Стилистические особенности сочинений для хора a cappella Дмитрия Смирнова на примере хорового концерта «Бессонница»

Стилистические особенности сочинений для хора a cappella Дмитрия Смирнова
на примере хорового концерта «Бессонница»

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Дмитрий Валентинович Смирнов, Марина Цветаева, «Бессонница», хоровой концерт, реверберативные приемы, алеаторика, стереофония.

Автор: Александра Макарова

Сведения об авторе: АЛЕКСАНДРА ВИТАЛЬЕВНА МАКАРОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4199-8079
SPIN-код: 3693-7805
e-mail: makarena-@mail.ru

Соискатель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литера А

Дата поступления: 22.03.2021

Дата публикации: 15.09.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.3.003

Аннотация

В  творчестве современного петербургского композитора Дмитрия Валентиновича Смирнова (р. 1952) хоровые сочинения занимают особое место. В жанровом отношении именно концерт для хора представляет собой своеобразное «зеркало» творческого поиска композитора. Начиная с ранних сочинений начала 1980-х годов («Приявший мир», «Рождение крыла», Концерт для хора на стихи Н. Некрасова) и  вплоть до  созданного в  2006  году цикла «Набоковские песнопения» многочастные композиции хоровых концертов играли ключевую роль в процессе становления и постепенного усложнения хорового письма автора. Хоровой концерт «Бессонница» (1986) открывает новый этап в творчестве композитора. В этот период происходит окончательное формирование устойчивой системы стилистических особенностей музыкального языка; композитор обращается к созданию сложных многочастных композиций для хора a cappella. К данному периоду можно отнести такие сочинения, как Концерт для хора на стихи И. Анненского «Кипарисовый ларец», Концерт для хора на стихи О. Мандельштама «Я рожден в девяносто четвертом, я рожден в девяносто втором…» и «Молитвословия» из Литургии Св. Иоанна Златоуста. Сочинения указанного периода отличает многоуровневая смысловая полифоничность, которая находит свое отражение в  усложнении драматургии цикла и значительном расширении комплекса музыкально-выразительных средств композиторского письма. Таким образом, происходит окончательное формирование основных стилистических особенностей хорового языка Дмитрия Смирнова.

Литература

[1] Баратынский 2020 — Баратынский Е. А. Последняя смерть. Москва : T8RUGRAM, 2020, 130 с.

[2] Маслова 2012 — Маслова В.  А. Поэт и  культура: концептосфера Марины Цветаевой: учебное пособие. Москва : Флинта, 2012. 256 с.

[3] Тихомирова 2010 — Тихомирова Л. Н. «Ночная» поэзия в  русской романтической традиции: генезис, онтология, поэтика : автореферат дис. … канд. филологических наук: 10.01.01 / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2010. 24 с.

Для цитирования: Макарова А. В. Стилистические особенности сочинений для хора a cappella Дмитрия Смирнова на  примере хорового концерта «Бессонница» // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 3. С. 38–57. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.003.

Stylistic Features of Works for Choir A Cappella by Dmitry Smirnov on the Example of Choir Concerto “Insomnia”

Keywords: Dmitry V. Smirnov, Marina Tsvetaeva, “Insomnia”, choral concerto, aleatoric, stereofonic, reverberative techniques.

Author: Alexandra V. Makarova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4199-8079
SPIN-код: 3693-7805
e-mail: makarena-@mail.ru

PhD Applicant in Arts of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 22.03.2021

Published on:  15.09.2021

Abstract

Choral works occupy a special place in the work of the contemporary Petersburg composer Dmitry V. Smirnov (born 1952). In terms of genre, it is the concert for choir that is a kind of “mirror” of the composer’s creative search. Beginning with the early compositions of the early 80s (“The One Who Accepted the World”, “Birth of Wing”, Concerto for Choir on poems by Nikolay Nekrasov) and up to the cycle “Nabokov’s chants”, multi-movement compositions of choral concerts played a key role in the formation and gradual complication of the author's choral writing. The choir concerto “Insomnia” (1986) opens a new stage in the composer’s work. This is a period of final formation of a stable system of stylistic features of the musical language; the composer turns to creation of complex multi-movement compositions for a cappella choir. This period includes such compositions as Concerto for Choir on the poems of Innokentiy Annensky “Cypress Casket”, a Concerto for Choir on the verses of Osip Mandelstam “I was born in the ninety-fourth, I was born in the ninety-second...” (1989) and “Prayers” from the Liturgy of St. John Chrysostom (1992). The works of this period are distinguished by multilevel semantic polyphony, which is reflected in complication of the cycle's drama and a significant expansion of the complex of musical and expressive means of composer writing. Thus, the final formation of the main stylistic features of the choral language of Dmitry Smirnov takes place.

Works Cited

[1] Baratynsky, Evgeniy A. (2020). Poslednyaya smert’ [The last death]. Moscow: T8RUGRAM, 130 p. (in Russian).

[2] Maslova, Valentina A. (2012). Poet i kul’tura: kontseptosfera Mariny Tsvetaevoy [Poet and culture: conceptosphere of Marina Tsvetaeva]: tutorial. Moscow: Flinta, 256 р. (in Russian).

[3] Tikhomirova, Lyudmila N. (2010). “Nochnaya” poeziya v russkoy romanticheskoy traditsii: genezis, ontologiya, poetika [“Night” poetry in russian romantic tradition: genesis, ontology, poetics]: Extended abstract of Cand. dissertation: Russian literature 10.01.01, Ural State University named after M. Gor’kij, responsible organization. Ekaterinburg: [s. l.], 24 p. (in Russian).

For citation: Makarova Alexandra V. “Stylistic Features of Works for Choir A Cappella by Dmitry Smirnov on the Example of Choir Concerto ‘Insomnia’ ”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 3 (2021), pp. 38–57 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.003.