БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, Игорь Петрович (1909–1962)

Кафедра скрипки и альта
Доцент

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, Игорь Петрович (20 марта / 2 апреля 1909, г. Мерв Закаспийской области – июль 1962, Минск) — скрипач, фольклорист, исследователь, педагог. Кандидат искусствоведения (1940). Доцент (1944). Потомственный дворянин. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).

Учился на факультете восточных языков Первого среднеазиатского государственного университета (Ташкент, 1926/1927 учебный год). Игре на скрипке обучался частным образом у Д. И. Пекарского (1926–1928). Учился в Государственном Узбекистанском музыкальном техникуме по классу скрипки у А. С. Розенцвейга (Ташкент, 1928–1929). Поступил на отделение специальной педагогики (класс скрипки) инструкторско-педагогического факультета Ленинградской консерватории, окончил оркестровое отделение по классу скрипки у И. А. Зелихмана (1929–1935) и аспирантуру кафедры истории и теории игры на смычковых инструментах оркестрового факультета (под руководством Б. А. Струве) по специальности «Научные основы игры на смычково-струнных инструментах» (1935–1938). Защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о единстве музыкального и технического развития скрипача» (1940). В процессе работы над диссертацией провел лабораторную проработку раздела о физиологических основах смычково-струнной техники на Биологической станции имени И. П. Павлова.

Работал преподавателем Музыкальной студии ленинградского Дворца пионеров (1932–1937). Читал курс лекций по истории и теории игры на смычковых инструментах в Московском институте повышения квалификации музыкантов-педагогов (1937), на Ленинградских курсах повышения квалификации музыкантов-педагогов (1938–1940). Старший научный сотрудник Отдела истории музыки культуры и техники Государственного Эрмитажа (1939–1940). Преподаватель Ташкентского музыкального училища (1941–1944).

В Ташкентской консерватории: доцент (1942–1944, 1948–1956), заведующий оркестровой кафедрой (1948–1956).

В 1959–1962 работал сначала доцентом Белорусской консерватории, затем научным сотрудником Института искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Белорусской ССР.

В Ленинградской консерватории: преподаватель (1938/1939 учебный год), доцент (1939–1941, 1943–1948, утверждено в 1944) кафедры истории и теории игры на смычковых инструментах, заведующий кафедрой (1946–1948, утверждено в 1947). Ученый секретарь (1945/1946). Ответственный секретарь редколлегии (1946–1948[?]). Читал курсы лекций по истории и теории игры на смычковых инструментах студентам и аспирантам, разработал программу по теории игры (1938). Осуществлял научное руководство аспирантами. Под руководством И. П. Благовещенского защитил кандидатскую диссертацию Л. Н. Раабен. Педагогическая работа Благовещенского была тесно связана с его научной работой.

Автор более 15 научных работ, из которых опубликованы лишь некоторые. Основной круг научных интересов: история и теория смычкового исполнительства и проблемы эстетико-психологического восприятия музыки, рассматриваемые им в свете идей И. П. Павлова и Л. А. Орбели; вопросы народной инструментальной музыки. Среди работ — «Единство музыкального и технического развития скрипача в свете учения И. П. Павлова», «Проблемы музыкальной выразительности в свете учения о динамической стереотипности высшего отдела головного мозга», «К истории белорусской народной инструментальной музыки» (все три в авторском сборнике «Некоторые вопросы музыкального искусства», 1965), «Из истории скрипичной педагогики» (1980).

В личном деле И. П. Благовещенского в архив Санкт-Петербургской консерватории есть упоминание о неизданных литературных работах: «К вопросу о методике „постановки“ на скрипке» (1935), «Виотти и его скрипичные концерты» (1936), монографические очерки об А. Корелли и А. Вивальди (1940), «История смычково-струнного исполнительства, литературы и педагогики в России до 30-х гг. XIX в.» (1941), «Скрипичная педагогика на рубеже XVIII–XIX вв.» (1941, 1946). Докторская диссертация: «Научные основы музыкальной педагогики. Опыт постановки вопроса на материале скрипичной педагогики» (не защищена). Работы Благовещенского получили высокую оценку Б. А. Струве, А. В. Оссовского, академика-физиолога А. Д. Сперанского.

Библиография

Основные литературные сочинения: О влиянии длительности отставления пищевых условных рефлексов на точность дифференцирования их // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1937. Вып. 4. Т. 3.; Благовещенский И. П., Раабен Л. Н., Васильев Н. И. Мужество // Музыкальные кадры. 1947. № 5. С. 4; Памяти профессора Струве // Музыкальные кадры. 1947. № 8. С. 4; [Сочинения И. П. Благовещенского с 1958 по 1965] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 98; Из истории скрипичной педагогики / [под ред. В. Н. Скибина]. Минск, 1980. 79 с.; Заметки о народной инструментальной музыке // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986. С. 279–289.

Основная литература: Ладыгина А. Б. Предисловие // Благовещенский И. П. Некоторые вопросы музыкального искусства: (педагогика, эстетика, фольклор). Минск, 1965. С. 3–6; Благовещенский Игорь Петрович // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 1. М., 1971. С. 98; Скибин В. Н. От редактора // Из истории скрипичной педагогики / [под ред. В. Н. Скибина]. Минск, 1980. С. 5–8.

Иконография

Благовещенский, Игорь Петрович (1909–1962). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело И. П. Благовещенского // Архив СПбГК. Личные дела проф.-преп. состава, рабочих, служащих и студентов за 1927–1957. Д. 25. Л. 1–124; Личная карточка И. П. Благовещенского // Архив СПбГК. Карточки на уволенных рабочих, служащих и проф.-преп. состава за 1948. Д. 403. Л. 9–10.

М. И. Алейников, 2012