Домра и камерный оркестр в концертах Игоря Рогалёва и Андрея Тихомирова. Союз с «чужестранкой»?

Домра и камерный оркестр в концертах Игоря Рогалёва и Андрея Тихомирова.
Союз с «чужестранкой»?

Скачать pdf  .

Ключевые слова: концерт для домры, камерный оркестр, Игорь Рогалёв, Андрей Тихомиров, «Доменико Скарлатти».

Автор: Анастасия Упанова

Сведения об авторе: АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА УПАНОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0587-5928
SPIN-код: 5550-5703
e-mail: pastaupanova@gmail.com

Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения кафедры теории музыки  Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 20.10.2021

Дата публикации: 30.11.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.002

Аннотация

Статья посвящена сочинениям известных петербургских композиторов — Концерту «Доменико Скарлатти» для четырехструнной домры (мандолины) и  камерного оркестра Игоря Ефимовича Рогалёва и Концерту для домры и камерно-симфонического оркестра Андрея Генриховича Тихомирова. Эти произведения представляют примеры взаимодействия сфер народно-инструментального исполнительства и  академического музыкального искусства. Ранее данная проблема не  рассматривалась в  отечественном музыкознании. Появление в  последней четверти XX века сочинений, в которых домра выступает в качестве солиста с симфоническим оркестром, в значительной мере способствовало расширению ее выразительных возможностей, а  также становлению и  развитию нового направления в  домровом репертуаре. Основными позициями сравнительного анализа концертов И. Е. Рогалёва и А. Г. Тихомирова стали трактовка роли солирующей домры, различия в композиции и драматургии названных сочинений. Отдельное внимание уделяется вопросам исполнительской интерпретации. Автором статьи приведены нотные примеры, иллюстрирующие наиболее важные с его точки зрения идеи и положения.

[1] Вольская, Уляшкин 1995 — Вольская Т. И., Уляшкин М. И. Школа мастерства домриста. Екатеринбург: Диамант, 1995. 161 c.

[2] Гелис 2014 — Гелис М. М. Методика обучения игре на  домре: учебное пособие / вступ. статья, редакция и комментарии Т. И. Вольской; Тольяттинская консерватория. 2-е изд. Тольятти: [б. и.], 2014. 98 с.

[3] Сенчуров 2004 — Сенчуров М. И. Об аппликатуре на балалайке // Вопросы исполнительства на  струнных народных инструментах : сб. статей / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.  А.  Римского-Корсакова, Факультет народных инструментов; ред.-сост.: М. И. Сенчуров, Ю. Л. Ногарева. Санкт-Петербург: СПбГК, 2004. С. 5–19.

[4] Сергеева 2009 — Сергеева И. Н. Произведения композиторов Ленинграда – Санкт-Петербурга для домры (опыт составления каталога) // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: сборник статей. Вып. 2 / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.  А.  Римского-Корсакова, Факультет народных инструментов; ред.-сост. М. И. Сенчуров, Ю. Л. Ногарева. Санкт-Петербург: СПбГК, 2009. С. 77–87.

Литература

Для цитирования: Упанова А. А. Домра и камерный оркестр в концертах Игоря Рогалёва и Андрея Тихомирова. Союз с «чужестранкой»? // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 37–56. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.002

Domra and Chamber Orchestra in Concertos by Igor Rogalyov and Andrey Tikhomirov.
An Alliance with a “Stranger”?

Keywords: concerto for domra, chamber orchestra, Igor Ye. Rogalyov, Andrey G. Tikhomirov, “Domenico Scarlatti”.

Author: Anastasiya A. Upanova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0587-5928
SPIN-код: 5550-5703
e-mail: pastaupanova@gmail.com

Submitted on: 20.10.2021

Published on: 30.11.2021

Abstract

The article is devoted to the works of famous St. Petersburg composers — Concerto Domenico Scarlatti for four-string domra (mandolin) and chamber orchestra by Igor Ye. Rogalyov and Concerto for domra and chamber symphony orchestra by Andrey G. Tikhomirov. These works are examples of interaction of the spheres of folk-instrumental performance and academic musical art. Previously, this problem was not considered in Russian musicology. In the last quarter of the 20th century, compositions appeared, where domra acts as a soloist with a symphony orchestra, which to a large extent contributed to expansion of its expressive capabilities, as well as formation and development of a new direction in the domra repertoire. The main positions of the comparative analysis of the Rogalyov’s and Tikhomirov’s concertos were: interpretation of the solo domra’s role, differences in the composition and dramaturgy of the above works. Special attention is paid to the issues of performing interpretation. The author of the article proposes musical examples illustrating the most important ideas and provisions from her point of view.

Works Сited

[1] Volskaya, Tamara  I. & Ulyashkin, Michail  I. (1995). Shkola masterstva domrista [The School of Domra Performing Mastery]. Ekaterinburg : Diamant, 161 p. (in Russian).

[2] Gelis, Mark M. (2014). Metodika obucheniya igre na domre: uchebnoye posobiye [Methods of Teaching to Play Domra: Training Manual], under the editorship by Tamara I. Volskaya. Tolyatti: unpublished, 98 p. (in Russian).

[3] Senchurov, Michail.  I. (2004). “Ob applikature na balalayke” [“About fingering on the balalaika”]. In Voprosy ispolnitel’stva na strunnykh narodnykh instrumentakh [Questions of performance on stringed instruments]: Collection of works. Vol. 1, compiled & edited by Michail I. Senchurov, Yuliya L. Nogareva. Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. St. Petersburg: SPbGK, рр. 5–19 (in Russian).

[5] Sergeeva, Irina N. (2009). “Proizvedeniya kompozitorov Leningrada – Sankt-Peterburga dlya domry (opyt sostavleniya kataloga)” [“Music by composers of Leningrad – St. Petersburg for domra (experience in cataloging)”]. In Voprosy ispolnitel’stva na strunnykh narodnykh instrumentakh [Questions of performance on string folk instruments]: Collection of works. Vol. 2, compiled & edited by Michail I. Senchurov, Yuliya  L. Nogareva; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. St. Petersburg: SPbGK, pp. 77–87 (in Russian).

For citation: Upanova, Anastasiya A. “Domra and Chamber Orchestra in Concertos by Igor Rogalyov and Andrey Tikhomirov. An Alliance with a ‘Stranger’?”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 4 (2021), pp. 37–56 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.002