Фалалеева Елена Игоревна

Кафедра теории музыки
Доцент

Ученая степень - кандидат искусствоведения

Ученое звание – доцент

Образование – Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1989, музыковедение

Сведения о диссертациях: ««Полиязычие в вокальной музыке И.Ф. Стравинского (к постановке проблемы)» (2005, ЛОЛГК)

Повышение квалификации: «Современные проблемы теории и истории музыкального искусства», 2010;  «Теория музыки — многоотраслевая современная наука: инновации и дискуссионные проблемы», 2013; «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительсуком и композиторском творчестве», 2015; «Современные проблемы теории и истории музыкального искусства», 2015; «Актуальные проблемы музыкального искусства: теория, история, практика, педагогика», 2017-2018.

Общий трудовой стаж: c 1983 года; с 1989 по 2016 годы основное место работы — Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова

Педагогический стаж работы в вузе: c 2007 года — Санкт-Петербургская Государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова

Преподаваемые дисциплины: сольфеджио, гармония, специальность  (музыковедческий факультет: студенты и соискатели), методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, педагогическая практика (сольфеджио)

 

Основная сфера научных интересов — вокальная музыка И.Ф. Стравинского на разноязычные тексты; проблема полиязычия в творчестве композиторов XX века; текстологический анализ рукописей полиязычных вокальных сочинений И.Ф. Стравинского; научное наследие А.Л. Островского; Петербургская школа сольфеджио; отечественная сольфеджистика конца XX  начала XXI веков; современное музыкальное образование.

Фалалеева Е.И. — стипендиат Фонда Пауля Захера, Базель, Швейцария (Paul Sacher Stiftung, Basel, Schweiz): работала в Базельском архиве в 1997 и 2006-2007 годах. Член  исследовательской группы «Стравинский между Востоком и Западом» (STG-Stravinsky) Международного музыковедческого общества (IMS). Участница всероссийских и международных научных конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов: Международная научная конференция «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах». Петрозаводская Государственная консерватория  им. А.К. Глазунова (Петрозаводск,  2011);  «Musics. Cultures. Identities». 19th Congress of the International Musicological Society (Рим, 2012; Международный симпозиум «Работа над собранием сочинений композиторов», Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург, 2015); Международный симпозиум. «Две легенды русской музыки». Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2015); «Стасовские чтения. Юбилейные даты 2016 года». Санкт-Петербургская Государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, кафедра истории русской музыки (Санкт-Петербург, 2016); Международная научная конференция «СТРАВИНСКИЙ ЖИВ!»: к 135-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского. Государственный институт искусствознания совместно с Международным музыковедческим обществом (INS), секция «Стравинский: между Востоком и Западом» (Москва, 2017); Второй конгресс Общества теории музыки «Школы и направления в музыкальной науке, исполнительском и композиторском творчестве». Московская Государственная консерватория им. П.И. Чайковского (Москва, 2015) и др.  

Фалалеева Е.И. имеет более 40 публикаций в российских и зарубежных изданиях.

 

Основные публикации:

1. «Полифония языков» в вокальной музыке И.Стравинского: к постановке проблемы полиязычия в музыке ХХ века // Классика и ХХ век: Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербурской консерватории. Вып.2. СПб., 1999.

2. Полиязычие в современной музыке: опыт определения роли языка в полиязычных композициях ХХ века // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток – Запад: Материалы научной конференции. Вып. 8. Владивосток, 2002.

3. Франкоязычные сочинения И.Ф.Стравинского (к вопросу о полиязычии в музыке ХХ века) // Русско-французские музыкальные связи: Сборник научных статей. СПб., 2003.

4. Три мадригала А.Шнитке в свете полиязычных тенденций в вокальной музыке ХХ века // Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. Вып. 3: Сборник статей. СПб., 2004.

5. Разноязычные версии вокальных сочинений И. Ф. Стравинского: «явные» и «cкрытые» тексты // Художественный текст: явное и скрытое. IX Всероссийский междисциплинарный семинар: Cборник научных материалов. Петрозаводск, 2007.

6. Нотные автографы вокальных сочинений И.Ф. Стравинского: перспективы исследования // Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы XI Российско-Американской научно-практической  конференции, 13-15 мая 2008 года. Сб.ст. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008.

7. Текстологический анализ рукописей полиязычных вокальных сочинений И.Ф. Стравинского (К постановке проблемы) // Источниковедение истории культуры: сб. статей. Вып. 2. ЦНИТ «АСТЕРИОН». СПб., 2009.

8. Базельские рукописи  «Deux poesies de P. Verlaine» И.Ф. Стравинского 1952 года // Источниковедение истории культуры: сб. статей. Вып. 2. ЦНИТ «АСТЕРИОН». СПб., 2009.

9. Вокальный цикл «Les illuminations» Бенджамина Бриттена на французском языке: к проблеме встречного ритма в условии полиязычия // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции (10 – 12 декабря 2010). Сб.ст.  Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2011.

10. «Полиязычие в вокальной музыке И.Ф. Стравинского: аспекты текстологического анализа (по материалам Базельского Архива)» // «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах». Сб.ст. Петрозаводск, 2012.

11. «Петербургская школа сольфеджио — XXI век: проблемы, поиски, перспективы» // Педагогические проблемы музыкального образования». Сборник статей. Воронеж, 2012.

12. «Экспериментальный жанр “музыкального полдника” в постреволюционной России 30-х годов: об одном историческом документе из архива А.Л. Островского» // «Современные проблемы науки и образования», №2, 2015 URL: http//www.sience–education.ru/129-21562.

13. Роль и место общего образования в системе профессионального образования музыканта // Современное музыкальное образование 2015. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Сборник статей. СПб., 2015.

14. А.Л. Островский и традиции Петербургской школы сольфеджио: от XX века к современности  // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник научных трудов. СПб.,  2016.

15. Певческие упражнения по сольфеджио в теоретическом наследии А.Л. Островского: к проблеме освоения элементов музыки XX века в современных музыкально-образовательных учреждениях // Современное музыкальное образование — 2016:  Материалы XV Международной научно-практической конференции. СПб., 2017.

16. «Музыкальные полдники»: об одном историческом документе из архива А.Л. Островского // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Материалы Международной научно-практической конференции.  Сборник научных трудов. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2018.

17. Вокальная музыка И.Ф. Стравинского на разноязычные тексты: к проблеме текстологического анализа рукописей полиязычных вокальных сочинений (по материалам Базельского Архива) Международный научно-исследовательский журнал (Norwegian journal of development of the International Science), ISSN 3453-9875,  № 26 2019, Vol. 1.

18. Жанр музыкального подношения или hommage в полиязычном творчестве И.Ф. Стравинского // Университетский научный журнал = Humanities & Sience University Journal. Филологические и  исторические науки, археология и искусствоведение. № 54 (2020): научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2020.

19. Научное и педагогическое наследие А. Л. Островского, основателя петербургской школы сольфеджио: взгляд из XXI века // Университетский научный журнал = Humanities & Sience University Journal. Филологические и  исторические науки, археология и искусствоведение. № 58 (2020): научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2020.

20. «Вакхическая песнь» А.К. Глазунова на стихи А.С. Пушкина:  к истории создания и опыта полиязычия в новой оркестровой редакции // Две легенды русской музыки. А. Глазунов и А. Скрябин сегодня: колл. монография. СПб, 2021 (статья в монографии совместно с Домбург Э.А. ван).

 

Фалалеева Е.И. принимает участие в российских и международных конференциях по вопросам современного музыкального образования: Международная научно-практическая конференция «Современное сольфеджио». МГК им. П.И. Чайковского. Москва, 2011; Региональная научно-практическая конференция, на базе СПбМУ им. Н.А. Римского-Корсакова, посвященная проблемам общего образования в средних специальных учебных заведениях, Санкт-Петербург, 2014; Международная научно-практическая конференция «Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен», ежегодно организуемая Институтом музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена; Международная научно-практическая конференция «Cовременное музыкальное образование», организуемая РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова; Круглый стол сольфеджистов на тему «Сольфеджио в XXI веке». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. Москва, 2021; «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство в культурном пространстве России», Санкт-Петербург,  2021, и др.

Фалалеева Е.И. имеет ряд опубликованных учебных пособий и статей по различным предметам музыкально-теоретического цикла:  Шпаргалка по музыкальной грамоте». Учебное пособие для учащихся ДМШ и студентов музыкальных ВУЗов. СПб., 2018 (совместно с А.С. Александровой-Старухиной); Образцы письменных экзаменационных работ по музыкально-теоретическим дисциплинам. СПб., 2018 (раздел учебно-методического пособия); Конспекты музыкально-теоретических тем. СПб., 2020; Приложение к главе VIII «Аккорды на ступенях мажора и минора» // Упражнения по теории музыки. СПб., 2003 (раздел учебного пособия);  Курс теории музыки на фортепианном отделе: о некоторых формах оптимизации учебного процесса // Музыкальное приношение. Сб. ст. СПб. 2008; О новых методических подходах в музыкально-теоретическом образовании // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции.  Часть I. Сб.ст. СПб., 2009; «Теория музыки» в системе современного музыкального образования: проблемы, поиски, перспективы // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции.  Сб.ст. СПб., 2010; «Систематизированный курс практических домашних заданий по теории музыки» как форма оптимизации учебного процесса в средних специальных учебных заведениях // Педагогические проблемы музыкального образования». Сб.ст. Выпуск 5. Воронеж, 2014.  

По инициативе Фалалеевой Е.И. были организованы секция «Сольфеджио: вчера, сегодня, завтра» и Научно-практический семинар, ежегодно проводимые кафедрой теории музыки Санкт-Петербургской консерватории в рамках Международной конференции «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии». С 2010 года —организатор Международных Научных чтений «Источниковедение в системе гуманитарного образования» на базе Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена.

Фалалеева Е.И. активно сотрудничает с «Санкт-Петербургским учебно-методическим центром по образованию Комитета по культуре», проводя тематические семинары, мастер-классы и лекционные занятия по повышению квалификации преподавателей государственных бюджетных учреждений. С целью укрепления связей с детскими музыкальными школами и лицеями совместно с «Санкт-Петербургским учебно-методическим центром по образованию Комитета по культуре» Фалалеева Е.И. инициировала  организацию Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ» под кураторством Санкт-Петербургской консерватории с участием преподавателей начальных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы и других регионов России.

Фалалеева Е.И. организует тематические концерты-сольфеджио с участием студентов музыковедческого факультета (Тематический концерт-сольфеджио «‘Сосны’ русских композиторов (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, С.И. Танеев, М.М. Ипполитов-Иванов, С.В. Рахманинов); Лекция-концерт «Песни разных народов» Л.В. Бетховена).

Студенты класса Фалалеевой Е.И.  становятся победителями музыкально-теоретических Олимпиад по сольфеджио. По специальности «Музыковедение» за период с 2007 по 2022 годы под руководством Фалалеевой Е.И. было защищено 7 дипломных работ.

Другие достижения: Почетная грамота за многолетний добросовестный труд, достигнутые успехи в области сохранения  развития культуры и искусства (2008); Благодарность Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за высокие достижения в сфере музыкального профессионального образования (2011); Благодарность Комитета по культуре Санкт-Петербурга за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга (2015); Благодарность Школы-студии современного искусства за подготовку лауреатов (2021).