Теория имитации в историческом контексте

Теория имитации в историческом контексте 

Скачать pdf  .

Ключевые слова: канон (фуга), мелодический синтаксис, отдел имитации/ канона, формообразующая (конструктивная) / орнаментальная имитация.

Автор: Игорь Приходько

Сведения об авторе: ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ПРИХОДЬКО

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5079-2454
е-mail: labouh@gmail.com

Кандидат искусствоведения (2008), доцент (2012), независимый исследователь

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001

Аннотация

Теория имитации создавалась Танеевым в  определенном историческом контексте и опиралась на методологические принципы современного ему гуманитарного знания. Со  времени публикации «Учения о  каноне» прошло почти сто лет, на протяжении которых идеи Танеева остаются незыблемым фундаментом отечественной теории имитации.

Однако методология гуманитарного знания претерпела существенные изменения. Оно уже не оперирует «вечными формами», поскольку понятно, что в культуре нет ничего похожего на физические константы. Действие универсальных принципов музыкальной организации опосредовано историческими условиями.

Имитация реализует универсальный принцип повторения в  разных исторических формах. Первоначально имитация была орнаментальной, изредка вплетаясь в полифоническую ткань. Канон же был широко распространенной техникой письма. Затем имитация примерно на полтора века стала ведущим фактором формообразования и  сблизилась с  каноном. Позднее, одновременно с  возрастанием роли подвижного контрапункта, значение имитации вновь уменьшилось.

Менялся и  мелодический синтаксис. В  период расцвета имитационной техники мелодическая линия развертывалась непрерывно, цезуры были малозаметными и распределялись неравномерно. Под влиянием изменений метроритмической организации в  мелодиях появились более глубокие регулярные цезуры. Это позволяет при анализе имитационной полифонии эпохи барокко членить мелодию на отделы, однако при анализе полифонии строгого письма такое членение представляется искусственным.

Современная методология требует обозначить границы, за  которыми теория утрачивает объяснительные возможности. Отсюда вытекает необходимость переосмыслить некоторые положения танеевской теории.

Литература

[1] Бусслер 1925 — Бусслер Л. Строгий стиль : учеб. простого и сложного контрапункта, имитации, фуги и канона в церковных ладах / пер. с нем. и предисл. С. И. Танеева. Изд. 3-е. Москва : Гос. изд-во, муз. сектор, 191 с.

[2] Евдокимова 1983 — Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X–XIV века. Москва: Музыка, 1983. 454 с. (История полифонии. Вып. 1 / под общ. ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова).

[3] Танеев 1929 — Танеев С. И. Учение о каноне / подгот. к печати В. Беляевым. Москва : Гос. изд-во, муз. сектор, 1929. 195 с.

[4] Танеев  1959 — Танеев  С.  И. Подвижной контрапункт строгого письма /  под ред. С. С. Богатырёва. Изд. 2-е. Москва : Музгиз, 1959. 384 с.

[5] Фраёнов 1987 — Фраёнов В. П. Учебник полифонии. Москва : Музыка, 1987. 207 с.

[6] Южак 2006 — Южак К. И. Полифония и контрапункт : Вопросы методологии, истории, теории. Книга 2. Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. 287 с.

[7] Aron 1516 — Aron, Pietro. Libri tres de institutione harmonica. Bologna, 1516. Переиздание: New York : Broude Bros., 1978, ff. Eviiiv – Hxr. Источник: Thesaurus Musicarum Latinarum, 1996. URL: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/16th/AARIH3 (дата обращения: 15.12.2020).

[8] Collins 1993 — Collins, Dennis. Zarlino and Berardi as Teachers of Canon // Theoria : Historical Aspects of Music Theory. 1993. № 7. Pp. 103–123.

[9] Collins 2008 — Collins, Dennis. “So you want to write a canon?” An historically-informed new approach for the modern theory class // College Music Symposium. 2008. Vol. 48. Pp. 108–123.

[10] Cumming & Schubert 2015 — Cumming, Julie E, Schubert, Peter. The origins of pervasive imitation // The Cambridge History of Fifteenth-Century Music. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2015. Pp. 200–228.

[11 Haar  1971 — Haar, James. Zarlino’s Definition of Fugue and Imitation // JAMS. 1971. Vol. 24. № 2. Pp. 226–254.

[12] Owens  1997 — Owens, Jessie Ann. Composers at Work : The Craft of Musical Composition 1450–1600. New York : Oxford Univ. Press, 1997. 368 p.

[13] Purcell 1694 — An Introduction to the Skill of Musick. 12th ed. : Henry Purcell. London: E. Jones, for Henry Playford, 1694. 174 р. Source: International Music Score Library Project (IMSLP) / Petrucci Music Library, 2020. URL: https://imslp.org/wiki/An_Introduction_to_the_Skill_of_Musick_(Playford,_John) (дата обращения: 15.12.2020).

[14] Ramos de Pareja  1482 — Ramos de Pareja, Bartolomeo. Musica practica. Bologna (?): Baltasar de Hiriberia, 1482. Book  II: Source: Thesaurus Musicarum Latinarum, 1994. URL: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/15th/RAMMP2 (дата обращения: 15.12.2020).

[15] Walker 2004 — Walker, Paul Mark. Theories of Fugue from the Age of Josquin to the Age of Bach. Rochester: Univ. of Rochester Press, 2004. 504 p.

[16] Zarlino 1558 — Zarlino, Gioseffo. The Art of Counterpoint, Part Three of Le Institutioni Harmoniche 1558 / Transl. by Guy A. Marco, Claude V. Palisca. New Haven: Yale Univ. Press, 1968. 320 p.

Для цитирования: Приходько И. М. Теория имитации в историческом контексте // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 8–25.
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001.

Theory of Imitation in a Historical Context

Keywords: canon (fuga), formative (constructive)/ ornamental imitation, melodic syntax, section of imitation/canon.

Author: Igor M. Prykhod’ko

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5079-2454
е-mail: labouh@gmail.com

PhD Arts (2008), Docent (2012), independent researcher

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

The theory of imitation was created by Sergey I. Taneyev in a certain historical context and was based on the methodological principles of contemporaneous humanities. Almost a hundred years have passed since the publication of “The Teaching on The Canon”, and throughout this time, Taneyev’s ideas remain the unshakable foundation of the domestic theory of imitation. However, the methodology of the humanities has undergone significant changes — particularly in the aspect of relationship between theoretical and historical knowledge. Also, analysis and description prevail over prescriptions in present-day musicology. Therefore it is reasonable to reconsider some aspects of Taneyev’s theory.

Modern musicologists understand that music does not have anything like fundamental and unchangeable physical constant. Accordingly, there are no “eternal forms” in music. There are some general principles of musical organization, similar to linguistic universals, but they are implemented in multiple ways on different levels under different historical/ stylistic conditions.

The principle of repetition is realized through transmission of a melodic phrase from one voice part to another — that is, through imitation. Forms of imitation depend on how melodic phrases are built — that is, on the features of melodic syntax. In vocal polyphony of the 16th century, the flow of the melody is uninterrupted; caesuras are irregular and shallow, whereas in instrumental polyphony of the 18th century they divide melody into commensurable sections. This difference affects the way in which imitation is used in these styles.

Works Cited

[1] Bussler, Ludwig (1925). Strogiy stil’ : Uchebnik prostogo i slozhnogo kontrapunkta, imitatsii, fugi i kanona v tserkovnyih ladah [Strict Style : Simple and invertible counterpoint, imitation, fugue and canon manual], transl. from German and foreword by Sergey I. Taneyev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo. Muzykal’nyy sektor, 191 p. (in Russian).

[2] Evdokimova, Yulia K. (1983). Mnogogolosie srednevekovya. X–XIV  veka [Polyphony of medieval age. X–XIV cent.] Moscow: Muzyika, 454 p. (Istoriya polifonii [History of polyphony]). Part 1. (in Russian).

[3] Taneyev, Sergey I. (1929). Ucheniye o kanone [The study of canon], prepared for print by Vladimir Belyaev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo. Muzykal’nyy sektor, 195 p. (in Russian).

[4] Taneyev,  Sergey  I. (1959). Podvizhnoy kontrapunkt strogogo pis’ma [Convertible counterpoint in the strict style]. Moscow: Muzgiz, 384 p. (in Russian).

[5] Frayonov, Viktor  P. (1987). Uchebnik polifonii [Polyphony manual]. Moscow: Muzyka, 207 p. (in Russian).

[6] Yuzhak, Kyra I. (2006). Polifoniya i kontrapunkt: Voprosy metodologii, istorii, teorii [Polyphony and counterpoint: questions of methodology, history, theory]. Book 2. St. Petersburg : Sudarynya, 287 p. (in Russian).

[7] Aron, Pietro (1516). Libri tres de institutione harmonica. Bologna : (University of Bologna Favorite Wes Hector); reprint ed., New York : Broude Bros., 1978, ff. Eviiiv–Hxr. Source: Thesaurus Musicarum Latinarum, 1996. Available at: http://www.chmtl. indiana.edu/tml/16th/AARIH3 (accessed: 15.12.2020) (in Latin).

[8] Collins, Dennis (1993). “Zarlino and Berardi as Teachers of Canon”. In Theoria : Historical Aspects of Music Theory, no. 7 (1993), рp. 103–123.

[9] Collins, Dennis (2008). “ ‘So you want to write a canon?’ An historically-informed new approach for the modern theory class”. In College Music Symposium. Vol. 48 (2008), рp. 108–123.

[10] Cumming, Julie  E. & Schubert, Peter (2015). “The origins of pervasive imitation”. In The Cambridge History of Fifteenth-Century Music. Cambridge : Cambridge University Press, рp. 200–228.

[11] Haar, James (1971). “Zarlino’s Definition of Fugue and Imitation”. In JAMS. Vol. 24, no. 2, Summer 1971, рp. 226–254.

[12] Owens, J. (1997).Composers at Work: The Craft of Musical Composition 1450–1600. New York : Oxford Univ. Press, 368 p.

[13] Purcell,  Henry (1694). An Introduction to the Skill of Musick. 12th  ed. : Henry  Purcell. London: E. Jones, for Henry Playford, 1694. 174 р. Source:  International Music Score Library Project (IMSLP) / Petrucci Music Library, 2020. Available at: https://imslp.org/wiki/An_Introduction_to_the_Skill_of_Musick_(Playford,_John) (accessed: 15.12.2020).

[14] Ramos de Pareja, Bartolomeo (1482). Musica practica. Bologna (?): Baltasar de Hiriberia, 1482. Book II (in Latin). Source: Thesaurus Musicarum Latinarum, 1994. Available at: http://www.chmtl.indiana.edu/tml/15th/RAMMP2 (accessed: 15.12.2020).

[15] Walker, Paul Mark (2004). Theories of Fugue from the Age of Josquin to the Age of Bach. Rochester: Univ. of Rochester Press, 504 p.

[16] Zarlino, Gioseffo (1558). The Art of Counterpoint, Part Three of Le Institutioni Harmoniche, transl. by Guy  A.  Marco, Claude  V.  Palisca. New Haven: Yale Univ. Press, 1968. 320 p.

For citation: Prykhod’ko, Igor M. “Theory of Imitation in a Historical Context”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 8–25 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001.