Певческая традиция старообрядцев-поповцев села Койда (по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 и 1976 годов)

Изображение

Певческая традиция старообрядцев-поповцев села Койда
(по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 и 1976 годов)

Скачать pdf  .

Ключевые слова: духовные стихи, богослужебные песнопения, знаменный распев, певческая традиция старообрядцев, старообрядцы села Койда.

Исследование С. В. Подрезовой проходило при поддержке гранта Российского научного фонда «Фольклор Белого моря в современных записях: исследования и тексты», № 17-78-20194

Авторы: Светлана Подрезова, Татьяна Швец

Сведения об авторе: СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ПОДРЕЗОВА

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8885-4670
SPIN-код: 2545-9206
e-mail: podrezova@yandex.ru

Кандидат искусствоведения (2009), старший научный сотрудник, заведующий Фонограммархивом Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук
199034 Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

Сведения об авторе: ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ШВЕЦ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4952-7159
SPIN-код: 7924-9111
e-mail: t_shvets@mail.ru

Кандидат искусствоведения (2018), доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 14.05.2021

Дата публикации: 30.11.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.001

Аннотация

В  1975 и  1976 годах состоялись фольклорные экспедиции Института русской литературы в с. Койда Мезенского р-на Архангельской области, в ходе которых были записаны разнообразные в стилевом и историческом отношении духовные стихи, а также богослужебные песнопения. До настоящего времени коллекция звукозаписей, хранящаяся в  Фонограммархиве ИРЛИ, не  становилась предметом специального изучения. В ходе исследования удалось атрибутировать гимнографические тексты, выделить особенности распевов и духовных стихов, выявить их источники, частично реконструировать условия звукозаписи. На  основе материалов более поздних фольклорно-археографических экспедиций ИРЛИ были восстановлены сведения о жизни старообрядческой общины, которая принадлежала к белокриницкому согласию. Коллекция богослужебных песнопений в музыкальном отношении разнообразна: она содержит пение «по напевке», «на глас», распевы письменной традиции, памятогласие. Внебогослужебная лирика представлена популярными духовными стихами позднего происхождения, за  исключением эсхатологических стихов, распевы которых опираются на богослужебную традицию гласового пения.

Литература

[1] Балановская 2013 — Балановская  Т.  П. Проблемы изучения традиций знаменного распева в старообрядческих общинах приморского края: теоретические и методологические аспекты // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3. С. 5–11.

[2] Бильдюг, Комелина 2018 — Бильдюг А.  Б., Комелина Н.  Г. Рукописная книжность Зимнего берега Белого моря // Свод русского фольклора : в 25 т. Том 8: Былины Зимнего берега. Санкт-Петербург: Наука, 2018. С. 149–156.

[3] Владышевская 2006 — Владышевская  Т.  Ф. Музыкальная культура Древней Руси. Москва : Знак, 2006. 472 с.

[4] Воронцова 2015 — Воронцова Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев (по материалам полевых исследований на Вятке): автореф. дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.14 / Московский гос. университет им.  М.  В.  Ломоносова. Москва, 2015. 25 c.

[5] Денисов 2015 — Денисов Н. Г. Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии. Москва : Прогресс-Традиция, 2015. 640 с.

[6] Духовные стихи 2015 — Духовные стихи Русского Севера / Карельский науч. центр Российской акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории; сост. В. П. Кузнецова, науч. ред. Т.  Г. Иванова; сост. нотн. приложения Г.  В.  Лобкова, М.  Н. Шейченко. Петрозаводск : Карельский научный центр РАН, 2015. 800 с.

[7] Казанцева, Философова 1998 — Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие поморского Севера в Вятской старообрядческой традиции // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Вып. 2. С. 81–111.

[8] Калашников 1908 — Калашников Л. Ф. Октай и Азбука церковного знаменного пения. Киев : тип. С. В. Кульженко, 1908. [131] с.

[9] Калашников 1909 — Калашников Л. Ф. Обиход церковного знаменного пения. Киев: тип. С. В. Кульженко, 1909. 144 л.

[10 ]Калашников 1912 — Калашников Л. Ф. Ирмосы. Киев : тип. С. В. Кульженко, 1912. 224 л.

[11] Комелина 2015 — Комелина Н.  Г. «Как бот „Каганович“ погиб»: тексты и  практики, связанные с  памятью о  крушении кораблей на  Белом море // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / сост. А. Д. Соколова, А. Б. Юдкина; отв. ред. Д. В. Громов. Москва : ИЭА РАН, 2015. С. 241–255.

[12] Комелина 2018 — Комелина Н. Г. Духовные стихи Зимнего берега Белого моря в записях советского времени (по  материалам фольклорного собрания ИРЛИ) // Русская литература. Историко-литературный журнал. 2018. № 4. С. 208–237.

[13] Круг 1884 — Круг церковного древнего знаменного пения : В 6 частях. Ч. II: Обиход всенощного бдения, Триоди Постной и Цветной. Санкт-Петербург: Тип. В. С. Балашова, 1884. 193 л.

[14] Лапин 2009 — Лапин В.  А. Великий Устюг: Рождественско-святочная традиция XVIII–XIX веков: Опыт реконструкции // Русская народная песня. Вып. 2: Неизвестные страницы музыкальной истории / сост. и отв. ред. В. А. Лапин. Санкт-Петербург: ГНИИ, 2009. С. 6–47. (Фольклор и фольклористика).

[15] Макаровская 2003 — Макаровская М. В. Духовные стихи Верхокамья // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института : Материалы 2003 г. Москва : Изд-во  Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2003. С. 493–501.

[16] Марков 1901 — Марков А. В. Былинная традиция на Зимнем берегу Белого моря // Беломорские былины, записанные А. В. Марковым. Москва : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1901. С. 1–26.

[17] Мурашова 2011 — Мурашова Н. С. Духовные стихи Русского Севера в репертуаре сибирских старообрядцев // Рябининские чтения – 2011 : Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера / Государственный историко-архитектурный и  этнографический музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2011. С. 343–346.

[18] Никитина 2002 — Никитина С. Е. Соловецкий монастырь и народная вера // Святые и святыни северорусских земель (По материалам VII научной региональной конференции) / сост. и науч. ред. Н. И. Решетникова. Каргополь : Каргопольский государственный историко-архитектурный и  художественный музей, 2002. С. 125–133.

[19] Подрезова, Швец 2019 — Подрезова С. В., Швец Т. В. Духовные стихи и песнопения старообрядцев Белого моря (по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 г. в с. Койда) // Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019. С. 450–454.

[20] Полозова 2000 — Полозова И. В. Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири: автореф. дисс … канд. иск.: 17.00.02 / Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки. Новосибирск, 2000. 24 с.

[21] Преображенский 1924 — Преображенский А.  В. Культовая музыка в  России. Ленинград : Academia, 1924. 123 с.

[22] Савельев, Шухтина 1993 — Савельев А. А., Шухтина Н. В. Экспедиция на Мезень 1989 г. // Труды отдела древнерусской литературы. Т.  46. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1993. С. 491–494.

[23] Смирнова 2001 — Смирнова Е.  А. 136 псалом «На  реце вавилонстей…» — памятник раннего русского многоголосия XVI в. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института : Материалы 2001 г. Москва : Изд-во  Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001. С. 444–452.

[24] Успенский 1971 — Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. 2 изд., доп. Москва : Советский композитор, 1971. 264 с.

[25] Хрушкая 2003 — Хрушкая Л. Н. История старообрядческих скитов на Зимнем берегу Белого моря в XVII–XVIII в. // Русский Север и архиепископ Афанасий: Материалы научных чтений, посвященных 320-летию Архангельской и Холмогорской епархии / сост.: Булатов В. Н., Попова Л. Д. Архангельск : Поморский государственный университет им. М.  В. Ломоносова, 2003. С. 102–115.

[26] Щукин 1860 — Щукин Н. Вертеп // Вестник Императорского географического общества. Ч. 29. Кн. 7. Санкт-Петербург, 1860. С. 25–35 (раздел 5 «Смесь»).

[27] Яксанов 1914 — Стихи: Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы. С 31 распевами «по знамени» и 4 рисунками в тексте. Собрал В. З. Яксанов. Ч. 1. Изд. 3. Саратов : Старообрядческая б-ка, 1914. 79 с.

Для цитирования: Подрезова С. В., Швец Т. В. Певческая традиция старообрядцев-поповцев села Койда (по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 и 1976 годов) // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 6–36. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.001

The Liturgical Singing Tradition of the Old Believers Priests of the Village of Koida
(Based on the Materials of the Pushkin House Expedition in 1975 and 1976)

Keywords: Spiritual verses, liturgical chants, Old Believers’ liturgical singing tradition, znamenny chant, Old Believers of village Koyda.

Acknowledgements: Research of Svetlana V. Podrezova was supported by a grant from the Russian Science Foundation “Folklore of the White Sea in Contemporary Records: Studies and Texts”, No. 17-78-20194.

Authors: Svetlana V.  Podrezova & Tatiana V. Shvets

About the Author:  Svetlana V. Podrezova

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8885-4670
SPIN-код: 2545-9206
e-mail: podrezova@yandex.ru

PhD (Arts, 2009), Senior Researcher Fellow and Head of the Phonogrammarchive at the Institute of Russian Literature (Pushkinskiy Dom), Russian Academy of Sciences
4 Makarova Embankment, St. Petersburg 199034, Russia

About the Author:  Tatiana V. Shvets

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4952-7159
SPIN-код: 7924-9111
e-mail: t_shvets@mail.ru

PhD (Arts, 2018), Associate Professor of the Old Russian Art of Singing Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory
2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 14.05.2021

Published on: 30.11.2021

Abstract

In 1975 and 1976, the Institute of Russian Literature (the Pushkin House) arranged expeditions to the village of Koida, Mezensky District, Arkhangelsk Region, during which spiritual verses and liturgical chants diverse in style and history were recorded. Until now, the collection of sound recordings (32 items) stored in the Phonogram Archive has not been a subject of special study. In the course of the research, it has become possible to attribute hymnographic texts, to highlight specifics of the chants and spiritual verses, to identify their sources, and partially reconstruct conditions of the sound recording. The materials of later folklore and archaeographic expeditions, provided the following information: facts about the life of the Old Believer’s community that belonged to the Belokrinitsky concord, the names of mentors, forms of mentoring and transmitting the singing tradition. The chants and spiritual verses were recorded from two significant performers — mentors Nadezhda Malygina and Nikandr Malygin. The collection of chants is diverse and contains oral and written versions of chants, mnemonic (pamyatoglasie). Non-liturgical music is represented by popular spiritual poetry of late origin, except for eschatological verses, the melody of which is similar to the chant.

Works Сited

[1] Balanovskaya, Tat’yana P. (2013). “Problemy izucheniya traditsiy znamennogo raspeva v staroobryadcheskikh obshchinakh primorskogo kraya: teoreticheskie i metodologicheskie aspekty” [“The problems of studying the traditions of the znamenny chant in the Old Believer communities of the Primorye Territory: theoretical and methodological aspects”]. In Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal’nem Vostoke, no. 3 (2013), рр. 5–11 (in Russian).

[2] Bil’dyug, Arina B. & Komelina, Natal’ya G. (2018). “Rukopisnaya knizhnost’ Zimnego berega Belogo morya” [“Handwritten bookstore of the Winter coast of the White Sea”]. In Svod russkogo fol’klora [Corpus of Russian folklore]: in 25 vols. Vol. 8: Byliny Zimnego berega [Epics of the Winter Shore]. St. Petersburg : Nauka, рр. 149– 156 (in Russian).

[3] Vladyshevskaya, Tat’yana F. (2006) Muzykal’naya kul’tura Drevney Rusi [The musical culture of ancient Russia]. Moscow: Znak, 472 p. (in Russian).

[4] Vorontsova, Elena V. (2015) Sovremennoe bytovanie dukhovnykh stikhov v srede staroobryadtsev (po materialam polevykh issledovaniy na Vyatke : avtoref. dis. … kand. filosof. nauk: 09.00.14 [Modern life of spiritual verses among Old Believers (based on field research in Vyatka : Extended abstract of Cand. Sci. (Philosophy) dissertation: 09.00.14], Lomonosov Moscow State University, responsible organization. Moscow: [s. l.], 25 p. (in Russian).

[5] Denisov, Nikolay G. (2015) Staroobryadcheskaya bogosluzhebno-pevcheskaya kul’tura: voprosy tipologii [Old Believer Liturgical and Singing Culture: Typology Issues]. Moscow: Progress-Traditsiya, 640 p. (in Russian).

[6] Dukhovnye stikhi Russkogo Severa (2015) [Spiritual Poems of the Russian North], Institute of Language, Literature and History of the Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, responsible organization: scientific editor Tat’yana G. Ivanova; compilers Valentina P. Kuznetsova, Galina V. Lobkova, Mariya N. Sheychenko. Petrozavodsk : Karel’skiy nauchnyy tsentr Russian Academy of Sciences, 800 p. (in Russian).

[7] Kazantseva, Marina G. & Filosofova, Tat’yana V. (1998). “Muzykal’no-poeticheskoe nasledie pomorskogo Severa v Vyatskoy staroobryadcheskoy traditsii” [“Musical and poetic heritage of the Pomor North in the Vyatka Old Believer tradition”]. In Ural’skiy sbornik. Istoriya. Kul’tura. Religiya [Ural collection. History. Culture. Religion]. Vol. 2. Ekaterinburg : Ural University Publishing House, pp. 81–111 (in Russian).

[8] Kalashnikov, Lazar’ F. (1908) Oktay tserkovnogo znamennogo peniya [Octoechos of the znamenny chant]. Kiev : printing house S. V. Kul’zhenko, [131] p. (in Russian).

[9] Kalashnikov, Lazar’ F. (1909) Obikhod tserkovnogo znamennogo peniya [Obikhod of the znamenny chant]. Kiev : printing house S.V. Kul’zhenko, 144 sheets (in Russian).

[10] Kalashnikov, Lazar’ F. (1912) Irmosy [Hirmologion] Kiev : printing house S. V. Kul’zhenko, 224 sheets (in Russian).

[11] Komelina, Natal’ya G. (2015) “‘Kak bot Kaganovich pogib’: teksty i praktiki, svyazannye s pamyat’yu o krushenii korabley na Belom more” [“‘How the bot Kaganovich died’: texts and practices related to the memory of the wreck of ships on the White Sea”]. In Memento Mori: pokhoronnye traditsii v sovremennoy kul’ture [Memento Mori: funeral traditions in modern culture], compilers Anna D. Sokolova, Anna B. Yudkina; executive editor Dmitry V. Gromov. Moscow: IEA RAN, pp. 241–255 (in Russian).

[12] Komelina, Natal’ya G. (2018) “Dukhovnye stikhi Zimnego berega Belogo morya v zapisyakh sovetskogo vremeni (po materialam fol'klornogo sobraniya IRLI)” [“Spiritual Poems of the Winter Coast of the White Sea in Soviet-era Records (based on the materials of the IRLI folklore collection)”]. In Russkaya literatura. Istoriko-literaturnyy zhurnal, no. 4 (2018), pp. 208–237 (in Russian).

[13] Krug tserkovnogo drevnego znamennogo peniya (1884) [The circle of ancient znamenny singing]: in 6 vols. Vol. 2: Obikhod vsenoshchnogo bdeniya, Triodi Postnoy i Tsvetnoy [Chants of the All-Night Vigil, Triodion and Pentekostar] St. Petersburg : printing house V. S. Balashov, 193 sheets (in Russian).

[14] Lapin, Viktor A. (2009) “Velikiy Ustyug: Rozhdestvensko-svyatochnaya traditsiya XVIII– XIX vekov: Opyt rekonstruktsii” [“Veliky Ustyug: Christmas and Christmas tradition of the XVIII–XIX centuries: Experience of reconstruction”]. In Russkaya narodnaya pesnya. Vypusk 2: Neizvestnye stranitsy muzykal’noy istorii [Russian folk song. Vol. 2: Unknown pages of musical history]. Сompiler & executive editor Viktor A. Lapin. St. Petersburg : Humanities National Research Institute, pp. 6–47 (in Russian).

[15] Makarovskaya, Melitina V. (2003) “Dukhovnye stikhi Verkhokam’ya” [“Spiritual verses of Upper Kama”]. In Ezhegodnaya Bogoslovskaya Konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo Instituta: Materialy 2003 g. [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Theological Institute: Materials 2003]. Moscow: Publishing house of the Orthodox St. Tikhon’s Theological Institute, pp. 493– 501 (in Russian).

[16] Markov, Aleksey V. “Bylinnaya traditsiya na Zimnem beregu Belogo moray” [“Epic tradition on the Winter coast of the White Sea”]. In Belomorskie byliny, zapisannye A. V. Markovym [White Sea epics, recorded by A. V. Markov] Moscow: printing house A. A. Levenson, pp. 1–26 (in Russian).

[17] Murashova, Natal’ya S. (2011) “Dukhovnye stikhi Russkogo Severa v repertuare sibirskikh staroobryadtsev” [“Spiritual verses of the Russian North in the repertoire of the Siberian Old Believers”]. In Ryabininskie chteniya – 2011 : Materialy VI  konferentsii po izucheniyu i aktualizatsii traditsionnoy kul’tury Russkogo Severa [Ryabinin’s readings–2011 : Materials of the VIII Conference on the Study and Actualization of the Traditional Culture of the Russian North]. Petrozavodsk : Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, pp. 343–346 (in Russian).

[18] Nikitina, Serafima E. (2002) “Solovetskiy monastyr’ i narodnaya vera” [“Solovetsky Monastery and Popular Faith”]. In Svyatye i svyatyni severorusskikh zemel’ (Po materialam VII nauch. regional’noy konf.) [Saints and shrines of the North Russian lands (Based on the materials of the VII scientific regional conference], compiler & scientific editor Nikolay I. Reshetnikov. Kargopol’ : Kargopol’skiy gosudarstvennyy istoriko-arkhitekturnyy i khudozhestvennyy muzey, pp. 125–133 (in Russian).

[19] Podrezova, Svetlana V. & Shvets, Tat’yana V. (2019) “Dukhovnye stikhi i pesnopeniya staroobryadtsev Belogo morya (po materialam ekspeditsii IRLI 1975 g. v s. Koyda)” [“Spiritual verses and chants of the Old Believers of the White Sea (based on materials from the IRLI expedition in 1975 in the village of Koida)”]. In Ryabininskie chteniya – 2019 : Materialy VIII konferentsii po izucheniyu i aktualizatsii traditsionnoy kul’tury Russkogo Severa [Ryabinin Readings – 2019 : Materials of the VIII  Conference on the Study and Actualization of the Traditional Culture of the Russian North]. Petrozavodsk : Karelian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, pp. 450–454 (in Russian).

[20] Polozova, Irina V. (2000) Traditsii liturgicheskogo peniya staroobryadtsev pomorskogo soglasiya Zapadnoy Sibiri [Traditions of liturgical singing of the Old Believers of the Pomeranian consent of Western Siberia]: Extended abstract of Dr. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02. M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, responsible organization. Novosibirsk : [s. l.], 24 pp. (in Russian).

[21] Preobrazhenskiy, Antonin V. (1924) Kul’tovaya muzyka v Rossii [Cult music in Russia]. Leningrad: Academia, 123 pp.

[22] Savel’ev, Aleksey A. & Shukhtina, Natal’ya V. (1993) “Ekspeditsiya na Mezen’ 1989 g.” [“Expedition to Mezen 1989”]. In Trudy otdela drevnerusskoy literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature]. Vol. 46. St. Petersburg : Dmitriy Bulanin, pp. 491–494 (in Russian).

[23] Smirnova, Ekaterina A. (2001) “136 psalom ‘Na retse vavilonstey…’ — pamyatnik rannego russkogo mnogogolosiya XVI v.” [“136 psalm “At the end of the Babylon...” — a monument to the early Russian polyphony of the XVI century”]. In Ezhegodnaya Bogoslovskaya Konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Bogoslovskogo Instituta: Materialy 2001 g. [Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon Theological Institute : Materials 2001]. Moscow, Publishing house of the Orthodox St. Tikhon’s Theological Institute pp. 444–452 (in Russian).

[24] Uspenskiy, Nikolay D. (1971) Obraztsy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva [Samples of Old Russian singing art]. Moscow: Soviet composer, 264 pp. (in Russian).

[25] Khrushkaya, Lyubov’ N. (2003) “Istoriya staroobryadcheskikh skitov na Zimnem beregu Belogo morya v XVII–XVIII v.” [“The history of Old Believers’ hermitages on the Winter coast of the White Sea in the XVII–XVIII centuries”]. In Russkiy Sever i arkhiepiskop Afanasiy: Materialy nauchnykh chteniy, posvyashchennykh 320-letiyu Arkhangel’skoy i Kholmogorskoy eparkhii [Russian North and Archbishop Athanasius: Materials of scientific readings dedicated to the 320th anniversary of the Arkhangelsk and Kholmogory dioceses]. Arkhangel’sk : Pomeranian state University named after M. V. Lomonosov, pp. 102–115 (in Russian).

[26] Shchukin, Nikolay (1860) “Vertep” [“Nativity Scene”]. In Vestnik Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva [Bulletin of the Imperial Russian Geographical Society]. Vol. 29, book 7, St. Petersburg, pp. 25–35 (section 5 ‘Smes’) (in Russian).

[27] Yaksanov, Vassily Z. (1914).  Stikhi: Sbornik stikhov dukhovnogo soderzhaniya dlya staroobryadcheskoy sem’i i shkoly. S  31 raspevami «po znameni» i 4 risunkami v tekste. Sobral Vassily Z. Yaksanov [Poems: A collection of poems of spiritual content for the Old Believer family and school. With 31 chants “according to the banner” and 4 figures in the text. Collected Vassily Z. Yaksanov]. Vol. 1, ed. 3. Saratov: Old Believer Library, 79 pp. (in Russian).

For citation: Podrezova, Svetlana V. & Shvets, Tatiana V. “The Liturgical Singing Tradition of the Old Believers Priests of the Village of Koida (Based on the Materials of the Pushkin House Expedition in 1975 and 1976)”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 4 (2021), pp. 6–36 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.001