Пересмотр правил имитации в мадригалах Луки Маренцио и Карло Джезуальдо

Пересмотр правил имитации в мадригалах Луки Маренцио и Карло Джезуальдо

Скачать pdf  .

Ключевые слова: мадригал, имитация, imitazione delle parole, соджетто-восклицание, звукоизобразительность, окказиональный.

Автор: Лариса Гервер

Сведения об авторе: ЛАРИСА ЛЬВОВНА ГЕРВЕР

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6796-3299
SPIN-код: 5474-5072
e-mail: ll3232@gmail.com

Доктор искусствоведения (1998), профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных

121069 Москва, ул. Поварская, д. 30–36

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.006

Аннотация

Статья посвящена пересмотру правил строгого стиля в  имитационном письме мадригалов Луки Маренцио и  Карло Джезуальдо. Показаны основные признаки мадригальной имитации: 1) особые типы соджетто, которые можно объяснить воздействием идеи imitazione delle parole: соджетто-возглас (с  текстом Ahimè, Io moro и т. п.) и звукоизобразительное соджетто; 2) предельная краткость имитационных построений и их группировка по принципу имитационного «ядра» и имитационного «развертывания»; 3) контрастные сопоставления смежных имитационных групп; 4) паузирование во всех голосах ансамбля как один из приемов такого сопоставления; 5) окказиональный характер интервалов имитации, определяемых гармонической вертикалью, идеей хроматического порядка тонов в  каждой партии ансамбля (у Джезуальдо) и т. п.

Литература

[1] Григорьева 2010 — Григорьева М.  А. Проблема гармонии в  поздних сочинениях Карло Джезуальдо: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2010. 252 с.

[2] Дальхауз 1996 — Дальхауз К. «Новая музыка» как историческая категория /  пер. с нем. и примеч. Н. Власовой // Музыкальная академия. 1996. № 3–4. С. 253–258.

[3] Дубравская 1972 — Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы / ред. В. Протопопов. Вып. 2. Москва : Музыка, 1972. С. 55–98.

[4] Игнатьева 2017 — Игнатьева Н. С. Мадригалы мантуанских композиторов на тексты «Верного пастуха» Дж. Б.  Гварини: к  истории второй практики: дис. ... канд.  искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2017. 348 с.

[5] Лебедев 2016 — Лебедев С.  Н. Мадригал (1) //  Большая российская энциклопедия, 2005–2019. URL:  https://bigenc.ru/music/text/2155004 (дата обращения 21.12.2020).

[6] Лыжов 2003 — Лыжов Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века: На примере Magnum opus musicum Орландо ди Лассо: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 /  Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2003. 414 c.

[7] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония : учебник для музыкальных вузов : [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. I. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[8] Холопов 2015 — Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к  определению лада в старинной музыке // О принципах композиции старинной музыки. Статьи. Материалы /  ред.-сост. Т.  С.  Кюрегян. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. С. 210–259.

[9] Jeppesen 1992 — Jeppesen K. Counterpoint: the polyphonic vocal style of the sixteenth century /  transl. by Glen Haydon; forew. by Alfred Mann. New York: Dover publication, inc. 1992. 302 p.

[10] O’Rourke 2020 — O’Rourke R. Representation, Emotion, and the Madrigal in Sixteenth-Century Italy. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy under the Executive Committee of the Graduate School of Arts and Sciences. Columbia university, 2020. 269 p.

Для цитирования: Гервер Л.  Л. Пересмотр правил имитации в  мадригалах Луки Маренцио и Карло Джезуальдо // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 95–106. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.006.

Revision of the Imitation Rules in the Madrigals of Luca Marenzio and Carlo Gesualdo

 

Keywords: adrigal, imitation, imitazione delle parole, soggetto-exclamation, word-painting, occasional.

Author: Larisa L. Gerver

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6796-3299
SPIN-код: 5474-5072
e-mail: ll3232@gmail.com

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

his article focuses on the imitative writing in the madrigals of Luca Marenzio and Carlo Gesualdo. Many of the properties of these imitations do not conform to the rules of strict style. Among special features of madrigal imitation are: 1) new types of soggetto which can be attributed to the influence of the idea of imitazione delle parole: soggetto-exclamation (with the text Ahimè, Io moro, etc.) and sound-visual soggetto; 2) the utmost brevity of the imitative section; 3) the opposition of the adjacent imitative sections; 4) simultaneous rests in all the voices of the ensemble at the moment of such opposition; 5) occasional intervals of imitation caused by the harmonic progression or chromatic order of the tones in each voice of the madrigal (Gesualdo), etc.

Works Cited

[1] Grigor’eva, Margarita A. (2010). Problema garmonii v pozdnikh sochineniyakh Carlo Gesualdo [The problem of harmony in the later works of Carlo Gesualdo]: Cand. Sci. (Arts) diss.: 17.00.02 (PhD), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization. Mosсow, 252 p. (in Russian).

[2] Dahlhaus, Carl (1996). “  ‘Novaya muzyka’ kak istoricheskaya kategoriya” [‘New music’ as a historical category”], transl. from German Natalya Vlasova. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 3–4 (1996), pp. 253–258 (in Russian).

[3] Dubravskaya, Tatiana N. (1972). “Ital’yanskiy madrigal XVI veka” [“A 16th century Italian madrigal”]. In Voprosy muzykal’noy formy [Musical form issues], ed. by Vladimir V. Protopopov. Issue 2. Mosсow: Muzyka, pp. 55–98 (in Russian).

[4] Ignat’eva, Nadezhda S. (2017). Madrigaly mantuanskikh kompozitorov na teksty “Vernogo pastukha” Giambattista Guarini: k istorii vtoroy praktiki [Madrigals by Mantuan Composers on the Texts from Il pastor fido by Giambattista Guarini: on the History of seconda pratica]: Cand. Sci. (Arts) diss.: 17.00.02 (PhD),  Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization. Mosсow, 348 р. (in Russian).

[5] Lebedev, Sergey N. (2016). “Madrigal (1)”. In Bol’shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2005–2019. Available at: https://bigenc.ru/music/text/2155004 (accessed: 30.12.2020) (in Russian).

[6] Lyzhov, Grigoriy I. (2003). Teoreticheskiye problemy motetnoy kompozitsii vtoroy poloviny XVI veka: Na primere Magnum opus musicum Orlando di Lasso [Theoretical Problems of Motet Composition of the Second Half of the 16th Century: Using as an Example Magnum opus musicum Orlando di Lasso]: Cand. Sci. (Arts) diss.: 17.00.02 (PhD), Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization. Mosсow, 414 p. (in Russian).

[7] Milka, Anatoliy P. (2016). Polifoniya. Uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Text-book for Music Academies] in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoye pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg : Сompozitor • Saint Petersburg, 336 р. (in Russian).

[8] Kholopov, Yuriy N. (2015). “Prakticheskiye rekomendatsii k opredeleniyu lada v starinnoy muzyke” [“Practical recommendations for determining the harmony in early music”]. In O printsipakh kompozitsii starinnoy muzyki. Stat’i. Materialy [On the principles of composition of early music Articles. Materials], ed. by Tatyana S. Kyuregyan. Mosсow: The Scholarly and Printing Center ‘Moscow Conservatory’, рр. 210–259 (in Russian).

[9] Jeppesen, Knud (1992). Counterpoint: the polyphonic vocal style of the sixteenth century, transl. by Glen Haydon; forew. by Alfred Mann. New York: Dover publication, 302 p.

[10] O’Rourke, Russell J. (2020). Representation, Emotion, and the Madrigal in Sixteenth-Century Italy. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy under the Executive Committee of the Graduate School of Arts and Sciences. Columbia university, 269 p.

[11] Palisca, Claude (2001). Scacchi, Marco. (3) “Polemical and theoretical writings”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: Macmillan, 2001. Electronic edition. [12]Turci-Escobar, John (2011). “Keeping Up with the Words: Expressive Phrase Overlapping in the Late Italian Madrigal”. In Music Analysis, Vol. 30, no. 2/3 (July-October 2011), рр. 152–185.

[12] Turci-Escobar, John (2011). “Keeping Up with the Words: Expressive Phrase Overlapping in the Late Italian Madrigal”. In Music Analysis. Vol. 30, no. 2/3 (July-October 2011), рр. 152–185.

For citation: Gerver, Larisa L. “Revising the Rules of Imitation in the Madrigals of Luca Marenzio and Carlo Gesualdo”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 95–106 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.006.