«Концерта партитура шумная...» (из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели)

«Концерта партитура шумная...»
(из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели)

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Анатолий Иосифович Кос-Анатольский, Ксения Александровна Эрдели, арфа, концерт для арфы с оркестром.

Автор: Марина Подгузова

Сведения об авторе: МАРИНА МИХАЙЛОВНА ПОДГУЗОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
PIN-код: 4149-2646
e-mail: marina.podguzova@gmail.com

Кандидат искусствоведения (2009), редактор отдела компьютерных технологий и  информационной безопасности Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

125009, Москва, ул. Б. Никитская, 13/6

Дата поступления: 11.11.2020

Дата публикации: 15.03.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.006

Аннотация

История создания и дальнейшая судьба Концерта для арфы с оркестром А. И. Кос-Анатольского рассматриваются на основе писем композитора к  выдающейся отечественной арфистке К. А. Эрдели, принявшей активное участие в появлении этого сочинения, а также ставшей первой его исполнительницей. Эпистолярий, относящийся к периоду 1954–1970 годов, посвящен процессу работы Кос-Анатольского над партитурой и голосами первого украинского концерта для арфы. Одной из центральных тем корреспонденции также становится исполнительская и издательская судьба сочинения. В целом письма дают возможность составить живой портрет композитора, с полной отдачей посвятившего себя созданию советского произведения концертного жанра для арфы. Также предлагается взгляд на положение Концерта Кос-Анатольского в отечественном арфовом репертуаре.

Литература

[1] Подгузова 2010 — Подгузова М. Арфовое искусство России первой половины XX века (творчество, исполнительство). Москва : Эдитус, 2010. 210 с.

[2] Шамеева 1994 — Шамеева Н. История развития отечественной музыки для арфы (XX век). Москва : [б. и.], 1994. 146 с.

[3] Эрдели 1967 — Эрдели К. Арфа в моей жизни. Москва : Музыка, 1967. 239 с.

Для цитирования: Подгузова М. М. «Концерта партитура шумная…» (из писем А. И. Кос-Анатольского к К. А. Эрдели) // Opera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 123–138. DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.006.

“The Concert Score is Noisy...”
(From the Letters of Anatoliy Kos-Anatolsky to Kseniya Erdeli)

Keywords: Anatoliy Kos-Anatolsky, Kseniya Erdely, harp, harp concerto.

Author: Marina M. Podguzova

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
PIN-код: 4149-2646
e-mail: marina.podguzova@gmail.com

PhD (2009), Editor of the Department of Computer Technologies and Information Security of Moscow State Tchaikovsky Conservatory

125009, Moscow, Bolshaya Nikitskaya str. 13/6

Submitted on: 11.11.2020

Published on: 15.03.2021

Abstract

The article is dedicated to the history of creation and the future fate of the Concerto for harp and orchestra by Anatoliy Kos-Anatolsky, which are considered on the basis of the composer’s letters to the outstanding national harpist Kseniya Erdeli, who took an active part in the appearance of this composition, and also became its first performer. The epistolary dating back to the period of 1954–1970 is dedicated to the process of Kos-Anatolsky’s work on the score and voices of the first Ukrainian Concerto for harp. One of the central topics of the correspondence is also the performing and publishing fate of the work. In general, the letters make it possible to draw a live portrait of the composer, who fully immersed himself in creating the Soviet work of the concert genre for harp. It also offers a look at the place of the newly created composition in the national harp repertoire.

Works Cited

[1] Podguzova, Marina (2010). Arfovoe iskusstvo Rossii pervoy poloviny XX veka (tvorchestvo, ispolnitel’stvo) [Harp art of Russia in the first half of the 20th century (creativity, performance)]. Moscow: Editus, 210 p. (in Russian).

[2] Shameeva, Natalia (1994). Istoriya razvitiya otechestvennoy muzyki dlya arfy (XX vek). [The history of the development of domestic music for harp (XX century)]. Moscow, 146 р. (in Russian, unpublished).

[3] Erdeli, Kseniа (1967). Arfa v moey zhizni [Harp in my life]. Moscow: Muzyka, 239 p. (in Russian).

For citation: Podguzova, Marina M. “ ‘The Concert Score is Noisy...’. From the letters of Anatoliy Kos-Anatolsky to Kseniya Erdeli”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 1 (2021), pp. 123–138 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.006.