OPERA MUSICOLOGICA № 2 [40], 2019

Содержание

СТАТЬИ

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.001

В статье предлагается ввести в научный обиход новый термин — политон. Термин призван обозначить неаккордовое созвучие, которое не образует единую логическую сущность и функционирует в полифонической многоголосной ткани. Логическая разобщенность тонов отражена в самом термине. Использование термина политон намерено создает ассоциации с такими понятиями, как политональность или полиаккорд.

Ключевые слова: музыкальная ткань, созвучие, аккорд, политон, теория, многоголосие, склад, лад.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.002

Музыка как искусство, идущее «параллельно с высшими судьбами цивилизации», музыкознание как система дисциплин, историзм как фундаментальная категория и как основа музыкального образования — эти представления составляют ядро музыкально-педагогических и научных воззрений Александра Николаевича Серова. В их совокупности отражается прогностический характер методологических установок выдающегося музыканта, ставших основным предметом обсуждения в настоящей статье.

Ключевые слова: А. Н. Серов, культурологические аспекты в изучении музыкально-исторического процесса, музыка как язык,«органические законы» развития музыки.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.003

Статья посвящена технике письма Пьера Булеза — ограниченной алеаторике, в которой композитор стремился сочетать случайность с конструктивной идеей, связанной с серийным методом сочинения. В работе рассматриваются эстетические, композиционно-технические аспекты алеаторики Булеза, ее связи с подобными явлениями в других видах искусства, а также анализируются алеаторные сочинения французского авангардиста с подробным разбором как самого материала и принципов его развития, так и формы с точки зрения степени ее мобильности и структуры. Какими бы подвижными ни были музыкальный текст и форма в партитурах Булеза, они складываются при условии четкой художественной концепции и структурной организации опуса. Несмотря на множественность вариантов формы сочинений, слушатель узнает их в каждом исполнении по неповторимому авторскому материалу и той художественной концепции, которая отражена в каждой «версии» формы.

Ключевые слова: музыка, алеаторика, Пьер Булез, случайность, порядок, композиция, мобильная форма, структура.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.004

Статья посвящена опере «The Knot Garden» английского композитора Майкла Типпета (1905–1998). Автор исследует влияние «чужого слова» на содержание либретто и музыки оперы: атрибутируются и анализируются источники, которые композитор так или иначе имел в виду при написании оперы. Высказывается предположение об автобиографическом подтексте в содержании оперы.

Ключевые слова: английская опера, Майкл Типпет, либретто, Уильям Шекспир, психоанализ, «чужое слово».

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.005

Статья посвящена новым документам из архивов Австрии и США, связанным с А. Г. Рубинштейном. Обзор источников, хранящихся в Архиве Общества друзей музыки (Вена), касается деятельности Рубинштейна на посту артистического директора Общества в сезоне 1871/72. Публикуются два обнаруженных письма Рубинштейна к И. Брамсу. В фондах Венской городской библиотеки в Ратуше выделяются пять писем композитора к австрийскому писателю М. Гартману о совместной работе над неоконченной оперой «Росвита» (1864–1865). К венскому этапу относятся и два контракта Рубинштейна на концертное турне по США в сезоне 1872/73. Эти документы, найденные американскими учеными в архивах США, ранее не были известны российским музыковедам.

Ключевые слова: Антон Рубинштейн, Общество друзей музыки в Вене, сезон 1871/72, письма, И. Брамс, М. Гартман, контракты, концертное турне по США.

РЕЦЕНЗИИ

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.006

Анализ книги О. В. Зубовой и Т. С. Кюрегян позволяет высоко оценить содержательную и эстетическую стороны публикации. Исследование «Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении» предстает как энциклопедически обширный труд, далеко выходящий за рамки просто учебного пособия, но чрезвычайно дидактически полезный и богатый разнообразными научными, словарными и, наконец, музыкальными материалами.

Ключевые слова: музыкальные жанры, средневековые танцы, ренессансные танцы, танцевальная музыка, танце-музыкальная форма.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.007

В рецензии рассматривается монография Д. Ю. Брагинского «Шостакович и футбол: территория свободы», вышедшая в 2018 году, в дни Чемпионата мира по футболу и названная национальной газетой «Музыкальное обозрение» книгой года. Основная идея книги выражена в названии, подсказанном Ириной Антоновной Шостакович. Автор рецензии делает вывод, что успех книги определяется сочетанием в личности Брагинского нескольких амплуа: профессионального архивиста, талантливого музыковеда и одаренного литератора. Отмечается высокое качество полиграфии и уникальность подобранного иллюстративного материала.

Ключевые слова: Шостакович, футбол, балет, архивы, музыка Ленинграда 1920–1940-х годов.

DOI: 10.26156/OM.2019.40.2.008

В рецензии рассматривается перевод на английский язык монографии Д. Ю. Брагинского «Шостакович и футбол: территория свободы», вышедшей в 2018 году в Москве под названием «Shostakovich and Football: Escape to Freedom». Автор рецензии делает вывод, что уникальность книги определяется сочетанием глубины замысла с необычностью и занимательностью изложения, при которой архивная точность всех фактов представлена увлекательно и динамично. Особо отмечается ценность подобранного иллюстративного материала.

Ключевые слова: Шостакович, футбол, балет «Золотой век», Ансамбль песни и пляски НКВД, 1936 год.

Сведения об авторах

Информация для авторов