Научное заседание «Социокультурное пространство Поморья и средневековая певческая традиция Соловков: пути интерпретации»

С 07.11.19 по 07.11.19

7 ноября в 10.00 в Санкт-Петербургской консерватории (аудитория № 537, Малый концертный зал) в рамках международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения – 2019» пройдет научное заседание «Социокультурное пространство Поморья и средневековая певческая традиция Соловков: пути интерпретации», организованное Научно-исследовательской лабораторией русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова Санкт-Петербургской консерватории. 

Впервые в рамках традиционной музыковедческой конференции встретятся специалисты разных профилей (культурологи, философы, филологи, источниковеды, музыкологи-медиевисты и этномузыкологи), чтобы с разных точек зрения рассмотреть требующую всестороннего изучения проблему, а именно – социокультурное пространство Русского Поморья, чьи культурные традиции исторически тесно связаны с одним из древнейших духовных центров России – Соловецким Спасо-Преображенским монастырем. 

По мнению организаторов заседания, певческое наследие знаменитой севернорусской обители, внесшей значительный вклад в развитие традиций церковнопевческого искусства на Руси, требует более пристального внимания не только со стороны кодикологов (большинство сохранившихся музыкальных рукописей Соловецкого монастыря до сих пор ожидает тщательного описания и изучения). Соловецкий архипелаг долгие столетия вплоть до новейшего времени как locus termini служил местом встречи человека с непознаваемым, но справедливым и милосердным, все обновляющим Творцом. Острым переживанием «тонкости бытия», хрупкости человека и одновременно его духовной силы – силы преображения и преодоления смерти – пронизаны как литургические песнопения средневековой традиции Русского Севера, так и народной песни Поморья. Именно в таком контексте следует рассматривать множество частных проблем, встающих перед музыковедом-медиевистом, изучающим певческое наследие Соловецкой обители.

К диалогу приглашены исследователи, для которых принципиально важным оказывается ответить на вопросы: 
– чем обусловлено художественное своеобразие творчества монастырских роспевщиков, помимо законов средневекового литургического искусства;
– каким образом специфика социокультурного пространства берегов Белого моря могла повлиять на становление и развитие этой уникальной традиции;
– где находятся те границы, которые отделяют мирское понимание жизни и смерти от литургического богословия, а профанное искусство – от сакрального, и существуют ли действительно эти границы в историко-культурной перспективе одной из «окраинных» русских земель.

Научный диалог участников заседания призван дать новый толчок изучению музыкального наследия Соловецкого монастыря и в целом Русского Севера.

К заседанию приурочена иллюстрирующая доклады участников заседания выставка «Поморцы с окияна-моря», подготовленная совместно сотрудниками Соловецкого Морского музея и Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики (откроется 5 ноября).