ХАРЛАМОВ, Юрий Николаевич (1898 – не ранее 1941)

Вокально-режиссерский факультет
Преподаватель

ХАРЛАМОВ, Юрий (Георгий) Николаевич (8/20 февраля 1898, Юрьев, по др. источникам г. Москва [?] – не ранее 1941, Ленинград [?], ныне Санкт-Петербург) — пианист, режиссер, педагог. 

Родился в дворянской семье. Отец — Харламов Николай Петрович — действительный статский советник, директор департамента духовных дел иностранных исповеданий, член консультации при Министерстве юстиции, после революции работал в советских учреждениях и сотрудничал в ряде издательств. Мать — Харламова Валентина Викторовна — переводчик, преподаватель иностранных языков, член Союза Советских писателей. Дядя — Харламов Алексей Петрович — актер, заслуженный артист РСФСР.

Окончил Александровский Царскосельский лицей, в конце 1917 успел сдать экзамены за старший курс Императорского училища правоведения.

В возрасте 9-ти лет начал заниматься музыкой; обучался на Музыкальных курсах профессора И. А. Гляссера по кл. фортепиано (1910–1918).

По окончании училища правоведения Харламов работал Контролером Петроградского отделения государственного контроля по ревизии оборотов Совкомхоза (1919–1921). Уволился ввиду невозможности совмещать с педагогической работой.

В 1919–1925 преподавал кл. специального фортепиано в 6-й городской народной школе музыкального просвещения (с 1921 — Государственная музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова). В это же время участвовал в качестве пианиста в концертной работе Петроградских театров.

В 1920–1923 обучался на ритмическом отделении Института сценических искусств (ИСИ, ныне Российский гос. институт сценических искусств), по окончании которого сразу же был зачислен преподавателем ритмики на драматическое отделение ИСИ.

В Институте сценических искусств: преподаватель музыкально-пластических этюдов, класса музыкально-ритмической режиссуры и обязательного фортепиано (1923–1931); постановщик пантомимы и танцевальных номеров в спектаклях на музыку «Карнавал» К. Шумана, «Мефисто-Вальс» Ф. Листа, «32 вариации» Л. Бетховена и других.

Одновременно с работой в ИСИ преподавал в различных театральных студиях (например, «Ваятели Масок» и др.).

Весной 1924 был арестован как «участник контрреволюционной монархической организации» (дело «лицеистов»). В июне приговорен к 5 годам заключения и должен был отправиться в Соловецкий лагерь особого назначения. В связи с тяжелым заболеванием (туберкулезом) был задержан врачебной комиссией в тюремной больнице Дома предварительного заключения. В 1925 мать написала ходатайство об освобождении.

В 1926 преподавал класс фортепиано Детскосельской имени И. А. Гляссера музыкальной школе I и II ступени.

В Ленинградском гос. академическом театре оперы и балета (ГАТОБ): режиссер-ассистент (1931–1934). Принимал участие в постановках спектаклей: «Вильгельм Телль», «Пламя Парижа», «Евгений Онегин», «Золото Рейна», «Трубадур», «Любовь к 3-м Апельсинам». Выполнял режиссерскую работу по производству театра и преподавал ритмику в цехах миманса и хора.

Преподаватель по общему курсу фортепиано в эстрадно-цирковом техникуме (1931/1932 уч. г.).

В 1934 окончил режиссерское отделение вузовской группы Техникума сценических искусств (ТСИ). Поставил на сцене Ленинградского гос. академического театра оперы и балета оперу Л. Керубини «У Парижской заставы» («Водовоз»). Работал над постановкой оперы В. А. Моцарта «Дон-Жуан» (совместно с заслуженным артистом С. Э. Радловым) (1934). Из-за изменений в репертуарном плане театра работа по постановке этого спектакля не была закончена.

В Консерватории: преподаватель музыкально-сценического движения на вокальном отделении (1932–1941); на оперно-хоровом отделении вел класс оперно-сценического мастерства (1934–?); ассистент на кафедре сценического воспитания (? – до 8.7.1940), в связи с уменьшением объема работы по данной специальности на 1940/1941 уч. г. в соответствии с утвержденными учебными планами, был уволен и с 1.09.1940 переведен на почасовую оплату труда. Сведений о работе в консерватории в военный и послевоенный периоды нет.

Работу в Консерватории совмещал с преподаванием класса сценического движения и ритмики в Первом гос. музыкальном техникуме (1936–1941[?]) и Музыкальном училище при Консерватории (1938–1941[?]).

Библиография

Сочинения: Ритм: (о системе Жака Далькроза и работе отделения Ритма Института Сценических Искусств) // Ритм и культура танца / предисл. А. Гвоздева. Л., 1926. С. 7–36. Прим.: в соавт. с Пуниной З.

Литература: Митенёв А. А. Музыкальная школа Гляссера // Энциклопедия Царского села. 2018. URL: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/obrazovanie-uchebnye-zavedenija-carskogo-sela/muzykalnaja-shkola-gljassera.html. Прим.: о Харламове Ю. Н. — руководителе II степени (пиан.); Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты / сост. Н. Л. Пашенный // Дворянский род Роге: Книги, документы и статьи. 2018. URL: https://genrogge.ru/isj/isj-091-7.htm#v79. Прим.: Харламова Г. Н. см. в разделе «79-й выпуск, состоящий из воспитанников всех трех классов старшего курса, ускоренно сдавших экзамены в конце 1917 и начале 1918 годов»; [Харламова В.] О Харламове Г. Н. — Винаверу М. Л. // Заклейменные властью: услышь их голоса. 2018. URL: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/002585.pdf.

Архивные источники

Личное дело Ю. Н. Харламова. Архив СПбГК. Личные дела рабочих, служащих, профессорско-преподавательского состава и студентов за 1932–1954. Д. 246. Л. 12–27; Личная карточка Ю. Н. Харламова. Архив СПбГК. Личные карточки профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих за 1930–1942. Д. 59. Л. 101.; [Харламова В.] О Харламове Г. Н. — Винаверу М. Л. ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 76. С. 144–145; Народный комиссариат государственного контроля Петроградского отделения. Харламов Георгий Николаевич. ЦГА. Ф. 8. Оп. 2. Д. 5563. 27 л.; ГКГК. Отделение по ревизии Петрокомунны. Харламов Г. Н. ЦГА. Ф. 8. Оп. 2. Д. 5564. 5 л.

Е. А. Пархомова, 2018