Иоланта на исторической сцене Капеллы

20 мая 2019 на сцене Академической капеллы Санкт-Петербургская консерватория и Международная академия музыки Елены Образцовой представят последнюю оперу Чайковского «Иоланта».
Участники творческого проекта – Симфонический оркестр консерватории, солисты и детский хор   Международной академии музыки Елены Образцовой. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – ректор Консерватории, заслуженный артист России Алексей Васильев. Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Ольга Мухортова.

Иоланта (1891) – последняя опера Петра Ильича Чайковского, написанная им за год до смерти. Она по праву считается самой светлой и самой романтической в обширном оперном наследии композитора. В основу сюжета легла драма в стихах датского поэта и драматурга Генрика Герца (1798 - 1870) «Дочь короля Рене» (1845). Замысел этого сочинения зрел у композитора очень долго. Еще в 1883 году, прочтя драму Герца, Чайковский был очарован ее поэтичностью и оригинальностью. В 1888 году он увидел пьесу на сцене московского Малого театра и укрепился в мысли о создании оперы на этот сюжет. Наконец, летом 1890 года последовал заказ от Мариинского театра на камерную оперу. Это послужило поводом для того, чтобы Чайковский осуществил свой давний план в содружестве со своим братом Модестом Чайковским, создавшим либретто. Композитора увлек не столько национальный колорит и черты эпохи, сколько душевная драма главной героини. Иоланта в череде женских образов, созданных композитором, выделяется особой лиричностью и трепетностью, вызывая ассоциации с Татьяной в «Евгении Онегине». Последняя опера Чайковского стала гимном жизни и любви, утверждением веры в победу добра и света.

Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге. Дирижировал Эдуард Направник. Московская премьера оперы прошла 11 ноября 1893 года, уже после смерти композитора.
Действие происходит в XV веке на юге Франции, в Провансе. Слепая от рождения дочь короля Прованса не знает о своем несчастье, но молодой рыцарь, которого она полюбила, открывает ей страшную правду. Желание Иоланты увидеть мир, подстегнутое мнимой угрозой короля казнить рыцаря, если попытка врача восстановить ее зрение не увенчается успехом, приводит к счастливой развязке: она прозревает.