Особенности трактовки канона в сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов

Особенности трактовки канона
в сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Луиджи Даллапиккола, канон, серийное письмо, «Каноническая сонатина», «Шесть песен Алкея», «Музыкальная тетрадь Анналиберы», «Песни на стихи Гёте».

Автор: Ирина Копосова

Сведения об авторе: ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОПОСОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9436-5171
PIN-код: 9402-9432
e-mail: kopira@mail.ru

Кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова

185031 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.009

Аннотация

В творчестве Луиджи Даллапикколы канон как форма и прием изложения занимает важнейшее место. Трактовка канона композитором рассматривается в статье на примере одного из ключевых этапов творчества, который связан с  установлением собственного типа серийного письма, — десятилетия от  начала 1940-х до начала 1950-х годов.

Объектом анализа стали две сходных по своему составу пары сочинений Даллапикколы, возникшие в начале и в конце обозначенного этапа: «Каноническая сонатина» (1942–1945) и «Шесть песен Алкея» (1943), а также «Музыкальная тетрадь Анналиберы» (1952–1953) и «Песни на стихи Гёте» (1953).

Их сравнение показало целый ряд отличий в  подходе композитора к  канону. В более ранних циклах каноническое изложение охватывает все части, а виды используемых канонов необычайно разнообразны; в более поздних на каноническое письмо опирается только часть номеров, сам канон представлен теми формами, структура которых связана с идеей полипараметровости (ракоходный, в увеличении, в обращении). Эти, а также другие особенности циклов начала 1950-х (изменение концепции вертикали в сторону диссонантности; появление канонических закономерностей в виртуальном слое фактуры, на уровне серийной диспозиции), демонстрируют овладение Даллапикколы серийным мышлением и типом письма.

Литература

[1] Дубравская 2013 — Дубравская Е. С. Луиджи Даллапиккола и его вокальная лирика : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского. Москва : [б. и.], 2013. 25 с.

[2] Корчинский 1960 — Корчинский Е. Н. К вопросу о теории канонической имитации. Ленинград : Музгиз, 1960. 27 с.

[3] Курбатская 1996 — Курбатская С. А. Серийная музыка: вопросы истории, теории и эстетики. Москва : Сфера, 1996. 128 c.

[4] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник для музыкальных вузов : [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. I. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[5] Окунева 2020 — Окунева Е. Г. О ритме в творчестве Луиджи Даллапикколы // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 6–24. DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.001.

[6] Dallapiccola 1980 — Dallapiccola, L. Sonatina canonica. Parole e musica /  A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. Milano: Il Saggiatore, 1980. Pp. 437–439.

[7] DeLio 1985 — DeLio, T. A. Proliferation of Canons: Luigi Dallapiccola’s “Goethe-Lieder No. 2” // Perspectives of New Musiс. 1985. Vol. 23. No. 2. Рp. 186–195. DOI:10.1080/09298218708570486

[8] DeLio 1987 — DeLio, T. A. Proliferation of Canons II: Luigi Dallapiccola’s “Goethe-Lieder No. 6” // Interface. 1987. Vol. 16. Рp. 39–47.

[9] Fearn 2003 — Fearn, R. The music of Luigi Dallapiccola // Eastman studies in music. Vol. 23. University of Rochester Press, 2003. 304 p.

[10] Perkins 1963 — Perkins, J. Dallapiccola’s Art of Canon Perspectives of New Music. Vol. 1. No. 2 (Spring, 1963). Pp. 95–106.

[11] Sanguinetti 2003 — Sanguinetti, G. La formazione dei musicisti italiani (1900–1950) // La cultura dei musicisti italiani nel Novecento / a cura di G. Salvetti e M. G. Sità. Milano: Guerini Studio, 2003. Pp. 15–54.

Для цитирования: Копосова И.  В. Особенности трактовки канона в  сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 141–158. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.009.

Specifics of the Interpretation of the Canon
in the Works of Luigi Dallapiccola in the 1940s and 1950s

Keywords: Luigi Dallapiccola, canon, serial writing, Sonatina canonica, Sex carmina Alcaei, Quaderno musicale di Annalibera, Goethe-Lieder.

Author: Irina V. Koposova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9436-5171
PIN-код: 9402-9432
e-mail: kopira@mail.ru

PhD in Art History (2004), Associate Professor, Head of Department of Music Theory and Composition at the Petrozavodsk State Glazunov Conservatory

16 Leningradskaya str., 185031 Petrozavodsk, Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

Canon as a form and principle occupied an important place in Luigi Dallapiccola’s creativity. In this paper the composer's interpretation of the canon is shown on the example of a pivotal moment of his creativity, which is related to establishment of his own type of 12-tone writing and spanned a decade from the early 1940s to the early 1950s.

The object of the analysis is two similar pairs of works by Dallapiccola, which appeared at the beginning and at the end of the indicated stage: “Sonatina canonica” (1942–1945) and “Sex carmina Alcaei” (1943), “Quaderno musicale di Annalibera” (1952–1953) and “Goethe-Lieder” (1953).

А  comparison of these opuses showed a number of differences in the composer’s approach to the canon. The canonical exposition is present in all the movements; the types of canons are unusually diverse in the earlier cycles. In later works only a part of the movements is based on the canonical writing, the canon itself being represented by the forms, whose structure is associated with the idea of total serialism (in retrograde motion, in augmentation, in inversion). These and other features of the cycles of the early 1950s (for example, the change in the vertical towards the dissonance; the appearance of canonical principles in the texture and in serial disposition), show Dallapiccola’s mastery of serial thinking and type of composition.

Works Cited

[1] Dubravskaya, Ekaterina S. (2013). Luigi Dallapiccola i ego vokal’naya lirika : avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya : 17.00.02 [Luigi Dallapiccola and his vocal lyrics: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 25 p. (in Russian, unpublished).

[2] Korchinskiy, Evgeniy N. (1960). K voprosu o teorii kanonicheskoy imitatsii [On the theory of canonical imitation]. Leningrad: Muzgiz, 27 p. (in Russian).

[3] Kurbatskaya, Svetlana A. (1996). Seriynaya muzyka: voprosy istorii, teorii i estetiki [Serial Music: Questions of History, Theory, and Aesthetics]. Moscow: Sfera, 128 p. (in Russian).

[4] Milka, Anatoliy P. (2016a). Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoe pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg : Сompozitor • Saint Petersburg, 336 р. (in Russian)

[5] Okuneva, Ekaterina G. (2020). “O ritme v tvorchestve Luigi Dallapiccoly” [“Rhythm in the Works of Luigi Dallapiccola”]. In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 6–24 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.001.

[6] Dallapiccola, Luigi (1980). Sonatina canonica. Parole e musica / A cura di Fiamma Nicolodi. Introd. di Gianandrea Gavazzeni. Milano: Il Saggiatore, рр. 437–439.

[7] DeLio, Thomas (1985). “A Proliferation of Canons: Luigi Dallapiccola’s ‘Goethe Lieder No. 2’ ”. In Perspectives of New Musiс, vol. 23, no. 2 (1985), pр. 186–195.

[8] DeLio, Thomas (1987). “A Proliferation of Canons II: Luigi Dallapiccola’s ‘Goethe Lieder No. 6’ ”. In Interface, vol. 16 (1987), pp. 39–47. DOI:10.1080/09298218708570486.

[9] Fearn, Raymond (2003). “The music of Luigi Dallapiccola”. In Eastman studies in music. Vol. 23 (2003). University of Rochester Press, 304 p.

[10] Perkins, John Macivor (1963). “Dallapiccola’s Art of Canon”. In Perspectives of New Music, vol. 1, no. 2 (1963), pp. 95–106.

[11] Sanguinetti, Giorgio (2003). La formazione dei musicisti italiani (1900–1950). In La cultura dei musicisti italiani nel Novecento / a cura di G. Salvetti e M. G. Sità. Milano: Guerini Studio, pp. 15–54.

For citation: Koposova, Irina V. “Specifics of the Interpretation of the Canon in the Works of Luigi Dallapiccola in the 1940s and 1950s” In Оpera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 141–158 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.009.