Орган / Клавесин

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности (орган, клавесин):

  1. Исполнение программы.
  2. Собеседование (с прослушиванием по фортепиано).
  3. Сольфеджио и гармония (письменно и устно).


Исполнение программы (орган)
На вступительном экзамене должны быть исполнены три произведения:

  1. Полифоническое произведение (Прелюдия и фуга, Токката и фуга и т.п.) И. С. Баха или композитора северонемецкой школы (Букстехуде, Брунс, Любек).
  2. Трио-соната (I и II, либо II и III части).
  3. Романтическое произведение (Мендельсон, Франк, Брамс и др.).
    Дополнительно может быть исполнено произведение одного из старых мастеров иной национальной школы (Фробергер, Фрескобальди, Куперен, Маршан, Кабанильес, Пёрселл и др.) либо сочинение композитора ХХ века.
    На исполнительском экзамене поступающий должен продемонстрировать свободное владение мануально-педальной техникой и основами стилистики и регистровки.
    Экзамен проводится на учебном органе W. Sauer op.1976 (класс № 214):
HAUPTWERK
Rohrflote 8'
Principal 4'
Waldflote 2'
Sesquialiter 2f
Mixtur 3-4f
Tremulant
POSITIV
Holzgedackt 8'
Quintadena 8'
Blockflote 4'
Principal 2'
Quinta 1 1/3'
Tremulant
PEDAL
Subbass 16'
Gemshorn 8'
Spitzoktave 4'
Копулы   I/P, II/P, I/II; механическая трактура.

Исполнение программы (клавесин)
На вступительном экзамене должны быть исполнены три произведения:

  1. И. С. Бах Синфония (BWV 787-801), либо Прелюдия и фуга из "Хорошо темперированного клавира" (1 том: BWV 846-869, 2 том: BWV 870-893), либо Токката (по выбору), либо 3-4 части из Французской или Английской сюиты (соответственно BWV 812-817 или BWV 806-811) - аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
  2. Дж. Фрескобальди Токката из Libro Primo или Libro Secondo (Возможно исполнение Канцоны) или И.Я. Фробергер Токкката или сюита.
  3. Произведения французских клавесинистов (Ж.-А. д'Англебер,Фр. Куперен или Ж.Ф. Рамо): 2-3 разнохарактерные пьесы или 3-4 части сюиты / Ordra - аллеманда, куранта, сарабанда, жига.

Дополнительно может быть исполнено: токката И.К. Керля, Д. Букстехуде или Я.П. Свелинка, либо две разнохарактерные сонаты Д. Скарлатти, либо произведение (в том числе возможно исполнение частей сюит, или неметризованной Прелюдии) Л. Куперена, либо произведения У. Бёрда, Дж. Фарнеби.

В виде исключения часть программы может быть исполнена на фортепиано (в зависимости от довузовской подготовки).

На исполнительском экзамене поступающий должен продемонстрировать свободное владение мануальной техникой, орнаментикой и основами стилистики и регистровки.

Вступительное испытание проводится на учебном клавесине (предположительно мастера Таскена), или на клавесине Бонамичи (класс № 220).

Собеседование (орган, клавесин)

На собеседовании выявляется общекультурный уровень поступающего, его эстетические взгляды, эрудиция, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, осведомленность в области органного/клавесинного искусства, знание литературы по специальности. Также на собеседовании проверяются знания по полифонии и способности к импровизации.
 

На фортепиано поступающий должен исполнить два произведения:
1. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен: I - или II и III части);
2. Один виртуозный этюд на пальцевую технику (Черни ор.740, Шопен или Лист).

На собеседовании проверяются навыки поступающих по чтению с листа.
Примерная трудность предлагаемых произведений для поступающих на орган:

1. И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги.
2. И.С. Бах. Хоральные прелюдии из "Органной книжки".
3. С. Франк. Пьесы для органа и фисгармонии.

Примерная трудность предлагаемых произведений для поступающих на клавесин:

1. И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги.
2. И.С. Бах.Пьесы из Нотной тетради А. М. Бах.
3. К.Ф.Э. Бах. "Легкие" сонаты, Г.Ф. Гендель "Легкие" сюиты , Г. Пёрселл Сюиты, Г.Ф. Телеманн Фантазии.


Сольфеджио и гармония (письменно и устно)
Сольфеджио

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, с хроматизмами и модуляционным развитием. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями;
    б) мелодические интервалы простые и составные (через несколько октав) в диапазоне от большой до четвертой октавы (звук за звуком, «цепочкой»);
    в) гармонические интервалы (простые и составные);
    г) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    д) аккорды по структуре (звучанию): малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды, уменьшенный септаккорд с обращениями, увеличенный терцквартаккорд;
    ж) «именные» аккорды: шопеновская и прокофьевская доминанты, рахманиновский аккорд, шубертова VI;
    з) гармоническую последовательность в форме периода, включающую различные виды модуляций и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды, повторить на фортепиано;
    и) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды повторить на фортепиано.

     

  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: Н. Качалина. Сольфеджио. Вып. 1. №№ 25–70;
    г) для поступающих на фортепианный факультет: спеть с листа фрагмент вокального сочинения под собственный аккомпанемент. Примерная трудность: Ф. Шуберт. Литания; А. Даргомыжский. «Чаруй меня!».


Гармония

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (12–16 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-митактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие;
    - разрешать аккорды (в основном виде и в виде обращений) с учетом их энгармонического равенства: уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. Ван Бетховен. Соната для ф-но № 8, ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; Ф. Шопен. Ноктюрны. Мазурки; А. Скрябин. Прелюдии ор. 11.
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме программы музыкального училища.