ЧИАРДИ, Цезарь (Cesare Сiardi) (1818–1877)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

ЧИАРДИ (Сiardi, Чiарди, Чьярди), Цезарь (Чезаре, Цезарь Иосифович) (28 июня 1818, 1817 или 1819, Прато, Италия – 13 июня 1877, г. Стрельна Ленинградской области, захоронен на Выборгском католическом кладбище) — флейтист, педагог, композитор. Профессор (1862). Награжден итальянским Орденом Св. Маврикия и Лазаря, персидским Орденом Льва и Солнца 3-й степени (1866), почетной медалью «За науки и искусства», учрежденной герцогом Нассауским.

Музыкальное образование получил под руководством пианиста и композитора Дж. Нути и флейтиста Л. Карлези. Позже прошел обучение в Миланской консерватории. Концертную деятельность начал с 1827, выступив в королевском дворце в Генуе (Palazzo Reale), где впервые его представил публике Н. Паганини. Концертировал в городах Европы, в частности выступал в Лондонской филармонии и Лондонской королевской опере. Прославился виртуозностью техники, чистым и красивым звуком и тонкой музыкальной культурой.

С 1853 (в некоторых источниках 1847 или 1855) жил и работал в России, первоначально в должности солиста оркестра Итальянской оперы в Санкт-Петербурге (1-го флейтиста). Позже стал принимать участие в постановках Русской оперы. В театральном репертуаре оперы «Травиата», «Трубадур», «Сила судьбы» Дж. Верди, «Норма» В. Беллини, «Дочь полка» Г. Доницетти, солировал в операх «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. За годы работы в театре получил звание солиста Императорских театров (1858), затем солиста Его Императорского Величества (1862).

Работал педагогом музыкальных классов Театрального училища (1855–1862), инструментальных классов Императорской Придворной певческой капеллы. Служил капельмейстером в Павловском военном училище при Генеральном штабе, где в его обязанности входило составление репертуара, разучивание произведений, обучение игре на духовых инструментах. Пополнял строевой репертуар собственными сочинениями.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор класса игры на флейте (1862–1877). За годы своей деятельности заложил основы традиции отечественного флейтового исполнительства. Автор «Школы игры на флейте» (1862), адресованной начинающим музыкантам, где поставлены такие задачи, как приобретение навыков звукоизвлечения, интонации, исполнения основных штрихов, изучение элементарных мелизмов, фонетической артикуляции, дыхания. В практический раздел пособия впервые ввел русский музыкальный материал, в том числе отрывки из опер М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, романсы А. Е. Варламова, М. И. Глинки, Е. В. Кочубей.

В собственной педагогической работе использовал художественный репертуар из популярных в то время произведений композиторов-виртуозов Дж. Бриччальди, Ф. Доплера, Э. И. Кёлера, В. Поппа, Ж.-Л. Тюлу (соло для флейты), Ф. Кулау, Ц. Пуни.

Среди учеников — М. Селиверстов, Н. Е. Фридберг (1872), Н. Буяновский (1872–1877, солист придворного оркестра, отец М. Н. Буяновского), а также И. Вухерпфенниг, Н. Гренгольм (1872–1877), А. С. Елизаров, П. Краме, К. А. Розанов, Н. Стуколкин, М. Франковский и др. В 1862/1863 в классе Чаирди обучался игре на флейте П. И.Чайковский. После отставки Чиарди класс флейты стал вести К. Ф. Ватерстраат.

Пополнил флейтовый репертуар пьесами собственного сочинения для флейты соло, флейты с фортепиано и оркестром (Большой концерт ре мажор) Излюбленным жанром Чиарди стали виртуозные фантазии, вариации и каприччио на заимствованные темы опер итальянских композиторов Дж. Верди, Г. Доницетти, В. Беллини, а также русских: М. И. Глинки (3 фантазии на темы оперы «Жизнь за царя»), А. Н. Серова («Русский карнавал» –вариации на избранные темы оперы «Рогнеда»).

Библиография

Литературные сочинения: Школа игры на флейте. СПб., 1862; Школа игры на флейте / общ. ред. Г. Никитина. Л., 1973. 56 с.

Основная литература: Fabbri R. Cesare Ciardi: un flautista toscano alla corte dello Zar. Lim-Аkademos, Lucca, 1999; Некролог [Ц. Чиарди] // Наш Век. 1877. № 106; Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / сост. А. И. Рубец. СПб., 1886. 98 с.; Чiарди Цезарь: [Биографическая справка] // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1410; Баранцев А. П. Профессор Цезарь Иосифович Чиарди // Баранцев А. П. Мастера игры на флейте профессора Петербургско-Ленинградской консерватории 1862–1985, Петрозаводск, 1990. С. 7–18; Иванов А. Чиарди (Чьярди) Цезарь // Русский биографический словарь. Чаадаев — Швитков: [Репринтное воспроизведение издания 1905]. М., 2000. С. 432; Барутчева Э. С. Итальянские музыканты в Петербургской консерватории // Русско-итальянские музыкальные связи: сб. ст. / ред.-сост. А. К. Кенигсберг; ред. Н. А. Брагинская. СПб., 2004. С. 56–72.

Нотография

для флейты с оркестром: Венецианский карнавал ор. 22; Большой военный концерт для флейты, кларнета, трубы и оркестра; Русский карнавал.

для флейты с фортепиано: Вариации ор. 1 на тему оперы «Лукреция Борджа» Г. Доницетти, Каприччио ор. 12 на мелодию В. Беллини, Фантазия ор. 21 на мотивы оперы «Беатриче ди Тенда» В. Беллини, Скерцо ор. 22 «Венецианский карнавал Паганини», Фантазия ор. 23 на темы оперы «Луиза Миллер» Дж. Верди, Фантазия ор. 26 на темы из оперы «Риголетто» Дж. Верди, Фантазия ор. 27 «Simpatie pel Rigoletto», Концертный дуэт ор. 29 по опере «Двое Фоскари» Дж. Верди, Фантазия ор. 4 «L’Eco dell’Arno», Фантазия ор. 38 на темы оперы «Трубадур» Дж. Верди (1853), Фантазия ор. 39 на темы оперы «Трубадур» Дж. Верди (1853), Фантазия ор. 40 на темы Дж. Верди (1853), Дивертисмент на темы оперы «Трубадур» Дж. Верди (1853), Мелодия ор. 43 «Il Lamento dell’Abbandonato», Экстравагантная фантазия ор. 44, «Le Rossignol du Nord», фантазия ор. 45 (1861), «Di chi?» Полька-мазурка ор. 45, Элегическая песнь ор. 46 «Una lagrima sulla tomba di mio padre», «Цветы Россини» Фантазия ор. 47, Вальс-каприччио ор. 60, Блестящая фантазия ор. 64, Оригинальная фантазия ор. 122 «Il Pifferaro», Три соло ор. 124–126, Большой концерт ре мажор ор. 129, Три ноктюрна ор. 133–135, Фантазии ор. 211–212 на темы оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Un sospiro alla memoria di Bellini», каприччио на мелодию из оперы «Норма», 4 романса без слов, 6 маленьких фантазий («Romances russes»), Анданте и вариации, Дивертисмент на темы оперы «Эрнани» Дж. Верди, Дивертисмент на темы оперы «Ломбардцы» Дж. Верди, Блестящая фантазия на темы оперы «Линда Шамуни» Г. Доницетти, Фантазия на темы оперы «Лючия ди Ламмермур» Дж. Верди, Фантазия на темы оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера, Фантазия на темы оперы «Набукко» Дж. Верди, «Африканка» – 3 элегантные фантазии, Тарантелла, Русский карнавал, Вариации на избранные темы оперы «Рогнеда» А. Н. Серова, Мазурка, Пьеса (Тема с вариациями на тему оперы «Фауст» Гуно), Ноктюрн на тему из оперы «Беатриче ди Тенда» В. Беллини, Соло из балета «Дочь фараона» Ц. Пуни, «Воспоминания о Москве» блестящая фантазия на популярные русские темы.

для флейты соло: 6 упражнений для флейты (1850), 12 прелюдий ор. 127 (1850), 22 этюда (1860), Скерцо для 2-х флейт ор. 2, Trio scolastico op. 24 (1852), Ricordi d’Album op. 43, 6 каприччио «I Piaceri della Solitudine», 22 дуэта, Антракт из балета «Дочь фараона» Ц. Пуни (1862).

камерно-ансамблевые сочинения: «Соловей» для сопрано, флейты и фортепиано; Концертный дуэт ор. 121 для 2-х флейт и фортепиано; Элегия ор. 132 для скрипки, виолончели, органа и арфы; Блестящие вариации на русские песни для 2-х флейт с фортепиано; Дуэт из оперы «Мария Падилья» Г. Доницетти для 2-х флейт и фортепиано; Концертный дуэт на темы оперы «Севильский цирюльник» Россини для флейты, скрипки и фортепиано.

Иконография

Ц. И. Чиарди // Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969. Фото на вклейке между с. 112 и 113.

А. Н. Цветкова, 2012