Вертикаль в канонах из Гольдберг-вариаций И. С. Баха (BWV 988; BWV 1087): некоторые аспекты

Вертикаль в канонах из Гольдберг-вариаций И. С. Баха (BWV 988; BWV 1087): некоторые аспекты

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, канон, гармония, вариации, Гольдберг-вариации BWV 988, Четырнадцать канонов BWV 1087.

Автор: Алла Янкус

Сведения об авторе: АЛЛА ИРМЕНОВНА ЯНКУС

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3157-1194
PIN-код: 6852-9342
e-mail: alla_jankus@mail.ru

Кандидат искусствоведения (2004), доцент (2018), доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.  А.  Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.008

Аннотация

В  статье сопоставлены две группы канонов И. С. Баха из Гольдберг-вариаций (BWV 988 и BWV 1087): собственно каноны-вариации и 14 зашифрованных бесконечных канонов на восемь начальных басовых нот Арии — темы вариационного цикла. Объектом сравнения выступила гармония как один из основных общескрепляющих элементов вариационного цикла.

Опора вариаций на  сохраняемую гармонию требует специфических решений при построении канонов: об  интервалах, направлении и  времени вступления, об их сорасположении, о прямом и инверсионном движении, наконец, о точности воспроизведения басовой мелодии, в том числе о фигурировании и о взаимодействии баса с  прочими голосами. Предписанные темой гармонические вертикали влияют на способ развертывания горизонталей и на состав опорных тонов их мелодии; изменение гармонии происходит как следствие и  имитационного движения верхних голосов, и изменений баса, и в результате использования минорной тональности.

В  14 канонах начальные басовые звуки Арии повторяются без фигурационного варьирования, притом чаще всего в одном или нескольких нижних голосах. В этом видится основание к более точному воспроизведению тематической гармонии практически во всех канонах с их разнообразными видами и соответственно имитационно-контрапунктическими приемами. Взаимозависимость горизонтали (баса / cantus firmus и  голосов имитации) и  вертикали, формирующейся при построении канона, — основа корреляции канонообразующих и  контрапунктирующих голосов с гармонией темы.

Литература

[1] Великовский 2021 — Великовский А. Ю. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха : монография. Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2021. 416 с.

[2] Григорьев 1981 — Григорьев С. С. Теоретический курс гармонии: Учебник. Москва : Музыка, 1981. 479 с.

[3] Кюрегян 2018 — Кюрегян Т. С. Антон Аренский — преподаватель и  мастер музыкальной формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. Том 8. № 3 (2018). С.  356–380. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/ spbu15.2018.302.

[4] Милка 2009 — Милка А. П. «Искусство фуги» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации / науч. ред. К. Южак. Санкт-Петербург: Композитор •Санкт-Петербург, 2009. 456 с.

[5] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник музыкальных вузов : [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. I: Строгое письмо. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[6] Михайлов 1997 — Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А. В. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии. Москва : Языки русской культуры, 1997. С. 112–175.

[7] Форкель 2008 — Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха / пер. с нем. В. Ерохина; послесл. М. Сапонова. Москва : Классика–XXI, 2008. 128 с.

[8] Холопов 1978 — Холопов Ю. Н. Канон: генезис и  ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. ст. / сост. Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, Т. Н. Ливанова. Москва : Музыка, 1978. С. 127–157.

[9] Цуккерман 1987 — Цуккерман В. A. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма : Учебник. Изд. 2-е. Москва : Музыка, 1987. 239 с., нот.

[10] Южак 1990 — Южак К. И. Tеоретический очерк полифонии свободного письма : Учебное пособие. Петрозаводск : Карелия, 1990. 84 с.

[11] Burmeister 1606 — [Burmeisteri M. J.] Musica Poetica: Definitionibus et divisionibus breviter delineata, quibus in ſingulis capitibus ſunt hypomnemata præceptionum instar [sunoptikõs] addita, edita studiô & operâ. Lunæburg, Scholæ Rostoch. Collegae Claßici. Rostochii: Stephanus Myliander, 1606. 93 S. Die  Herkunft: Staatsbibliothek zu Berlin. Preußischer Kulturbesitz, 2020. URL: http://resolver.staatsbibliothek-berlin.de/SBB000051 (дата обращения: 12.12.2020).

[12] Collins 1992 — Collins, D. B. Canon in music theory from c.1550 to c.1800. Vol. I. A Diss. Submitted to the department of music and the committee on graduate studies of Stanford University in partial fulfilment of the requirements for the degree of doctor philosophy in music. Stanford University. Ann Arbor, MI 48106, 1992. 465 p.

[13] Heinichen 1728 — [Heinichen, J. D.] Der General-Bass in der Composition, Oder: Neue und gründliche Anweisung, Wie Ein Music-Liebender mit besonderm Vortheil, durch die Principia der Compoſition, nicht allein der General-Baſs im Kircher-[,] Cammer- und Theatralischen Stylô vollkommen, & in altiori Gradu erlernen; sondern auch zu gleicher Zeit in der Compoſition selbst, wichtige Profectus machen könne. Nebst einer Einleitung Oder Musicalischen Raiſonnement von der Music überhaupt, und vielen besondern Materien der heutigen Praxeos / Hrsg. von Johann David Heinichen. Dreßden: bey dem Autore, 1728. 4 S., 1, 960, 28 S.

[14] Schtölzel 1725 — G. H. S. [Schtölzel, G. H.]. Practischer Beweiß, wie aus einem nach dem wahren Fundamente solcher Noten-Künsteleyen gesetzen Canone perpetuo in hypo dia pente quatuor vocum viel und mancherey, Theils an Melodie, Theils auch nur an Harmonie, unterschiedene Canones perpetui à 4 zu machen seyn. [Anno, 1725]. 21 S.

[15] Williams 2001 — Williams, P. F. Bach: the Goldberg Variations. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 112 p.

[16] Wolff 1976 — Wolff, Chr. Bach᾽s Handexemplar of the Goldberg Variations: A New Source // Journal of the American Musicological Society. 1976. Vol. 29. № 2. р. 224–241.

[17] Wolff 1987 — Wolff, Chr. Vorwort // Johann Sebastian Bach. Vierzehn Kanons über die ersten acht Fundamental Noten der Aria aus den „Goldberg-Variationen“ BWV 1087. Erstausgabe / First Edition, 3 Auflage, hrsg. von Christoph Wolff. Kassel, Basel, London: Bärenreiter; Leipzig : VEB Deutscher Verlag für Music, 1987. S. 3–4.

Для цитирования: Янкус А.  И. Вертикаль в  канонах из  Гольдберг-вариаций И. С. Баха (BWV 988, BWV 1087): некоторые аспекты // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 120–140. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.008.

The Vertical Construction in Canons from Bach’s Goldberg Variations (BWV 988; BWV 1087): Some Aspects

Keywords: Johann Sebastian Bach, canon, harmony, Goldberg Variations BWV 988, “Fourteen canons” BWV 1087.

Author: Alla I. Yankus

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3157-1194
PIN-код: 6852-9342
e-mail: alla_jankus@mail.ru

PhD (Arts, 2004), Associate Professor of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

The article gives a comparison of the two groups of canon-variations from the J. S. Bach’s cycle Aria with 30 Variations (Goldberg Variations, BWV 988) and Diverse Canons on the first eight Foundation Notes of the preceding Aria (BWV 1087). The latter is 14 canons in the abbreviated notation using the ground bass line from the subject of Goldberg Variations in so called Handexemplar (Christoph Wolff), where they (the canons) were included by Bach himself. Perpetual canons comprising the group of 14 vary in thematic material, number of parts, devices of imitational and contrapuntal treatment. The bass notes of the Aria are used in the canonic parts as well as cantus firmus in free counterpointing part. Moreover, parts of the subject become constitutional elements for almost every part in the canons, and similar, contrary, and retrograde motion creates simple, double and one triple canon. Analysis of the first bars of the canon-variations (on the first eight notes) and the decryptions of the encrypted canons published by Christoph Wolff show the interrelatedness between the horizontal (primarily eight-sound melody / сantus firmus) and various verticals emerging as a result of canonical progression.

Comparison of these canons let us clarify the means of intervallic and chordal correlation of the canonic parts: with varying degrees of accuracy thematic harmonic course of the beginning of the Aria is reproduced in both examined groups. Changes in the thematically relevant vertical construction among other reasons are seen as a result of imitative-contrapuntal progression within the variation cycle on the one hand and of interaction between different techniques of contrapuntal writing in the encrypted canons— on the other one.

Works Cited

[1] Velikovskiy, Alexander Ju. (2021). “Gol’dberg-variatsii” I. S. Baсh’a : monografiya [The “Goldberg-Variations” by Johann Sebastian Bach: Monograph]. St. Petersburg : Lan’ : Planeta musyki, 416 p. (in Russian).

[2] Grigor’yev, Stepan S. (1981). Teoreticheskiy kurs garmonii [Theoretical course of harmony]: A Guide. Moscow: Muzyka, 479 p. (in Russian).

[3] Kyuregyan, Tatiana S. (2018) “Anton Arenskiy — prepodavatel’ i master musikal’noy formy” [“Anton Arensky — educator and master of musical form”]. In Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Vol. 8, no. 3 (2018), pp.  356–380. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.21638/11701/ spbu15.2018.302.

[4] Milka, Anatoliy P. (2009). “Iskusstvo fugi” J. S. Baсh’a: K rekonstruktsii i interpretatsii [Rethinking Johann Sebastian Bach’s “The Art of Fugue”], scientific ed. by Kyra Yuzhak. St. Petersburg : Compozitor • Saint Petersburg, 456 p. (in Russian).

[5] Milka, Anatoliy P. (2016a). Polifoniya: uchebnik muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Institutions]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoe pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg : Compozitor • Saint Petersburg, 336 р. (in Russian).

[6] Mikhaylov, Alexander V. (1997). “Poetika barokko: zavershenie ritoricheskoy epokhi” [“Baroque Poetics: The End of a Rhetorical Era”]. In Alexander, V. Mikhaylov, Yazyki kul’tury: uchebnoye posobiye po kul’turologii [Languages of Culture: Academic guide on cultural studies]. Moskow: Yazyki russkoy kul’tury, pр. 112–175 (in Russian).

[7] Forkel, Johann N. (2008). O zhizni, iskusstve i o proizvedeniyakh Johann'a Sebastian'a Bach’a [Johann Sebastian Bach: His Life, Art, and Work], translator from German Valeriy Erokhin; afterword Mikhail Saponov. Moscow: Klassika – XXI, 128 p. (in Russian).

[8] Kholopov, Yuriy N. (1978). “Kanon: genezis i ranniye etapy razvitiya” [“Canon. Its Genesis and Early Stages of Development”]. In Teoreticheskiye nablyudeniya nad istoriey muzyki [Theoretical observations on the history of music]: Collection of works, compiler Yuliya K. Evdokimova, Vsevolod V.  Zaderatskiy, Tamara N. Livanova. Moscow: Muzyka, pp. 127–173 (in Russian).

[9] Tsukkerman, Viktor A. (1987). Analiz muzykal’nykh proizvedeniy: Variatsionnaya forma : Uchebnik [Analysis of Musical Works: Variation Form: A Guide], Ed. 2. Moscow: Muzyka, 239 p. (in Russian).

[10] Yuzhak, Kyra I. (1990). Teoreticheskiy ocherk polifonii svobodnogo pis’ma : Uchebnoye posobiye [Theoretical Essay on Polyphony in Free Counterpoint: Educational materials]. Petrozavodsk : Karelia, 84 p. (in Russian).

[11] Burmeister, Joachim M. (1606). Musica Poetica: Definitionibus et divisionibus breviter delineata, quibus in singulis capitibus sunt hypomnemata præceptionum instar [sunoptikõs] addita, edita studio & opera. Lunæburg, Scholæ Rostoch. Collegae Claßici. Rostochii: Stephanus Myliander, 1606. 93 S. Die Herkunft: Staatsbibliothek zu Berlin. Preußischer Kulturbesitz, 2020. Available at: http://resolver.staatsbibliothek-berlin.de/SBB000051 (accessed: 12.12.2020) (in Latin).

[12] Collins, Denis B. (1992). Canon in music theory from c.1550 to c.1800. Vol. I. A Diss. submitted to the department of music and the committee on graduate studies of Stanford University in partial fulfilment of the requirements for the degree of doctor philosophy in music. Stanford University : Ann Arbor (MI 48106), 465 p.

[13] Heinichen, Johann D. (1728). Der General-Bass in der Composition, Oder: Neue und gründliche Anweisung, Wie Ein Music-Liebender mit besonderm Vortheil, durch die Principia der Compoſition, nicht allein der General-Baſs im Kircher-[,] Cammerund Theatralischen Stylô vollkommen, & in altiori Gradu erlernen; sondern auch zu gleicher Zeit in der Compoſition selbst, wichtige Profectus machen könne. Nebst einer Einleitung Oder Musicalischen Raiſonnement von der Music überhaupt, und vielen besondern Materien der heutigen Praxeos / hrsg. von Johann David Heinichen. Dreßden: bey dem Autore, 1728. 4 p., 1 p., 960 p., 28 p.

[14] G. H. S. [Schtölzel, Gottfried H.] (1725). Practischer Beweiß, wie aus einem nach dem wahren Fundamente solcher Noten-Künsteleyen gesetzen Canone perpetuo in hypo dia pente quatuor vocum viel und mancherey, Theils an Melodie, Theils auch nur an Harmonie, unterschiedene Canones perpetui à 4 zu machen seyn. [Anno]. 21 S.

[15] Williams, Peter F. (2001). Bach: the Goldberg Variations. Cambridge : Cambridge University Press, 112 p.

[16] Wolff, Christoph (1976). Bach’s Handexemplar of the Goldberg Variations: A New Source. In Journal of the American Musicological Society. Vol. 29. No. 2 (1976), pр. 224–241.

[17] Wolff, Christoph (1987). „Vorwort“ In Johann Sebastian Bach. Vierzehn Kanons über die ersten acht Fundamentalnoten der Aria aus den “Goldberg-Variationen“ / Fourteen Canons on the first eight notes of the Aria ground from the „Goldberg Variations“ BWV 1087, Erstausgabe / First Edition, 3 Auflage, hrsg. von Christoph Wolff. Kassel, Basel, London: Bärenreiter; Leipzig : VEB Deutscher Verlag für Music. S. 3–4.

For citation: Yankus, Alla I. “The Vertical Structure in Canons from Bach’s Goldberg Variations (BWV 988; BWV 1087): Some Aspects” In Opera musicologica, vol.  12. no. 5 (SI) (2020), pp. 120–140 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.008.