнь). Примечание: соавторы Налбандян И. Р., Эйдлин Ю. И.; Процесс формирования виол и скрипок / ГНИИ театра и музыки; Лен. гос. консерватория. Л., 1945. 459 с. Примечание: машинопись; И. Р. Налбандиан: [некролог] // Музыкальные кадры. 1946. № 2. 8 марта. С. 4; Наша кафедра в 1950 г. (Наше счастливое будущее) // Музыкальные кадры. 1946. № 4. 30 апреля. С. 23; Реконструкция узбекских музыкальных инструментов // Пути развития узбекской музыки. Л.; М., 1946. С. 176–188; Письмо в редакцию // Музыкальные кадры. 1947. № 6. 14 апреля. С. 4. Примечание: благодарность дирекции и всему личному составу ЛОЛГК за их присутствие на дне его 50-летия; Виола и скрипка / ГНИИ театра и музыки. Л.; М., 1948. 182 с.; Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959. 267 с.; Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики / ред., вступ. ст., прим. Л. С. Гинзбурга. М., 1952. 228 с.; Сочинения [Струве Б. А.] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиографический словарь. Т. 3. М., 1979. С. 111; [Список опубликованных трудов Б. А. Струве] // Устюгова А. В. Научное наследие Б. А. Струве. СПб., 2014. С. 198–199; [Список рукописей Б. А. Струве] // Устюгова А. В. Научное наследие Б. А. Струве. СПб., 2014. С. 200–203; [Список докладов Б. А. Струве] // Устюгова А. В. Научное наследие Б. А. Струве. СПб., 2014. С. 204–207.

Литература: Об утверждении в ученых и званиях // Вестник высшей школы. 1941. № 4. С. 45. Примечание: об утверждении в ученой степени доктора искусствоведческих наук Струве-Крюднера Б. А.; Благовещенский И., Раабен Л., Васильев Н. Мужество // Музыкальные кадры. 1947. № 5. 8 марта. С. 4; Благовещенский И. Памяти профессора Струве: [некролог] // Музыкальные кадры. 1947. № 8. 8 мая. С. 14; Мострас К., Гинзбург Л. Памяти Б. А. Струве: [некролог] // Советская музыка. 1947. № 2. С. 92; Раабен Л. Н. Б. А. Струве и его научное наследие // Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959. С. 5–31; Раабен Л. Н. Б. А. Струве // Ленинградская консерватория в воспоминаниях, 1862–1962. Л., 1962. С. 293–298; Струве Борис Александрович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке: био-библиографический словарь. Т. 3. М., 1979. С. 111; Раабен Л. Н. Струве Борис Александрович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 5. М., 1981. Стб. 337. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7303/Струве; Свободов В. А. Б. А. Струве // Вопросы инструментоведения: сб. рефератов Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения» (СПб., 21–25 апреля 1993) / сост. И. Мациевский. СПб., 1993. С. 18–21; Устюгова А. В. Инструментоведческие труды Б. А. Струве: проблемы и методология // Музыковедение. 2011. № 11. С. 49–53; Устюгова А. В. Научное наследие Б. А. Струве: автореферат дис. ...канд. искусствоведения. Новосибирск, 2013. 22 с.; Устюгова А. В. Научное наследие Б. А. Струве. СПб., 2014. 207 с.

Архивные источники

Личное дело Б. А. Струве (1946–1947) // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов за 1935–1954. Д. 191. Л. 149–168; Личное дело Б. А. Струве (1934–1941) // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов за 1935–1954. Д. 214. Л. 140–221.

О. Ф. Шульпяков, А. Н. Цветкова, 2015