ВЕЙС, Йозеф (Josef Weiß) (1864–1945)

Кафедра специального фортепиано
Доцент

ВЕЙС (Weiss, Weiß, Вейсс), Йозеф (Josef, Joseph, Иосиф) (12 марта 1864, г. Кошице, Королевство Венгрия – март 1945, Будапешт) — австрийский пианист, композитор, педагог. Профессор 2-й степени (1891).

Музыкой занимался с 11 лет, первоначальное образование получил в домашних условиях. В 1870-е брал уроки игры на фортепиано у Ф. Листа. Обучался 4 года в Будапештской музыкальной академии в кл. фортепиано Ф. Эркеля и кл. композиции Ф. Р. Фолькмана[?]. Окончил Венскую консерваторию по кл. теории композиции у Франца Крена[?], после чего готовил концертный репертуар под руководством М. Мошковского в Германии.

Преподавал в берлинской Новой академии музыки Т. Куллака, а также вел собственные курсы игры на фортепиано. В течение двух лет преподавал в Абердине, имел более 100 учеников.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор 2-й степени кл. игры на фортепиано (1891–1893). Вел кл. фортепиано и кл. ансамбля. Среди учеников — С. М. Майкапар.

После 1893 долгое время жил в Берлине, занимался исполнительской и педагогической деятельностью.

Концертировал в Германии (Берлин, Лейпциг, Шверин), Венгрии (Будапешт), России (Санкт-Петербург), США (Нью-Йорк, Олбани) и др. В сольном репертуаре — произведения Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа (оригинальные сочинения и транскрипции), А. Г. Рубинштейна, И. Брамса, П. И. Чайковского, собственные сочинения. В 1910–1924 записал около 20-ти произведений. В камерном репертуаре — музыка Л. Боккерини, И. Брамса, К. Ю. Давыдова, А. А. Брандукова и др. Выступал в ансамбле с немецким виолончелистом Х. Беккером.

Автор многочисленных музыкальных произведений, среди которых — «Шотландская рапсодия», «Кармен-фантазия» (по опере Бизе), программные пьесы для фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано (op. 6), фортепианные транскрипции музыки И. С. Баха, И. Брамса, К. Сен-Санса, Ц. А. Кюи. Одним из первых композиторов написал музыку к кинофильму (реж. С. Рийе, «Студент из Праги», 1913). Сочинения Вейса публиковались издательствами: «Arthur P. Schmidt» (Бостон), «C. Simon» и «Simrock» (Берлин), «Steingräber» (Лейпциг).

Библиография

Основная литература: Die Redenden Künste: Leipziger Konzertsaal // Zeitschrift für Musik und Literatur unter spezieller Berücksichtigung des Leipziger Musiklebens. Bd. 3. Verlag Wild, 1897. S. 1001–1003; Josef Weiss’s Piano Recital: A New Pianist Makes His Appearance at Mendelssohn Hall // The New York Times. 1899. 18 Jan.; In The World Of Music: What the Composers, Singers, Players, and Managers Are Doing in Various Places // The New York Times. 1899. 5 Febr.; Mr. Becker’s concert // The New York Times. 1901. 23 Febr.; Майкапар С. М. Профессор Иосиф Вейсс и занятия у него в классе // Майкапар С. М. Годы учения. М., 1938. С. 122–130; [Вейс Иосиф] // 100 лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л., 1962. С. 230; [Об И. Вейсе] // Шонберг Г. Великие пианисты. М., 2003. С. 288–289; Josef Weiß // Wikipedia. Die freie Enzyklopädie. Свободная энциклопедия. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Josef_Weiß_(Komponist), яз. нем.

Иконография

Иосиф Вейсс: [Портрет] // Майкапар С. М. Годы учения. М., 1938. С. 123; Joseph Weiss. Portrait // URL: http://www.ibach.de/Ibach_Museum/sterne/weissjos.htm, яз. нем.

Архивные источники

ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 9. Ед. хр. 25. О профессоре И. Вейс. 1891–?. 9 л.

М. И. Алейников, 2012