Художественное руководство академическим хором/ Дирижирование академическим хором

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование.
  3. Сольфеджио и гармония (письменно), фортепиано.


Исполнение программы

Проведение вступительного испытания в формате видеоконференции, а также путем оценки представленных видеоматериалов:

  1. Дирижирование и игра одной партитуры для хора a cappella.
    видеозапись игры партитуры наизусть на фортепиано;
    -видеозапись дирижирования партитуры наизусть под запись; допустимо использование для дирижирования записи хорового исполнения, а также записи исполнения партитуры на фортепиано (перед началом дирижирования следует дать тон). Общая длительность – не более 8-10 минут.
  2. Проверка вокальных данных. Оценка видеозаписи пения небольшого несложного романса или песни под свой аккомпанемент или в сопровождении фонограммы-минусовки (допустимо исполнение одного куплета), длительность — не более 3-5 минут.

  3. Общая подготовка по сольфеджио и гармонии:
    - определение на слух тональностей (по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями) и интервалов (простых и составных);
    - воспроизведение голосом (бас-тенор-альт-сопрано) небольшой гармонической последовательности исполненной экзаменатором на рояле в четырехголосном изложении (исполняется 2 раза).

Собеседование
Собеседование выявляет общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, в т.ч. по хороведению. Проверяются понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведений, исполненных поступающим на вступительных испытаниях, умение проанализировать выразительные средства их музыки и текста.

Проведение вступительного испытания в формате видеоконференции

  1. Устный рассказ о композиторе и авторе текста произведения для хора a cappella, которое абитуриент планировал вынести на работу с хором (произведение не должно совпадать с партитурой, представленной на испытание «Исполнение программы»).
  2. Устный план репетиционной работы с хором над указанным произведением с элементами показа голосом хоровых партий с правильными штрихами, динамикой, темповыми отклонениями, отражающими понимание содержания, формы и стилистических особенностей произведения.
  3. Коллоквиум:
    - вопрос, связанный с партитурой, представленной на испытание «Исполнение программы»;
    - вопрос на выявление общекультурного уровня поступающего, его эстетических взглядов, эрудиции в области музыкального искусства, знания литературы по специальности, в т.ч. по хороведению.


Примерный список произведений для дирижирования без сопровождения и работы с хором:

  1. Анерио - Мотет (сб. Старинная хоровая музыка. Л., 1967).
  2. Аренский - "Анчар"; "Жемчуг и любовь"; "Серенада"; Херувимская песнь.
  3. Бортнянский - Концерты для хора №№ 3, 15, 16, 27, 32, 35.
  4. Брамс - "Горбатый уличный скрипач"; "Розмарин"; "О, светлый май".
  5. Брукнер - Ave Maria; Graduale (по выбору).
  6. Верди - Ave Maria; Pater noster.
  7. Василенко - "Метель".
  8. Вольф - "Отшельник".
  9. Глинка - Херувимская песнь.
  10. Гречанинов - "Нас веселит ручей"; "Над неприступной крутизной"; "Лебедь, щука и рак"; "Волною морскою" (ирмос); "К Богородице прилежно" (причастный стих); Концерт для хора "Внуши, Боже".
  11. Гуно - "Ночь".
  12. Даргомыжский - "Буря мглою небо кроет".
  13. Дебюсси - Три песни на стихи герцога Шарля.
  14. Ипполитов-Иванов - Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм.).
  15. Калинников - "Кондор"; "Лес"; "Звезды меркнут и гаснут"; "Нам звезды кроткие сияли"; "Утром зорька"; "Ой, честь ли то молодцу"; духовные произведения.
  16. Кастальский - "Сам един еси"; "Вечная память героям" (фрагм.).
  17. Кодай - "Вечерняя песня".
  18. Кюи - "Две розы"; "Грозовые тучи"; Ноктюрн; "Сокрытая красота"; Чайльд-Гарольд".
  19. Лист - Ave Maria.
  20. Мендельсон - хоровые песни.
  21. Новиков - "Веселый пир"; "Любовь".
  22. Пуленк - "Лик человеческий" ("Будь терпеливой", "Страшна мне ночь"); "Белый снег"; "Грусть".
  23. Равель - "Николетта"; Рондо.
  24. Рахманинов - "Всенощная" (фрагм.); "В молитвах неусыпающую богородицу"; "Пантелей-целитель".
  25. Римский-Корсаков - "Месяц плывет"; "Старая песня"; "Татарский полон".
  26. Салманов - "Тишина"; "Издалека"; "Высоко ли, высоко ли"; Три хора на стихи Есенина.
  27. Свиридов - "Вечером синим"; "Табун"; "Пушкинский венок" (фрагм.); "У берега зеленого".
  28. Стравинский - Ave Maria.
  29. Слонимский - Две русские песни.
  30. Танеев - "На могиле"; "Развалину башни"; "Молитва"; "Звезды" (ст. Полонского); "Звезды" (ст. Хомякова); "Из края в край".
  31. Фалик - "Осенняя песня"; "Зимние песни"; "Карельская акварель".
  32. Чайковский - "Ночевала тучка"; "Соловушко"; Три хора, посвященных хоровому классу Мельникова-Беккера; Литургия Св. Иоанна Златоуста (фрагм).
  33. Чесноков - "Август"; "Зимой"; "Лес"; "Дубинушка"; духовные сочинения.
  34. Шебалин - "Березе"; "Мать послала к сыну думы"; "Жаворонок".
  35. Шостакович - "Как меня-младешеньку".
  36. Шуман - "На Боденском озере"; "Вечерняя звезда"; "Мальчик и роза".
  37. Щедрин - Четыре хора на стихи Твардовского; "Русские деревни".


Примерный список произведений для дирижирования с сопровождением фортепиано:

  1. Барток - Cantata profana (фрагм.).
  2. Бах - Magnificat (фрагм.); "Страсти по Иоанну" (заключительный хор); Кантата № 21 (№ 2); Рождественская оратория (№ 1).
  3. Берлиоз - Реквием (фрагм.).
  4. Бетховен - Месса до мажор (№ 1); Торжественная месса (№ 1).
  5. Бородин - хоры из оперы "Князь Игорь" ("Слава", "Мужайся, княгиня", финал I-го действия, финал IV-го действия).
  6. Брукнер - Te Deum (фрагм.).
  7. Бриттен - Военный реквием (фрагм.).
  8. Вагнер - Хор матросов из оперы "Летучий голландец"; хор рыцарей из оперы "Тангейзер"; свадебный хор из оперы "Лоэнгрин"; сцена шествия из оперы "Нюрнбергские майстерзингеры".
  9. Василенко - Хор народа из оперы-кантаты "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре".
  10. Верди - Stabat mater, Реквием (№ 1, № 2 - фрагм.).
  11. Вивальди - Gloria (фрагм.).
  12. Гайдн - "Сотворение мира" (заключительный хор), "Времена года" (№ 2, заключительный хор).
  13. Гендель - "Иуда Маккавей" (№ 2), "Самсон" (заключительный хор), "Мессия" ("Аллилуйя", заключительный хор).
  14. Глинка - Свадебный хор из оперы "Иван Сусанин", Финал из оперы "Руслан и Людмила", Польский с хором ("Велик и свят").
  15. Гуно - Вальс из оперы "Фауст"; Большая торжественная месса (фрагм.).
  16. Давиденко - "Улица волнуется"; "Подъем вагона".
  17. Даргомыжский - "Русалка" (Три хора крестьян, Свадебный хор, хоры русалок).
  18. Дегтярев - "Минин и Пожарский" (хор "Слава Минину с Пожарским").
  19. Доницетти - Интродукция и хор из оперы "Любовный напиток".
  20. Кастальский - "Братское поминовение" (фрагм.).
  21. Керубини - Реквием (фрагм.).
  22. Кодай - "Венгерский псалом"; Te Deum (фрагм.).
  23. Лист - "Легенда о Святой Елизавете" (фрагм.).
  24. Лядов, Глазунов - Кантата памяти Антокольского (№ 2).
  25. Мейербер - Сцена ссоры из oперы "Гугеноты".
  26. Моцарт - Месса до минор (№ 1, № 4); Реквием (фрагм.).
  27. Мусоргский - "Эдип"; "Поражение Сеннахериба"; "Борис Годунов" (Сцена под Кромами, фрагм.).
  28. Онеггер - "Царь Давид" ("Аллилуйя").
  29. Перселл - Заключительный хор из оперы "Дидона и Эней".
  30. Прокофьев - Заключительный хор из оперы "Война и мир"; "Александр Невский" (№№ 2, 4, 7).
  31. Рахманинов - Хор "Огни погашены" и финал из оперы "Алеко"; "Колокола" (№ 1).
  32. Римский-Корсаков - Хор "Яр-Хмель" из оперы "Царская невеста"; хор "Грозен царь идет" из оперы "Псковитянка"; сцена в заповедном лесу из оперы "Снегурочка".
  33. Россини - Stabat mater (фрагм.).
  34. Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина (№№ 2, 4, 7); "Патетическая оратория" (№ 7); "Весенняя кантата" (№ 1).
  35. Стравинский - Симфония псалмов (ч. I).
  36. Танеев - Хор "Слава Афине" из оперы "Орестея"; "Памятник".
  37. Форе - Реквием (фрагм.).
  38. Чайковский - Сцена вальса из оперы "Евгений Онегин"; хор девушек и хор "Нету, нету тут мосточка" из оперы "Мазепа"; хор "Радостно, весело в день сей" из оперы "Пиковая Дама".
  39. Шостакович - Хор каторжан из оперы "Катерина Измайлова".
  40. Шуберт - Месса соль мажор (№1); Месса си-бемоль мажор (№1).


Сольфеджио и гармония (письменно)

Сольфеджио
От поступающего требуется:

Записать двухголосный диктант гармонического склада с элементами полифонии. Диктант исполняется 8 раз. Срок выполнения – 45 минут.


Гармония
От поступающего требуется:

Письменно гармонизовать мелодию (12-16 тактов) без неаккордовых звуков, включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения - 2 часа (120 минут).

Образцы письменных заданий по сольфеджио и гармонии.

Фортепиано

От поступающего требуется исполнение следующей программы:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга Баха или Шостаковича).
  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен), I или II и III части.
  3. Пьеса.