ШУБЕРТ, Карл (Karl Schuberth) (1811–1863)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

ШУБЕРТ (Schuberth), Карл (Karl, Карл Богданович) (25 февраля 1811, Магдебург, Германия – 22 июня 1863, Цюрих, Швейцария) — виолончелист, композитор, дирижер, педагог. Профессор (1862). Немец по происхождению.

Первоначальное музыкальное образование получил под руководством  своего отца, композитора Готлоба Шуберта, с 7-ми лет стал учиться на виолончели у Л. Гессе, затем с 1825 в Дрездене у Ю. Дотцауэра. Первый публичный концерт дал в 8 лет. В 1828 совершил первую гастрольную поездку по Европе. В 1829–1833 служил в Магдебургском театральном оркестре. С 1833 переехал в Гамбург. Выступал совместно с певицей Г. Зонтаг и пианистом Ф. Калькбреннером. В 1833–1835 гастролировал в Германии, Бельгии, Франции (Париж), Голландии, Англии (Лондон). В 1935 получил звание придворного солиста в Гааге.

В 1835 прибыл в Санкт-Петербург, где выступал с концертами. В 1836 был приглашен на должность солиста оркестра Санкт-Петербургского оперного театра. Директор Императорской Придворной певческой капеллы, директор Санкт-Петербургского Филармонического общества (с 1842), дирижер Симфонического оркестра Императорского Санкт-Петербургского университета (1842–1863, явился одним из его основателей), инспектор музыкальных классов при Театральном училище (1856–1863). С 1853 неоднократно дирижировал концертами Дирекции Императорских театров, Филармонического общества, университетского оркестра, также первыми концертами Бесплатной музыкальной школы (в 1962).

Как исполнитель, дирижер и композитор пользовался широкой известностью и в России, и за границей, имел многочисленных почитателей, к числу которых принадлежали М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, В. В. Стасов, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн. Дирижировал исполнением лучших произведений Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берлиоза, а также новых сочинений русских композиторов-современников, в т. ч. М. И. Глинки, М. А. Балакирева, А. Г. Рубинштейна и др. Выступал как солист-виртуоз и в составе струнного квартета Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества наряду с Г. Венявским, И. Х. Пиккелем и И. Вейкманом. Принимал участие в концертах виднейших исполнителей того времени Ф. Листа, Ф. Лауба, И. Мошелеса, а также русских певцов И. Я. Сетова, С. С. Артемовского, А. Я. Петровой-Воробьевой.

Автор ряда сочинений для виолончели с оркестром, ансамблевых сочинений с участием виолончели, в т. ч. струнного квартета «Мое путешествие в киргизские степи» (на темы татарских, казахских, башкирских песен), и сочинений для виолончели соло. К наиболее крупным и получившим известность сочинениям относятся: Концерт си минор, Фантазия на три русские песни («Воспоминания о Москве»), 2 фантазии на темы оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, Большая соната для виолончели и фортепиано (посвящена А. Г. Рубинштейну и К. Ю. Давыдову).

В 1837–1838 руководил музыкальными занятиями студентов Императорского Санкт-Петербургского университета, преподавал игру на виолончели в Училище правоведения, с 1860 — на Музыкальных курсах Русского музыкального общества.

В Консерватории: профессор игры на виолончели (1862–1863). Среди учеников — Д. Г. Соколов, К. Мейер. В 1850-е гг. у Шуберта брали уроки А. Н. Серов, В. А. Кологривов, К. Ю. Давыдов, Л. К. Альбрехт.

В мае 1863 поехал в Лейпциг, затем в Цюрих, где скончался 22 июня 1863.

Нотография

для влч. с орк.: Концерт си минор ор. 5 (посв. М. Ю. Виельгорскому), Концерт «Polyhymnia, concerto patetico»;

фантазии: Фантазия на голос народной голландской песни, Фантазия и вариации «Воспоминания о Голландии» ор. 3, Фантазия-каприс на марш из оперы «Пуритане» В. Беллини (ор. 14), Русская фантазия (ор. 26), Фантазия на три русские песни («Воспоминание о Москве») ор. 38 (на темы песен «Лучинушка», «Выйду ль я на реченьку», «Камаринская»), 2 фантазии на темы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (ор. 41) и др.;

для влч. с фп.: Большая соната (посв. А. Г. Рубинштейну и К. Ю. Давыдову) ор. 43, Блистательные вариации на тирольскую тему, Блистательное рондо с интродукцией, Романсы без слов, Тарантелла, Rondo-capriccio;

кам.-инстр. ансамбли: струн. квартет «Мое путешествие в киргизские степи», «Серенада» для 4-х влч. и контрабаса, Фантазия для 4-х влч. с контрабасом, Фантазия на темы из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера для 5-ти влч. с контрабасом, 6 этюдов для 2-х влч. (1840), Каприсы для 2-х влч. (ор. 4 и ор. 13);

для влч. соло: Концертные этюды или каприсы.

Библиография

Литература: Шуберт К. Б.: [некролог] // Санкт-Петербургские ведомости. 1863. 22 июня; Шуберт Карл // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 78. СПб., 1903. С. 951; Шуберт Карл Богданович // Русский биографический словарь. СПб., 1911. С. 458; Стасов Д. Музыкальные воспоминания // Русская муз. газета. 1909. № 11/15; Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Кн. 2: Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. М., 1957. 579 с. [о К. Шуберте: с. 213–221, 410–411]; Гинзбург Л. С. Шуберт Карл Богданович // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.]. Т. 6. М., 1982. Стб. 434–435. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8709/ШубертЛомтев Д. Немецкие музыканты в России: К истории становления русских консерваторий. М., 1999. 68 с.; Ломтев Д. У истоков: Немецкие музыканты в России. М., 1999. 208 с.; Барутчева Э. С. Немецкие музыканты в Петербургской консерватории // Немецко-русские музыкальные связи: сб. ст. / [ред.-сост. А. К. Кенигсберг]. СПб., 2002. С. 47–61.

А. Н. Цветкова, 2012