ЧАРУШНИКОВ, Владимир Александрович (1900–1973)

Кафедра оперной подготовки
Профессор

ЧАРУШНИКОВ, Владимир Александрович (10/23 марта 1900, Вятка – 20 декабря 1973, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — певец (баритон), режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств Кабардинской АССР (1951). Профессор (1957). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1953), медалями «За оборону Ленинграда» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946) и др. Почетные грамоты Президиума Верховного совета Узбекской ССР.

В январе 1921 поступил на низший курс вокального отделения Консерватории, в марте 1921— в кл. пения П. З. Андреева. Учился в классе оперно-сценической подготовки у С. Д. Масловской. В 1929 окончил вокальное отделение, получив квалификацию «художник-вокалист по камерной и оперной специальности».

На формирование В. А. Чарушникова как певца-актера, режиссера большое влияние оказали С. Д. Масловская, И. В. Ершов, дирижер М. Г. Климов. Как вокалист Чарушников исполнил ряд партий — Риголетто (одноим. опера Дж. Верди), Евгений Онегин (одноим. опера П. И. Чайковского), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), граф Томский (опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского) и др. Партнеры-дирижеры — В. М. Беренблит, П. П. Иванов, А. Клибсон, М. Г. Климов, А. Ш. Мелик-Пашаев, С. М. Пружан, Н. С. Рабинович, Б. И. Ратнер.

С. Д. Масловская не только работала с Чарушниковым над актерским мастерством, но и занималась теоретическими основами оперной режиссуры, предоставляла свой класс для первых самостоятельных режиссерских работ — постановки опер «Алеко» (1928) С. В. Рахманинова и «Тоска» (1929) Дж. Пуччини были приняты и одобрены комиссией членов Ученого совета Консерватории совместно с представителями Отдела народного образования. Получил квалификацию «режиссер-постановщик».

В Консерватории: режиссер-выдвиженец (1926–1929), сценический руководитель оперного класса и режиссер-постановщик Оперной студии (1929–1973[?]). Преподаватель (1929), доцент (1935–1956, утв. квалиф. комиссией Гл. инспекции по музыке в 1936, ВАК — 1944), заведующий кафедрой оперно-сценической подготовки (1938–1940), декан вокального факультета (1949–1950, 1952–1973[?]), и. о. заведующего кафедрой (1955–1956–?); профессор (1956–1973) кафедры оперно-сценической подготовки.

Преподавал курс актерского мастерства. Ученики по оперному кл. — солисты московского Большого театра — А. П. Иванов, Я. И. Енакиев, Д. Мчедели, В. И. Кильчевский, В. В. Ивановский, ГАТОБа имени С. М. Кирова — А. А. Халилеева, О. А. Кашеварова, И. П. Алексеев, Г. Н. Орлов, Л. М. Соломяк, Н. А. Серваль, Н. Г. Гришанов, МАЛЕГОТа — Т. Н. Лаврова, А. Ю. Модестов, В. Н. Кудрявцева и другие.

Режиссерская и исполнительская деятельность почти всецело связана с Оперной студией Консерватории. Среди постановок: «Русалка» (1930, 1946) А. С. Дагомыжского, «Пиковая дама» (1931, 1956) П. И. Чайковского, «Кармен» (1932, 1947, 1957) Ж. Бизе, «Тихий Дон» И. Дзержинского (1939) и другие.

Основная сценография:

Оперная студия: «Алеко» (1928), «Тоска» (1929), «Евгений Онегин» (1929), «Русалка» (1930, 1946), «Пиковая дама» (1931, 1956), «Кармен» (1932, 1947, 1957), «Севильский цирюльник» (1932), И. Дзержинский «Тихий Дон» (1939), «Гензель и Гретель» (1940), «Иоланта» (1943) и другие.

Библиография:

Основные литературные сочинения: Как мы готовим будущих оперных режиссеров // Музыкальные кадры. 1952. № 4 (март). С. 4; Школа оперного мастерства // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 360–372; Творец сценической правды: рассказываем о классе имени И. В. Ершова // Музыкальные кадры. 1965. № 16 (дек.) С. 3: 2 ил.; Об учителе // Иван Васильевич Ершов: статьи, воспоминания, письма. Л.; М., 1966. С. 134–150.

Основная литература: Гликман И. Д. Спектакль оперного коллектива: (смотр театральной самодеятельности) // Ленинградская правда. 1941. № 77 (апр.) С. 3; Премьеры Оперной студии консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальный Ленинград / ред.-сост. И. В. Голубовский. Л., 1958. С. 113–118. Прим.: об участии в постановках Чарушникова В. А.; Юбилей режиссера-педагога // Музыкальные кадры. 1959. № 11 (окт.) С. 4; Чарушников Владимир Александрович: [кр. биогр. спр.] // 100 лет Ленинградской консерватории, 1862-1962: историч. очерк. Л., 1962. С. 278; Симеонов К., Иванов Ал. Воспитатель мастеров // Советская культура. 1974. 18 янв. С. 8; В. А. Чарушников: [некролог] // Советская музыка. 1974. № 6 (июнь). С. 160; Богачева И. П. Впечатления и воспоминания // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2-х кн. Кн. 2. Изд. 2-е, доп. Л., 1988. С. 221–223.

Архивные источники

Конкурс на замещение штатных должностей профессорско-преподавательского состава ЛГК по кафедре оперной подготовки и режиссуры. 1956. [В. А. Чарушников]. Архив СПбГК. Д. 775. Л. 102–118; Личное дело В. А. Чарушникова. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1921–1954. Д. 247. Л. 69–93; Личное дело В. А. Чарушникова. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава и служащих за 1973. Д. 148. Л. 28–61; Конкурс на замещение штатных должностей профессорско-преподавательского состава ЛГК по кафедре оперной подготовки и режиссуры. 1956. Режиссерская и исполнительская деятельность и. о. профессора В. А. Чарушникова. Архив СПбГК. Д. 775. Л. 113–115.

М. А. Алейников, 2012