НИКОЛАЕВ, Николай Дмитриевич (1869–1952)

Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано
Старший преподаватель

НИКОЛАЕВ, Николай Дмитриевич (3/15 августа 1869, Гатчина Санкт-Петербургской губ. Российской империи – 1952, США) — пианист, композитор, педагог.

Родился в семье губернского секретаря Дмитрия Михайловича Николаева и его жены Евгении Александровны. Обучался в 1-м Санкт-Петербургском реальном училище (1881–1887, аттестат получил в 1888). Окончил консерваторию по специальному классу игры на фортепиано T. Штейна (1892, диплом), награжден премией (рояль Шредера). Брал частные уроки теории и контрапункта у Ю. Иогансена.

По окончании консерватории в течение трех лет концертировал в Санкт-Петербурге и других городах России. В репертуар включал фортепианные пьесы собственного сочинения. Выступления Николаева сопровождались положительными отзывами в печати. Критика приветствовала как его исполнительский стиль (отмечались безупречная техника и богатство звуковой палитры пианиста), так и композиторский талант.

Жил некоторое время в Тифлисе, где работал старшим преподавателем по классу игры на фортепиано Музыкального училища Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества (1895–1897). Под руководством Н. Д. Николаева совершенствовала свое мастерство пианистка А. И. Тулашвили, ставшая затем профессором Тифлисской (ныне Тбилисской) консерватории.

В Санкт-Петербургской консерватории: старший преподаватель класса игры на фортепиано (1897–1902). Среди учеников и выпускников: В. П. Деви (1901, аттестат), Ф. Н. Небогина (1901, диплом), С. Н. Вальберг (обучалась 1897–1901, окончила у С. К. Познанской в 1904, диплом), А. Ф. Гезелиус (обучалась в 1898–1902, окончила у В. П. Толстова, 1904, диплом), Е. М. Гурвич (обучалась в 1897–1900, окончила у А. А. Розановой, 1911, диплом), М. Н. Шаховская (обучалась в 1900/1901, окончила у М. Н. Бариновой, 1909, по классу композиции Я. Витолса, 1915, диплом).

В 1898–1902 — старший преподаватель в Патриотическом институте.

В 1902 вновь прибыл в Тифлис, где занял должность директора музыкального училища (1902–1917) и вошел в состав дирекции Тифлисского отделения Императорского Русского музыкального общества. Преподавал музыкально-теоретические дисциплины (в том числе композицию) в училище, дирижировал оперными постановками учащихся (с 1910) и симфоническими концертами Тифлисского отделения ИРМО. В училище у Николаева обучался композитор, дирижер и педагог В. И. Дановский (выпуск 1907).

После преобразования училища в Тифлисскую консерваторию Николаев был избран ее первым директором (май 1917 – апрель 1918), но вскоре покинул пост из-за разногласий с художественным советом. В 1918–1920 оставался в Тифлисе, давал частные уроки игры на фортепиано. В 1920–1922 работал в Бакинской консерватории (профессор теории музыки). В 1922 уехал из России. Умер в Америке.

Автор фортепианных, симфонических и хоровых произведений. Среди них: Торжественная кантата для хора и оркестра (исполнена под управлением автора на открытии нового здания Музыкального училища Тифлисского отделения ИРМО 24 октября 1904 ст. ст., не сохранилась), Симфоническая поэма «В стране легенд» (исполнялась в Павловске под управлением автора в июле 1907), концерт для фортепиано с оркестром, фортепианные пьесы «В саду», «Осенью» и другие.

Библиография

Литература: Отчет Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1897/1898 год. СПб., 1899. 280 с.; [Финдейзен Н.] Николаев Н. Д. Compositions pour Piano (№1 Humoresque, № 2 Valse, № 3 Au jardin, № 4 Etude, № 5 Capriccio). Изд. Юргенсона // Русская музыкальная газета. 1901. № 13–14. Стб. 409–410. Прим.: рецензия на издание; Николаев Николай Дмитриевич // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 920–921; Новая симфоническая поэма Николаева // Русская музыкальная газета. 1907. № 28. Стб. 639–640. Прим.: отзыв об исполнении в Павловске новой симфонической поэмы «В стране легенд» под управлением автора; Мшвелидзе А. Очерки по истории музыкального образования в Грузии. М., 1971. 231 с. (О деятельности Николаева на с. 120–163); Петровская И. Ф. Патриотический институт // Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801–1917: энциклопедия. СПб., 1999. С. 228–231. Прим.: о Н. Д. Николаеве на с. 230; Торадзе Г. Россия — Грузия: творческие контакты // Музыкальная академия. 2011. № 3. С. 128–140. Прим.: о Н. Д. Николаеве на с. 132.

Нотография

для фортепиано: L’ hirondelle (Ласточка): transcr. [pour voix et piano] par N. Nicolaeff. M., 1904; В саду: для фп. (F). М.; Пг., 1923. 9 с.; Осенью [«Октавное интермеццо» Т. Лешетицкого (соч. 4, № 4) в обработке Н. Николаева]: для фп. М., 1935. 5 с. (См. также изд.: М., 1964. 13 с.); Осенью [«Октавное интермеццо» Т. Лешетицкого (соч. 4, № 4) в обработке Н. Николаева]: для фп. // Натансон В. Сборник этюдов и виртуозных пьес. Вып. 2. М.; Л., 1950. С. 46–49.

для голоса с фортепиано: Айрик-Айрик. Армянский национальный романс: для тенора с фортепиано. Тифлис, ценз. 1906; За родину — за честь: для фортепиано с надписанным текстом / сл. Н. Арматова. М., 1915.

Иконография

Торадзе Г. Россия — Грузия: творческие контакты // Музыкальная академия. 2011. № 3. С. 128–140. (Фотография Н. Д. Николаева на с. 132).

Архивные источники

Николаев Николай. ЦГИА. Ф. 361. Оп. 1. Д. 2860. 4 л.; Дело преподавателя СПб консерватории Н. Д. Николаева. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Д. 109. 18 л.; Сведения о лицах, окончивших консерваторию (1895). [Николаев Н. Д.] ЦГИА СПб. Ф. 408. Оп. 1. Д. 362. Л. 50; Выпуск 1891/1892 г. [Николаев Н. Д.] ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 4. Д. 2. Л. 6 об.

А. Н. Цветкова, 2014