«Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского: драматургические параллели

«Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского: 
драматургические параллели

Скачать pdf  .

Ключевые слова: П. И. Чайковский, Н. Д. Кашкин, А. С. Даргомыжский, А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», «Русалка», сценарий, либретто, композиция и драматургия оперы, идея счастья.

Автор: Владимир Горячих

Сведения об авторе: ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОРЯЧИХ

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4209-7771
SPIN-код: 7014-8054
e-mail: goryachih@mail.ru

Кандидат искусствоведения (1999), доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

199034 Санкт-Петербург, В. О., Менделеевская линия, 5

Дата поступления: 28.01.2020

Дата публикации: 15.05.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.001

Аннотация

В статье впервые в отечественном музыкознании исследуются драматургические параллели между операми «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского — на уровне сюжета, образов главных героев, драматургии либретто, музыкальной композиции и драматургии. Приводятся сведения, в том числе малоизвестные, об отношении Чайковского к «Русалке». Отмечаются драматургические пересечения оперы Даргомыжского с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин», которые, в свою очередь, могли привлечь внимание Чайковского на первом этапе сочинения оперы. В связи с этим подробно реконструируется история создания первоначального сценария «Евгения Онегина» и участия в нем музыкального критика Н. Д. Кашкина, затрагиваются обстоятельства личной жизни композитора. Выдвигается гипотеза о возможном влиянии «Русалки» Даргомыжского на драматургический замысел оперы Чайковского, выявляется ряд содержательных и ситуационных параллелей между двумя операми. Последовательно сопоставляются драматургия и композиционный план первых двух актов «Русалки» и «Евгения Онегина», в том числе развитие конфликта; обнаруживаются объединяющие третий акт оперы Чайковского и четвертый акт оперы Даргомыжского приемы репризности и инверсии по отношению к первому действию. В контексте развязки рассматриваются две взаимосвязанных идеи в драматургии обеих опер: невозможности «замены счастья» и невозможности вернуть утраченное счастье.

Литература

Асафьев 1954 — Асафьев Б. В. «„Евгений Онегин“. Лирические сцены П. И. Чайковского» // Асафьев Б. В. Избранные труды : в 5 т. Т. 2. Избранные работы о П. И. Чайковском, А. Г. Рубинштейне, А. К. Глазунове, А. К. Лядове, С. И. Танееве, С. В. Рахманинове и других русских композиторах / ред. текста, вступ. ст. и примеч. В. В. Протопопова и Е. М. Орловой. Москва : Издательство Академии наук СССР, 1954. С. 73–141.

Брюллова 1973 — Брюллова А. И. П. И. Чайковский // Воспоминания о Чайковском : [сб. ст.] / сост.: Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. 2-е, перераб. и доп. изд. Москва : Музыка, 1973. С. 123–139.

Вайдман 1988 — Вайдман П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. Москва : Музыка, 1988. 175 с.

Горячих 2006 — Горячих В. В. «Русалка» А. С. Даргомыжского. К истории сюжета и либретто оперы // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2006. Вып. 1. С. 39–46.

Кашкин 1954a — Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском / общ. ред., вступ. ст. и примеч. С. И. Шлифштейна. Москва : Государственное музыкальное издательство, 1954. 225 с.

Кашкин 1954b — Кашкин Н. Д. П. И. Чайковский. Опыт характеристики его значения в русской музыке // Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском / общ. ред., вступ. ст. и примеч. С. И. Шлифштейна. Москва : Государственное музыкальное издательство, 1954. С. 27–43.

Пекелис 1973 — Пекелис М. С. A. C. Даргомыжский и его окружение : в 3 т. Т. 2: 1845–1857. Москва : Музыка, 1973. 416 с.

Угрюмова 1973 — Угрюмова Т. Роль опер Даргомыжского в формировании русской лирической оперы // Научно-методические записки. Вып. 1 / Уфим. гос. ин-т искусств; гл. ред. Л. М. Пятых. Уфа : Башкирское книжное издательство, 1973. С. 66–85.

Указатель сочинений П. И. Чайковского — Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова. Москва : П. Юргенсон, 2006. LXXX, 1107 с.

Чайковский 1953 — Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва : Музгиз, 1953. 437 с.

Чайковский 1961 — Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка : в 17 т. Т. 6: Письма 1876–1877 / подг. Н. А. Викторовой и Б. И. Рабиновичем. Москва : Музгиз, 1961. 397 с.

Для цитирования: Горячих В. В. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского: драматургические параллели // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 2. С. 6–24.
DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.001.

“Eugene Onegin” by Pyotr Tchaikovsky and “Rusalka” by Alexander Dargomyzhsky: Dramaturgical Parallels

Keywords: Pyotr I. Tchaikovsky, Nikolay D. Kashkin, Alexander S. Dargomyzhsky, Aleksandеr S. Pushkin, “Eugene Onegin”, “Rusalka”, scenario, libretto, composition and dramaturgy of the opera, idea of happiness.

Author: Vladimir V. Goryachikh

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4209-7771
SPIN-код: 7014-8054
e-mail: goryachih@mail.ru

PhD (Arts, 1999), Associate Professor at the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Associate Professor at the History of West-European and Russian Culture at the Institute of History at the Saint Petersburg State University

5 Mendeleevskaya liniya, St. Petersburg 199034, Russia

Submitted on: 28.01.2020

Published on: 15.05.2020

Abstract

The article represents the first attempt in Russian musicology to explore dramaturgical parallels between the operas “Eugene Onegin” by Pyotr Tchaikovsky and “Rusalka” by Alexander Dargomyzhsky from the point of view of the plot, main characters images, libretto dramaturgy, and musical composition. The details provided include littleknown information on Tchaikovsky's attitude to “Rusalka”. Dramaturgical intersections of Dargomyzhsky’s opera with Alexander Pushkin’s novel “Eugene Onegin”, which, in turn, could attract Tchaikovsky’s attention at the first stage of composing the opera, are considered. In this regard, the history of creation of the initial scenario of “Eugene Onegin” and participation of the music critic Nikolay Kashkin therein are carefully reconstructed, details of the composer’s private life being addressed. A hypothesis is proposed about a possible influence of Dargomyzhsky’s “Rusalka” on the dramaturgic idea of the Tchaikovsky’s opera, revealing a number of parallels in the plot and situational parallels between the two operas. The dramaturgy and compositional scheme of the first two acts of “Rusalka” and “Eugene Onegin” are consistently compared, including the development of the conflict; the techniques of reprise and inversion in relation to the first act are discovered, which unify the third act of the Tchaikovsky’s opera and the fourth act of the Dargomyzhsky’s opera. Two interrelated ideas in the dramaturgy of the both operas are considered as the denouement: it is impossible to replace happiness and it is impossible to return lost happiness.

Works Cited

Asaf ’ev, Boris V. (1954). “ ‘Evgeniy Onegin.’ Liricheskie stseny P. I. Tchaikovskogo” [“ ‘Eugene Onegin.’ Lyric scenes by Pyotr I. Tchaikovsky”]. In Izbrannye trudy [Selected works] : in 5 vols. Vol. 2: Izbrannye raboty o P. I. Tchaikovskom, A. G. Rubinsteine, A. K. Glazunove, A. K. Lyadove, S. I. Taneeve, S. V. Rachmaninove i drugikh russkikh kompozitorakh [Selected works on Pyotr I. Tchaikovsky, Anton G. Rubinstein, Alexander K. Glazunov, Anatoliy K. Lyadov, Sergey I. Taneev, Sergey V. Rachmaninov and other Russian composers], ed. by Vladimir V. Protopopov & Elena M. Orlovа. Moscow : Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, рр. 73–141 (in Russian).

Bryullova, Alina I. (1973). “Pyotr I. Tchaikovsky.” In Vospominaniya o Tchaikovskom : sb. st. [Memories of Tchaikovsky : Collection of articles], ed. by Evgeniya E. Bortnikova, Kseniya Yu. Davydova, Galina A. Pribegina. 4th ed. Moscow : Muzyka, рр. 123–139 (in Russian).

Goryachikh, Vladimir V. (2006). “ ‘Rusalka’ A. S. Dargomyzhskogo. K istorii syuzheta i libretto opery” [“The Rusalka” by Alexander Dargomyzhsky. To the story of the plot and the libretto of the opera]. In Vestnik of Saint Petersburg University. History, Issue 1 (2006), рp. 39–46 (in Russian).

Kashkin, Nikolay D. (1954a). Vospominaniya o P. I. Tchaikovskom [Memories of Pyotr I. Tchaikovsky], ed. by Semen I. Shlifshteyn. Moscow : Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 225 p. (in Russian).

Kashkin, Nikolay D. (1954b). “P. I. Tchaikovsky. Opyt kharakteristiki ego znacheniya v russkoy muzyke” [Pyotr I. Tchaikovsky. The experience of characterizing its significance in Russian music]. In Izbrannye stat’i o P. I. Tchaikovskom [Selected articles on Pyotr I. Tchaikovsky], ed. by Semen I. Shlifshteyn. Moscow : Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, рp. 27–43 (in Russian).

Pekelis, Mikhail S. (1973). A. S. Dargomyzhskiy i ego okruzhenie [Alexander Dargomyzhsky and his entourage] : in 3 vols. Vol. 2: 1845–1857. Moscow : Muzyka, 416 p. (in Russian).

Tchaykovskiy, Pyotr I. (1953). Muzykal’no-kriticheskie stat’i [Music critical articles]. Moscow: Muzgiz, 437 p. (in Russian).

Tchaykovskiy, Pyotr I. (1961). Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Literary works and correspondence] : in 17 vols. Vol. 6: Pis’ma 1876–1877 [Letters 1876–77], ed. by Nina A. Viktorova & Boleslav I. Rabinovich. Moscow : Muzgiz, 397 p. (in Russian).

Tematiko-bibliograficheskiy ukazatel’ sochineniy P. I. Tchaikovskogo (2006) [Thematic and bibliographical catalogue of Pyotr I. Tchaikovsky’s works], ed. by P. Vaydman, L. Korabel’nikova, V. Rubtsova. Moscow : P. Yurgenson, 1107 p. (in Russian).

Ugryumova, Tat’yana S. (1973). “Rol’ oper Dargomyzhskogo v formirovanii russkoy liricheskoy opery” [“The role of Dargomyzhsky operas in the formation of the Russian lyric opera”]. In Nauchno-metodicheskie zapiski [Scientific and methodological notes], Issue 1, Ufa State Institute of Arts; ed. by Leonid M. Pyatykh. Ufa : Bashkirskoe knizhnoe izdatel’stvo, рp. 66–85 (in Russian).

Vaydman, Polina Е. (1988). Tvorcheskiy arkhiv P. I. Tchaikovskogo [Creative archive of Pyotr I. Tchaikovsky]. Moscow : Muzyka, 175 p. (in Russian).

For citation: Goryachikh, Vladimir V. “ ‘Eugene Onegin’ by Pyotr Tchaikovsky and ‘Rusalka’ by Alexander Dargomyzhsky: Dramaturgical Parallels.” In Opera musicologica, vol. 12, no. 2 (2020), pp. 6–24 (in Russian).
DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.001.